29 Марта 2017
$56.94
61.81
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура03.02.2011

Вера Рычкова: Театр моей жизни

Фотограф: Архив Веры Рычковой

Мне кажется, что Тверскому академическому театру драмы на протяжении многих лет его существования везет с Актрисами (именно так, с большой буквы). С Актрисами, которые преданы своему театру, своему тверскому зрителю. Они могли бы играть на московской сцене, сотрудничать с известнейшими режиссерами…

Мне кажется, что Тверскому академическому театру драмы на протяжении многих лет его существования везет с Актрисами (именно так, с большой буквы). С Актрисами, которые преданы своему театру, своему тверскому зрителю. Они могли бы играть на московской сцене, сотрудничать с известнейшими режиссерами…

Однако они на всю жизнь остаются верны только одному своему театру. Такой была Надежда Васильевна Гончарова, такой была Антонина Михайловна Вольская. Вот уже около пятидесяти лет на сцене Тверского академического театра драмы блистает Наина Владимировна Хонина. Среди этих Актрис, преданных тверской сцене, и Вера Дмитриевна Рычкова. Сегодня без нее невозможно представить наш тверской театр, нашу тверскую культуру. В 1973 году после окончания Ленинградского государственного института культуры она приехала в наш город и осталась тут навсегда. Здесь стала сначала заслуженной артисткой России, а затем и народной. Юлия Тугина в «Последней жертве» А.Н. Островского, Раневская в «Вишневом саде» А.П. Чехова, Лариса в «Бесприданнице» А.Н. Островского, Мария Стюарт в «Елизавете против Елизаветы» Ф. Шиллера, Кручинина в «Без вины виноватых» А.Н. Островского, Вера в «Скамейке» А. Гельмана, заглавная роль в «Анне Карениной» Л.Н. Толстого. Эти роли стали классикой. Неудивительно, что после гастролей в немецком городе Дюссельдорфе Веру Рычкову назвали жемчужиной русского театра.

«Творческие гены у меня от мамы»

Разговор с Верой Дмитриевной не был простым. Все вопросы, которые касались ее частной жизни, отвергались с ходу. Считает, что читателя она должна интересовать только как актриса. И, конечно, в первую очередь меня не мог не волновать вопрос, откуда начался ее путь в искусство.
– Я родилась в городе Кирове. Отец у меня был партийным работником, а мама посвятила себя воспитанию детей, у меня была еще старшая сестра. И думаю, что все мои творческие гены от мамы. Именно она устраивала в доме праздники, ставила спектакли, оперетки. Школу я окончила с золотой медалью. И увлечений у меня было очень много. Хотела и химиком стать, и журналистом, однако, в конце концов, театр взял верх. Меня отпустили учиться в Ленинград, а вскоре после окончания Ленинградского института культуры я оказалась в Калинине. Сначала думала, что ненадолго, а затем выяснилось, что на всю оставшуюся жизнь.

– И не было предложений из других театров, от других режиссеров?
– Конечно, были. Однако так случилось в силу разных причин, что моя альма-матер – это Тверской академический театр, а мой самый главный режиссер – Вера Андреевна Ефремова. Меня, в ту пору еще совсем юную, неопытную актрису, она взяла за руку и ввела в свой сад творчества, подарила мне целое созвездие прекрасных ролей. Она научила меня очень и очень многому. Люблю и дорожу нашим совместным творчеством. Я понимаю, я чувствую порой по взгляду, по интонации тот заговор на роль, который потом рождает образ. Мне кажется, самое главное между актрисой и режиссером – это внутреннее понимание, доверие, уважение и, конечно, любовь.

От Чехова до Толстого

– Один из первых спектаклей, в котором вы сыграли, был «Вишневый сад». Он прошел через всю вашу жизнь.
– Да, действительно. Я до сих пор играю в этом спектакле, который идет на сцене тверского театра вот уже тридцать пять лет. Сначала я играла Аню. Это, если так можно сказать, мое детство в театре. Затем я стала играть Варю – это отрочество. Сегодня играю Раневскую – это зрелость. Женские судьбы в этой пьесе настолько интересны для меня, что устать от этого спектакля просто невозможно.

– И, конечно же, вы не могли пройти мимо пьес Островского.
– Это один из любимых драматургов Веры Андреевны Ефремовой. И я играла в «Последней жертве», в «Бесприданнице», в «Без вины виноватые». Это были прекрасные спектакли. Сама я просто погрузилась в мир Островского. Я, вообще, очень люблю работать над ролью. Артист должен исследовать и душу своего персонажа, и эпоху, в которой он жил. Получив роль, я погружаюсь в книги, стараюсь как можно больше узнать о времени, когда происходит действие.

– Представляю, сколько же вам пришлось работать над ролью Анны Карениной! Как, на ваш взгляд, эта роль – лучшая в вашей творческой карьере?
– Если судить по масштабу самой роли, то, наверное, да. Мысли Толстого настолько глобальны, что сыграть его героиню очень непросто. Анна Каренина уходит из жизни. И я должна объяснить зрителю, почему это произошло. У русской интеллигенции есть такое понятие – совесть. Вот Анна Каренина – это воплощенная совесть. Вы знаете, далеко не каждый человек встречает любовь. Это редкий дар. Эта любовь открыла перед ней и радость, и горе. И мир перед ней раздваивается. Она не может предать ни Вронского, ни Каренина, ни своего сына. Клубок страстей, из которого она не сумела выйти. Анна хотела быть чистой и честной, поэтому и ушла из жизни.

– Тема любви особая для вас.
– Да, практически все мои героини умели любить. А сильная любовь всегда трагическая. Не думаю, что у Ромео и Джульетты, если бы они остались живы, могла бы сложиться счастливая жизнь. Любовь – это громадная работа души. И я люблю каждую свою роль. Анна Каренина, Лариса из «Бесприданницы», Юлия Тугина из «Последней жертвы», Раневская из «Вишневого сада»… Вы представляете себе, что значит отравиться, броситься под поезд. Это такой эмоциональный накал, что после такой роли еще дня три потом живешь в ином мире.

«Перед спектаклем мне нужно уйти в себя»

– Каждый артист по-своему готовится к спектаклю. Как это происходит у вас?
– Действительно, у каждого это происходит по-своему. Я перед спектаклем ухожу в добровольную миграцию. Мои домашние знают, что в этот день ко мне подходить не надо. Я могу чем-то заниматься дома, могу гулять, но никто не должен меня трогать. Я должна впустить в себя свою роль.

– Отношения актеров в театре редко бывают идеальными. Некоторые даже пытаются перед спектак-лем спровоцировать скандал, чтобы настроиться на роль.
– Я с большим почитанием отношусь к своим партнерам. Мы вместе выходим на сцену, у нас не может быть никаких шероховатостей, ссор. Врагов в театре быть не должно.

«С Наиной Хониной нас связывает дружба»

– С кем из актеров театра у вас, если так можно сказать, сложился наиболее плодотворный творческий дуэт?
– Это, конечно же, Александр Чуйков и Наина Хонина. Чуйков и в жизни, и на сцене русский человек, русский мужик в самом лучшем значении этого слова. Он замечательный партнер. Между нами в спектакле как бы протянута тонкая ниточка, которая нас соединяет.

С Наиной Хониной нас связывает дружба. Причем дружба особенная, что бывает весьма редко. Мы никогда не касаемся каких-то бытовых проблем, говорим о книгах, фильмах, спектаклях. Мы можем часами с ней репетировать по телефону, как это было во время подготовки спектакля «На закате солнца». Наина очень талантливый человек, причем талантливый во всем.

И, конечно, не могу не сказать о Константине Юченкове. Его обаяние не знает границ. Ему на сцене подвластно все. Да к тому же в придачу его интеллект, его чувство юмора, щедрость души.

– Когда говоришь с артистом, то обычно спрашиваешь о тех ролях, которые он хотел сыграть, да по какой-то причине этого не сделал.
– Я не люблю такие вопросы. Мной сыграно немало интереснейших ролей. А что не сыграно – это боль души. Ты понимаешь, что этого уже не будет. Нужно жить завтрашним днем. И я уверена, что многие интересные роли у меня еще впереди.

P.S. 4 февраля в 18.30 в Тверском академическом театре состоится творческий вечер народной артистки России Веры Дмитриевны Рычковой. Вы сможете увидеть отрывки из спектаклей, в которых она играет, поближе познакомиться с тем, как складывался ее творческий путь на тверской сцене.

Автор: Андрей КИСЕЛЕВ
255

Возврат к списку

В университет с частушками | В Тверском педагогическом колледже проходит досрочная сдача ЕГЭ
35-летний Николай Соловьев 18 лет работает в одной из школ Максатихинского района. Преподаватель истории, краевед, финалист конкурса «Учитель года-2012», призер областного фестиваля гармонистов и частушечников, сегодня он пришел в пункт досрочной сдачи ЕГЭ, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
27.03.201721:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию