17 Августа 2017
$59.65
70
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Транспорт 21.01.2011

Шоферская медкомиссия: нормативы устарели?

Фотограф: Ольга Моисеева

Нормы двадцатилетней давности ставят в тупик врачей и водителей.

Перечень заболеваний, препятствующих вождению автомобиля, достаточно широк. В первую очередь это алкоголизм и наркомания, некоторые психические отклонения. Садиться за руль нельзя и людям, страдающим эпилепсией. Противопоказанием являются значительные нарушения зрения, слуха, гипертония третьей степени, заболевания вестибулярного аппарата, пороки сердца, заболевания, затрудняющие движения рук, ног и шеи, отсутствие руки, ноги или пальцев (кроме специализированных машин для инвалидов). После инфарктов, операций на сердце или на глазах, при некоторых формах диабета, бронхиальной астмы и некоторых других болезнях вопрос о допуске за руль решается индивидуально.

Но если правоохранительные органы все чаще выявляют водителей с перечисленными заболеваниями – значит тут недостаточно прокурорских проверок и судебных исков по частным случаям. Проблему надо решать в целом.

Такая попытка была предпринята осенью этого года, когда Минздрав ввел новую форму справки о допуске к управлению транспортным средством. Теперь «водительская справка» печатается на специальной бумаге с водяными знаками, заказывается в специализированной организации. Раньше для получения прав было достаточно подписи и печати председателя врачебной комиссии. Сейчас нормы изменились. Каждый специалист – окулист, лор, терапевт, хирург, невролог – обязан заполнить «свою» графу и поставить печать и личную подпись. Появились и еще два обязательных поля для заполнения – психиатр и нарколог.

Но в законодательной базе, регламентирующей прохождение водительского медосмотра, осталась масса пробелов. Приняв новую форму справки, законодатели не разработали порядок ее получения. Потому возникают непростые нюансы.

Сухой? К-как лист сухой!

Медики отмечают: очень сложно определить категорию людей, страдающих зависимостью от алкоголя или наркотиков.

Справка из наркодиспансера даст очень мало. Постановка на учет нынче дело добровольное. Большая часть алкоголиков и наркоманов за лечением в наркодиспансер ни разу не обращались.
Возможна и обратная ситуация. В юные годы человек попробовал наркотик или начал злоупотреблять спиртным, попал на учет в наркодиспансер. Потом поумнел и «завязал». Закон разрешает предоставлять таким гражданам допуск к управлению транспортом только после трех лет устойчивой ремиссии, при наличии положительных характеристик с места работы, жительства и т.п. Но о том, что надо было сняться с учета и заручиться этими характеристиками, человек вспомнил только в день медкомиссии. Хотя фактически он уже давно ведет здоровый образ жизни. Как тут быть? Есть масса современных методов точной диагностики наркомании и алкоголизма. Но перечень исследований, которые должен пройти будущий водитель, составлялся 21 год назад, когда этих методов еще не было. Получается абсурдная ситуация: в любой поликлинике могут точно определить, страдает ли человек алкогольной или наркотической зависимостью с помощью, скажем, тест-полоски. Но врач не вправе требовать, чтобы пациент прошел этот тест, ведь в списке необходимых исследований его нет.

К тому же следует учесть еще один немаловажный момент. Люди, страдающие хронической алкогольной зависимостью, нечасто садятся за руль. Они обычно предпочитают потратить деньги на водку, а не на бензин. И опасность на дорогах представляют в большей степени не хронические наркоманы и алкоголики, а самые обычные люди, выпивающие «по праздникам».

На честном слове

Порой непросто решить, выдавать или нет справку человеку, лечившемуся в психоневрологическом диспансере. Дело в том, что противопоказаниями служат только некоторые отклонения психики и заболевания нервной системы. И еще не факт, что человек обращался в диспансер именно по таким серьезным поводам. Возможно, у него был банальный невроз или бессонница.
Однако по закону «О психиатрической помощи» врачи не вправе разглашать диагноз. И запрос в психоневрологический диспансер поможет только узнать, состоит человек на учете или нет. А вот с какой именно проблемой он туда обращался, может сказать только сам будущий водитель. Если захочет.

Возможно, введение такого новшества, как обязательная беседа с психиатром, поможет решить эту проблему. Но ведь остается еще немало заболеваний, которые сложно обнаружить при обычном осмотре (к примеру, эпилепсия).

Возможности безграничны

Этот прецедент тоже произошел в Твери. Водитель, у которого ампутировано несколько пальцев, добился-таки права управлять обычным автомобилем. Правда, для этого ему пришлось ехать в Москву на специализированную комиссию и проводить там ряд медицинских и технических экспертиз. В итоге парень сумел доказать, что он вполне в состоянии управлять машиной с автоматической коробкой передач. Хотя в соответствии с тем же приказом Минздрава от 1989 года отсутствие или неподвижность двух и более пальцев на правой руке является противопоказанием к управлению транспортным средством. Но в том-то и дело, что, когда этот приказ издавался, машины с автоматической коробкой передач, «праворульные» автомобили и т.п. еще не были распространены.

В Москве и Санкт-Петербурге уже действуют специализированные независимые комиссии, которые уполномочены решать, может ли конкретный инвалид управлять конкретным автомобилем. В Твери такой комиссии пока нет.

Спрос рождает предложение

Очевидно: нужны новые нормативные акты, регламентирующие прохождение «шоферского медосмотра». И они должны учитывать развитие современного общества, медицины и техники. Но есть еще и другой аспект, который зависит напрямую от нас с вами.

По словам медиков, очень редко люди, собравшиеся получать водительские права, консультируются: «Я полгода назад перенес такую-то операцию, мне уже можно садиться за руль?» Чаще спрашивают:

«А почем у вас справки продают?» И даже если будущему водителю ответят, что справки тут не продают, а выдают после положенного обследования, тот может попытаться получить желаемое у другого, менее щепетильного доктора. Это еще не значит, что человеку есть что скрывать – возможно, он просто не хочет полдня ходить по кабинетам и экономит время. Но ведь не было бы спроса – не было бы и предложения.

Потому очень важно понимать: автомобиль – это средство повышенной опасности. Рядом с тобой в машине будут находиться твои близкие. И на дороге ты не один. Потому нельзя относиться к медкомиссии перед получением водительских прав как к лишней трате времени и пустой формальности. Ведь если сами водители начнут проходить медосмотр как положено, а не «как быстрее», бизнес типа «шоферская комиссия за 10 минут» станет невыгодным. И шансов столкнуться на дороге с «опасным» водителем, купившим справку, будет куда меньше.

Автор: Маргарита ВАСИЛЬЕВА
332

Возврат к списку

Сомнений нет: Речной вокзал в Твери восстановят
Зданию Речного вокзала, частичное обрушение которого произошло 7 августа, будет возвращен исторический вид. Об этом заявил губернатор Игорь Руденя в ходе общения с журналистами после заседания регионального правительства, прошедшего в минувший вторник.
16.08.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость