03 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 28.01.2011

Ольга Казак: «Главное – не отбить желания»

Фотограф: Александр Солодков

В учебной программе Тверской художественной школы имени Валентина Серова, недавно отметившей 65 лет со дня своего основания, появился новый предмет — Дизайн костюма.

Тверская художественная школа имени Валентина Серова, недавно отметившая 65 лет
со дня своего основания, замечательна не только приверженностью академическим традициям, но и успехами в поисках созвучных времени направлений.

Не так давно в расписании появился новый предмет «Дизайн костюма», преподает его Ольга Казак. Когда она оканчивала художественный факультет Московского текстильного института имени Косыгина, модного слова «дизайн» в Советском Союзе еще не было в ходу, ее специальность называлась «Модельер-технолог». Этот факультет был создан на основе Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), в 1927 году реорганизованных в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). А еще раньше был Баухаус, Высшая школа строительства и художественного конструирования, существовавшая в Германии с 1919-го по 1933 год.

– Мы считались наследниками великой школы с революционной методикой преподавания, – говорит Ольга Казак, – школы, которая сейчас утрачивается.

– Ольга Николаевна, в чем вы видите назначение вашего предмета в школе? Научить детей рисовать костюм?
– Костюмы я с ними рисую только потому, что я модельер, – костюм используется как основа преподавания композиции. В первом классе мы еще не подходим к костюму – начинаем с упражнений, развивающих глазомер, чувство пропорции, фантазию. Этот предмет на первом году обучения так и называется – «Общая графическая композиция». Делаем зарисовки растений, это, я считаю, основа – мы должны учиться у природы. Я говорю им: «Дети, вам одиннадцать лет, вы уже должны знать, с какого дерева этот лист». Они берут в руки лист березы: «Это, наверное, липа, а может быть, осина. Или нет, это сирень!» Потом, когда начинают рисовать, понимают, что лист и липы, и березы, и сирени можно описать примерно одинаковыми словами: лист в форме сердечка с зазубринками. Нарисованные, они выглядят совершенно по-разному. Дети начинают не только смотреть, но и видеть. Мы все, с нашим клиповым восприятием, смотреть-то смотрим, но не видим даже своего города, потому что он закрыт одним большим рекламным щитом. Отвлекаясь на мишуру, мы пробегаем мимо весны, мимо лета, мимо зимы. Я говорю детям: «Посмотрите, какой красивый первый снег, когда по нему впервые проехали машины». «Что там такого красивого, – спорят они, – белый, и все!» Я говорю: «Посмотрите, какой цвет». «Ну, грязный, подумаешь», – отвечают. Но через два дня приходят: «Ой, а вы знаете, там, правда, и розовый, и еще оттенки…» Вот скоро весна придет. Сначала появится запах, потом цвет, потом все потечет и закапает. Мы уже про это забыли, уже и у детей наших – только школа-компьютер-школа, у них нет насмотренности, они не видят не только произведения художников, но и то, что вокруг.

В начале июня мы обычно ходим на пленэр к церкви Покрова, мне там очень нравится – красивый сад, такой низенький. Я говорю им: «Посмотрите, как устроен цветок». И, когда дети начинают смотреть, они понимают, что это действительно чудо.

– Что такое дизайн костюма?
– Под дизайном обычно понимают все что ни попадя. Едва ли 2% населения знают, что это такое. На простом уровне это слово переводится как «рисунок, проект, зарисовка», но в нем заложен и более драматический смысл, это «замысел, ухищрение». Дизайнер – это начальник (от слова «начало»), от которого исходят идеи, а дизайн – это действие художника, которое помогает человеку жить. Дизайн непосредственно делает среду для человека, а опосредованно воспитывает самого человека. Вот пример. Как ходят у нас молодые люди летом? Объемные штаны, приспущенные шорты, на босу ногу хорошо, если сандалии, а то и просто тапочки, большая бесформенная футболка, кепка-бейсболка. И представим, допустим, испанский костюм XVI века, весь как бы запечатывающий человека. У дам были видны только лицо и кисти рук, она не могла голову наклонить, потому что воротник фреза мешал, и отсюда отчасти этот надменный взгляд, примая спина, гордая осанка. А наши молодые люди не могут в своем костюме сидеть прямо, потому что это будет не в стиле – само положение фигуры в костюме влияет на образ жизни.

В искусстве костюма у нас сейчас явный кризис – на дворе XXI век, а стиля XXI века нет. Мы все пользуемся перепевками прошлого и позапрошлого веков, все обращаемся к историческим фразам. Недавно пошла мода на завышенную талию, расширенные книзу рукава, другие детали – все перепевы исторического костюма, причем исторического костюма вообще, а не какого-то конкретного. В истории такое уже было перед рождением стиля модерн, когда промышленное производство начало развиваться, появились большие возможности, но никто не знал, как их использовать. Тот период был ознаменован появлением кича. Это продолжалось около десятилетия, а потом вдруг вспыхнул модерн, которым мы до сих пор питаемся и никак не можем переварить, – он морально не устаревает. Но мы обязательно должны к чему-нибудь прийти, вот уже новые технологии проявляются, например, в спортивном костюме. И начнется с очень простых форм, потому что новое всегда начинается с простого – с прямоугольника, а уже потом пойдет какой-то изыск. Минимализм у нас есть и сейчас, но, глядя на это отсутствие декора, хочется уже какой-то драпировки, каких-то рюшечек.

– Как можно научить фантазии, развить чувство композиции? Что вы делаете на своих уроках?
– Упражнений очень много, вот в ряду прочих: на листе бумаги делаю отпечатки тушью, получается такое фактурное пятно, в котором надо увидеть какой-то предмет. Домысливая картинку, ребята черной ручкой дорисовывают ее. Это для них одно из любимых занятий. А еще такое упражнение на тему ритма и пластики – нарисовать музыку. Ведь вальс имеет одну пластику, марш – другую. Они слушают на плеере свою любимую музыку и рисуют – получаются такие маленькие абстрактные композиции. Это тоже им очень нравится, у них у каждого есть свои предпочтения, которые хочется выразить. Вот еще интересная игра, которая очень хорошо развивает фантазию: рисуем черный силуэт, например, животного, а потом поворачиваем лист и смотрим: ой, а я вот здесь две линии пририсую, и выйдет верблюд, а если так, то собака. Даю и такое задание: рисовать сразу двумя руками разными по цвету карандашами. В первом классе пытаюсь давать только такие развивающие упражнения, во втором мы начинаем зарисовки растений с натуры – цветы, плоды в разрезе, а потом переходим к абстрактным графическим работам. Во втором полугодии занимаемся архитектоникой – это объемное построение предмета, занимающее в процессе обучения костюму большое место.

– Когда же начинается собственно костюм?
– Костюмом мы начинаем заниматься только к концу третьего класса – когда в их лукошке уже появились грибы. Сначала мыстроим композицию на листе бумаги, затем – ее разработку в графическом значке, а потом появляются куклыиз бумаги, вернее, не совсем куклы, а то, что называется «архитектоничный проект костюма».

Костюм рисуется обычно на плоскости листа, но, чтобы лучше показать объем, художник-модельер должен быть скульптором – видеть не только саму вещь, но и возможность ее построения, и пространство вокруг нее. Как изменить плоскость листа, сделать лист визуально объемным, как, смяв его, сложив, надрезав, скрутив, построить конструкцию. В компьютере это называется 3D Max, но экран все равно плоский, и, хотя объемные компьютерные программы сейчас развиты очень хорошо, уважающий себя архитектор представляет все-таки макет.

Костюм дети придумывают, исходя из графического значка. Ну что можно увидеть в этих черных и белах пятнах, в этих полосочках? Только в одном значке они увидели несколько костюмов. За эти эскизы они получили Гран-при на межрегиональном конкурсе модельеров «Пандора» осенью прошлого года. Но даже если ребенок не столь успешен, если он учится на тройки и у него ничего не получается, в художественной школе, я считаю, главное – не отбить желания, он все равно приобретает то, что ему в его жизни непременно пригодится.

Автор: Мария СПИРИДОНОВА
170

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию