06 Декабря 2016
$63.92
67.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 04.02.2011

«Явил Господь ряд новых страдальцев…»

Фотограф: Архив "ТЖ"

Исполнилось 130 лет со дня рождения священномученика Алексия Бенеманского

«Если пошлет нам Господь испытание гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить все, веря, что не без воли Божией совершится это с нами и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову» – эти слова были написаны патриархом Тихоном в годы, в которые довелось жить Алексию Бенеманскому. В 1920 – 1930-е колесо истории проворачивалось с невероятной быстротой, поднимая и опрокидывая, сминая и перемалывая судьбы отдельных людей и целые классы общества. Волны репрессий накрывали духовенство, унося в ссылку, в лагерь, а затем и на тот свет.

Священномученик Алексей Константинович Бенеманский родился 6 января 1881 года в селе Баранья Гора Новоторжского уезда Тверской губернии в семье священника. После окончания духовной семинарии работал учителем начальной школы в Торжке. В 1904 году Алексей Константинович был рукоположен в сан священника и служил в Тверском Христорождественском женском монастыре.

После революции, несмотря на запрет со стороны властей, преподавал Закон Божий в монастыре, а после его закрытия перешел служить в храм Иконы Скорбящей Божией Матери. Летом 1919 года отец Алексий был избран членом епархиального совета.

В 1922 году в Москве создается группа «Живая Церковь», известная также как обновленческий раскол, а позднее – Высшее церковное управление, ВЦУ. Эта группа, видевшая свою опору в мирянах – единственном элементе, способном «зарядить церковную жизнь революционно-религиозной энергией», и обещавшая «самую широкую демократизацию Неба, самый широкий доступ к лону Отца Небесного», была единственной церковной организацией, признаваемой и даже поддерживаемой большевиками. ВЦУ, узурпировавшее верховную власть в церкви, декларировало свою полную поддержку всех начинаний большевиков. Все не принадлежавшие к этой группе представители церкви заведомо были неугодны новой власти. Первый раз Алексей Бенеманский был арестован и отправлен на тыловые работы в 1920 году, следующая волна репрессий против духовенства, связанная с кампанией по изъятию церковных ценностей, прокатилась спустя два года.
Епископ Старицкий Петр (Зверев), который после ареста Тверского архиепископа взял на себя управление епархией, обратился к пастве с воззванием о пожертвованиях в пользу голодающих, что было воспринято как сопротивление кампании по изъятию церковных ценностей. Арестован был помимо многих других и один из его ближайших помощников – священник Алексий Бенеманский, много работавший в комитете помощи голодающим. Вместе с другими арестованными его отправили в Бутырскую тюрьму. Но в Москве его даже допрашивать не стали, поскольку уже было принято решение арестовывать и высылать всех, кто противился обновленческому движению. Бенеманскому без всякого выяснения его вины присудили два года ссылки в Туркестан.

Несмотря на непривычный климат, неопределенное положение, постоянный надзор ГПУ, отец Алексий сохранил присутствие духа и в письмах семье радостно описывал, с каким вниманием и заботой его встретили в Самарканде, как помогают миряне и священники и о том, что ему удается служить.

В 1926 году Бенеманскому позволили вернуться в Тверь, и здесь будущий священномученик продолжил борьбу с обновленцами, которые как раз в это время снова активизировались и даже при поддержке властей начали подготовку к обновленческому Собору. Будучи настоятелем Скорбященской церкви, отец Алексий организовал при ней библиотеку, понимая, насколько важны духовное просвещение и духовные книги.

В 1928-м поднялась новая волна преследований церкви. Храмы стали закрывать, арестовывая и священнослужителей, и мирян. Бенеманский в числе других священников сумел отстоять Вознесенский собор, бывший тогда главной церковью Твери. Уже в 1929 году отца Алексия обвинили в укрытии церковных ценностей. Никаких ценностей, однако, при обыске у него не нашли. Приговорили к трем месяцам принудительных работ с конфискацией имущества на двести рублей.
В 1932 году он арестован в очередной раз – его обвинили в создании контрреволюционной организации и деятельности против советской власти. Отец Алексий виновным себя в предъявленных обвинениях не признавал. Его приговорили к высылке в Казахстан на три года, вместе с ним выслали еще четырех священнослужителей и четырех мирян. Шли этапным порядком, то есть проходя через все тюрьмы России южного направления, – это было особого рода наказание, тяжелее отбывания срока, и не все его переживали – одна из соэтапниц Бенеманского умерла в тюрьме. Но отец Алексий остался жив, смог вернуться домой в Тверь (он жил на улице Володарского, д. 37, кв.1) и воссоединиться с семьей. У него было пять детей, к тому времени они уже выросли – старшей дочери было двадцать девять лет, младшему сыну -шестнадцать. Осенью 1937 года вместе с Тверским архиепископом Фаддеем арестовали и Бенеманского.

Официально обвинительное заключение гласило, что отец Алексий, «являясь активным участником контрреволюционной церковно-монархической группы, проводил вербовку новых участников в эту группу и давал задание отдельным членам контрреволюционной группы на сбор средств среди верующих на организуемый им тайный монастырь в городе Калинине. Проводил среди населения активную контрреволюционную фашистскую агитацию». Виновным себя он не признал. 4 декабря 1937 года по приговору Тройки УНКВД по Калининской области протоиерей Алексий Бенеманский был расстрелян.

По заключению Тверской областной прокуратуры от 15 июня 1989 года реабилитирован.

19 сентября 1999 года Алексий Бенеманский канонизован как местночтимый святой Тверской епархии.

В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском соборе причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

«В наши смутные дни явил Господь ряд новых страдальцев», – писал патриарх Тихон. Могила одного из этого ряда, отца Алексия, осталась неизвестной, его мощи, как сказано в деянии архиерейского Собора, «оставлены на Божье произволение».

Автор: Мария СПИРИДОНОВА
31

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию