23 Августа 2017
$59.04
69.59
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 04.02.2011

Один из гостей усадьбы Прямухино

Фотограф: Архив "ТЖ"

К 180-летию со дня рождения художника.

Творческая и человеческая связь выдающегося художника Николая Николаевича Ге с тверской землей совершенно недвусмысленна: он приезжал в усадьбу Прямухино к любимым им Бакуниным, и это было не простое гостевание, а время серьезной работы.

Я долго размышлял после кончины Владимира Ивановича Сысоева, потерю которого пережить невозможно, имею ли право прикасаться к каким-либо прямухинским сюжетам, и все же решил: хотя выпавшее знамя так высоко уже не поднять, но нельзя, чтобы эта проторенная краеведческая тропа осталась в забвении. Сам Владимир Иванович этого не одобрил бы. Хотя мы вряд ли доскажем что-то существенное о самих Бакуниных, но о посетителях Прямухина писать надо обязательно.

Один из них, знаменитый живописец, мастер портретов, религиозных и исторических полотен Николай Ге, родился 27 февраля 1831 года в Воронеже в помещичьей семье. Его дед эмигрировал из революционной Франции в конце XVIII века, а отец служил офицером в российской армии и в 1814 году участвовал во взятии столицы своей родины — Парижа. Впоследствии он купил имение в Могилевском уезде, где и прошло детство Николая.

В десятилетнем возрасте его привезли в Киев и определили в гимназию, по окончании которой юноша поступил на физмат Киевского, а потом Петербургского университета. Университет Николай бросил, о чем никогда не пожалел, и поступил в Академию художеств, проучившись там семь лет.
Его тяга к античным и библейским сюжетам была высоко оценена руководством академии, исповедовавшим те же художественные принципы. За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» Ге получил в 1855 году малую золотую медаль. А через два года выпускная работа «Саул у Аэндорской волшебницы» принесла ему уже большую золотую медаль, звание классного художника первой степени и командировку за границу как пенсионера академии.

Командировка, в которую художник выехал вместе с молодой женой Анной, затянулась на десять лет. В Европе Николай Ге писал портреты, обращение же к историческим сюжетам не принесло ему удовлетворения. После Германии, Швейцарии и Франции он едет в Италию. Здесь родились его сыновья Николай и Петр. В Италии Ге пишет с натуры множество этюдов, переезжая из Рима в Неаполь, а затем во Флоренцию.

Три года он писал там «Тайную вечерю» и в 1863 году привез ее в Петербург, представив на осеннюю выставку в Академии художеств. Его творение произвело сильное впечатление и на публику, и на профессио-нальных ценителей: евангельский сюжет представал в ней как реальное событие, как драма отступничества от учителя и раскола среди единомышленников, что вызывало невольные аллюзии с современностью, ставя проблему нравственного выбора. «Разве это Христос? — возмущался Достоевский, — …это обыкновенная ссора весьма обыкновенных людей». Оценку Достоевского подхватывала Наталия Грот: «Он первый намеренно отнял у величайшего из мировых событий его божественность. На лице Спасителя не только все — человеческое, но совершенное отсутствие возвышенности и даже достоинства». Художник, конечно, нарушал каноны академизма. Все ждали, что скажет о «Тайной вечере» император…

Александр II распорядился купить картину для музея академии, заплатив за нее 10 тысяч рублей серебром. В результате Николай Ге получил от академии за «Тайную вечерю» звание профессора, минуя звание академика (тогда звание академика живописи по статусу было ниже профессорского).
Вдохновленный успехом, он в следующем году возвращается во Флоренцию, где пишет много эскизов на евангельские сюжеты и начинает большую картину «Вестники Воскресения». Здесь же Ге знакомится и сближается с Герценом, пишет его портрет, признаваемый лучшим среди всех написанных им портретов.

Новые работы на библейские сюжеты не приносят успеха в России, и художник, преодолев внутренний кризис, обращается к отечественной истории. На первой выставке передвижников в 1871 году не без трепета он выставил картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Она сразу же стала русской живописной классикой. Реальный конфликт реальных людей, у каждого из которых своя правда, поданный напряженно и драматично, не может никого оставить равнодушным. Автор картины оставил право судить самим зрителям.

Петербургская квартира художника стала в начале 1870-х годов салоном, в котором собирались литераторы, художники, люди науки. Многие из них «прошли» через мастерскую хозяина: портреты И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, Н.И. Костомарова — важная часть творческого наследия художника Ге.

После холодного приема его новых работ на исторические и библейские сюжеты 44-летний Николай Ге навсегда покинул в 1875 году столицу и переселился на Украину, под Чернигов, купив небольшой хутор. Вскоре он близко познакомился с Л.Н. Толстым и стал приверженцем его учения, которое, как известно, частично расходилось с официальным православием. Живопись он почти забросил, но иногда писал портреты для заработка. Последний украинский гетман Павел Скоропадский вспоминал, что художник Ге «переписал всю нашу семью», в том числе и его, семилетнего мальчика. Лишь в начале 1880-х годов Николай Ге вернулся в искусство и уже не оставлял творчества, в котором возобладали евангельские темы, до конца своих дней.

Вершинными его творениями явились картины «Что есть истина? Христос и Пилат» (1890) и «Распятие» (1894). Несмотря на неприятие их значительной частью критиков и зрителей, в том числе европейских, а также церковной цензурой, художник считал, что именно в них он нашел наконец себя и выразил свое кредо. Его не смутило даже то, что последний вариант «Распятия» в начале 1894 года был запрещен к демонстрации императором Александром III. Вскоре после этого, 13 июня, художник умер на своем хуторе Ивановском Черниговской губернии.

Историю Христа художник воспринимал как эпизод вечной борьбы Добра со Злом и неизменного торжества Зла. Неприглядностью этого торжества он старался поразить зрителя, фактически формируя стилистику экспрессионизма и не боясь преступить границы художественности. Современные искусствоведы сходятся во мнении, что главной художественной заслугой Ге можно считать то, что он прежде других почувствовал и реализовал возможности реалистической трактовки библейских композиций.

А что же Прямухино? Один из потомков славного рода Шлиппенбахов, состоявших в родстве с Бакуниными, пишет: «Общественно-политическая жизнь накануне крестьянской реформы била, что называется, ключом. Им утоляли жажду деятельности братья Николай, Павел, Алексей и Александр. Один Илья держался в стороне от политики. Он стремился к тихой семейной жизни на радость его супруги Елизаветы Шлиппенбах, ныне ставшей Бакуниной. Он дружил с Николаем Николаевичем Ге и тоже тяготел к живописи. Воспитывал четверых детей. Среди них — дочь, названную в честь жены Елизаветой. Она со временем станет моей бабушкой. С точки зрения страстей политических в семье царила Божья благодать. Потому пера властителей дум Илья Александрович удостоен не был. Зато облик его увековечен кистью художника Ге... Кое-какие подробности из жизни в Прямухине я слышал от родных. Смешной казус произошел там с Николаем Николаевичем Ге. Он, как я уже говорил, дружил с моим прадедом Ильей Александровичем. Вернувшись из Италии, Ге решил повидаться с ним. Путешествуя, художник часто плавал на корабле, попадал в шторм. Интересуясь Ренессансом, добрался до Сицилии. Делился увиденным в итальянских городах. Привез наброски своих этюдов. Говорили, пили вкусные вина. Просидели допоздна. В комнате, где ему постелили кровать, у изголовья стояла тумбочка. На ней стакан и графин с водой. Все уснули. Вдруг из его комнаты раздался крик: «Капитан! Капитан! Отоприте каюту!» Вопли сопровождал стук. Перепуганные хозяева сбежались на шум. Зрелище было неописуемо! Кровать пуста. На нее из опрокинутого графина льется вода. Под кроватью в луже воды лежал то ли непроснувшийся, то ли непротрезвевший Николай Николаевич и яростно колотил в стену. Когда его с трудом выудили из замкнутого пространства, оказалось, ему приснился сон. Будто он один в каюте. На море шторм. Сильный крен. Резкий толчок. Каюту заливает водой. Она заперта. Корабль тонет… Художник сконфуженно извинялся за учиненный переполох. Что делать, пережитое наяву часто оборачивается кошмаром во сне».

Прямухинское предание гласит, что «Тайная вечеря» была воспроизведена самим Николаем Ге на фронтоне местной Троицкой церкви. Кто знает!..

Приведем две оценки личности художника, данные его современниками.

Лев Толстой: «Это был удивительный, чистый, нежный, гениальный старик-ребенок, весь по края полный любовью ко всем и ко всему, как те дети, подобными которым надо быть, чтобы вступить в Царство Небесное».

Владимир Стасов: «Ге был гений».

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры
40

Возврат к списку

В Тверской области прошел форум сельской молодежи ЦФО
Сегодня население небольшого поселка Мирный под Торжком на один день увеличилось на 151 человека. Именно столько начинающих врачей и учителей, выбравших работу в деревнях и весях, собралось здесь на форум сельской молодежи Центрального федерального округа. 
18.08.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость