07 Декабря 2016
$63.87
68.69
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура20.01.2011

Тверская «Окраина»

Кинематографическая летопись тверского края началась в 1926 году, когда режиссер Всеволод Пудовкин приехал в Тверь для съемок фильма «Мать».

Кинематографическая летопись тверского края началась в 1926 году, когда режиссер Всеволод Пудовкин приехал в Тверь для съемок фильма «Мать». В скором времени на экраны вышла картина, которая стала шедевром мирового кино. Не прошло и шести лет, как вслед за Пудовкиным в наш город приезжает еще один не менее известный режиссер – Борис Барнет. Правда, само кино за этот срок сделало гигантский скачок вперед. Звуковые кинофильмы пришли на смену немым.

Говорящее кино

Мы точно знаем, когда в наш край пришло звуковое кино. Это было 13 января 1932 года. Именно в этот день в Калинине, в Большом Пролетарском театре, там, где сегодня находится спортивный комплекс «Пролетарка», состоялась премьера первого отечественного звукового фильма «Путевка в жизнь». Говорящее, как его в ту пору называли, кино быстро завоевывало популярность. Уже 7 февраля звуковая аппаратура была установлена в кинотеатре «Эрмитаж», а до конца года звуковые установки появились во всех кинотеатрах Калинина. Правда, демонстрировалась везде все та же «Путевка в жизнь», которую зрители уже знали буквально наизусть. И все же эра звукового кино набирала ход, и уже совсем скоро звуковое кино в Калинине начали не только показывать, но и снимать. В середине июня 1932 года в наш город приехала ударная группа имени 9-го съезда профсоюзов кинофабрики «Межрабпомфильм» под руководством режиссера Бориса Барнета. Эта группа приступила к съемкам полнометражного звукового фильма «Окраина». Картина должна быть посвящена 15-й годовщине Великого Октября.

Глубинка царской России

Действие фильма «Окраина» по большей части происходит в 1914 году. Он был снят по одноименной повести молодого писателя Константина Финна, которая рассказывала о провинциальном городке, жизнь которого была нарушена Первой мировой войной. Надо сказать, что Калинин в начале тридцатых годов мало чем отличался от Твери 1914 года. И Борис Барнет ехал сюда за вполне определенной натурой. Ему нужны были тусклые домишки, где ютятся сапожные мастерские, тишина мощеных улиц, звон церковных колоколов, который изредка прерывался заводскими гудками. И начиналась «Окраина» титром: «В глубинке царской России». По воспоминаниям участников этого фильма, провинциальная Тверь, а они все именно так называли наш город, хотя полгода назад он уже был переименован в Калинин, встретила их достаточно редкой погодой. Было жарко, но бессолнечно. Съемки велись не очень активно, и группе приходись подолгу просиживать на съемочной площадке, которая находилась то у церкви, то в сквере, то в тихом переулке. В один из таких унылых моментов, когда актеры и режиссеры не знали чем себя занять, и родился знаменитый эпизод, которым начинается этот фильм. Тихая улочка, гуси плескаются в луже, извозчик изнемогает от жары, а изможденная извозчичья лошадь, глядя на все это, протяжно зевает и говорит: «Охо-хо, Господи, Боже мой!» Так что в первом своем звуковом фильме Борис Барнет первое слово доверил именно лошади.

Сегодня, когда смотришь фильм «Окраина»,  практически   не  узнаешь тверские площади, улицы и переулки. Это неудивительно, город изменился за восемьдесят лет неузнаваемо. И «Окраина» донесла до нас Тверь начала двадцатого века. Еще не снесли в центре города большинство церквей, которые придавали ему совершенно другой облик. Фильм «Мать», снятый в 1926 году, позволяет нам увидеть на экране кафедральный Спасо-Преображенский собор, который был снесен в 1935 году. Не менее интересна в этом плане для нас и «Окраина», которая во всей красе показывает нам церковь Жен Мироносиц. Она была также снесена в 30-е годы. Стояла эта церковь на пересечении Мироносицкого бульвара (ныне бульвар Радищева) и Знаменского переулка (ныне это Тверской проспект), чуть наискосок от уже бывшего «Детского мира». После сноса этой церкви на ее месте был построен хорошо известный нам каменный дом, где некогда жил писатель Борис Полевой. Именно возле церкви Жен Мироносиц и сняты многие картины фильма. Еще несколько сцен было снято в городском саду, который нам также вряд ли бы удалось узнать, если бы на противоположном берегу Волги не находилась церковь Трех Исповедников с еще не разрушенной в ту пору колокольней. Что интересно, через полвека кинематографисты вновь придут в наш городской сад на это же самое место. В фильме «Живите в радости» здесь пройдет встреча двух героев, которых играют Леонид Куравлев и Владимир Басов. Правда, за их спинами к тому времени мы увидим памятник Афанасию Никитину и волжские мосты. Тверитяне принимали активное участие в работе над картиной Бориса Барнета. Во всяком случае, в «Пролетарской правде» было напечатано объявление о том, что на бытовые роли в фильме «Окраина» нужны две исполнительницы в возрасте не старше 25 лет. Я не знаю, сколько тверских девушек решили испытать себя в этой роли, но уверен, что конкурс был огромный.

Дебют Крючкова

В фильме «Окраина» мы можем увидеть немало интересных актеров, многие из них в ту пору только начинали свой творческий путь. Так, роль студента Краевича сыграл Михаил Жаров, роль солдата – Михаил Яншин. А для будущего народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда Николая Афанасьевича Крючкова фильм «Окраина» стал первым в его артистической карьере. Николай Крючков родился в Москве в рабочей семье. Отец, прошедший окопы Первой мировой войны, вернулся домой израненным и скоро умер. Матери пришлось одной воспитывать детей. Уже в четырнадцать лет Крючков поступает в ФЗУ, учится на гравера-накатчика. Однако страсть к театру взяла верх. В драматическом кружке его таланты не могли не обратить на себя внимание. Он умел петь, плясать, играть на гармони. В скором времени Николай Крючков становится актером Театра рабочей молодежи. Хореографом этого театра была Наталья Глан, жена режиссера Бориса Барнета. Однажды он зашел в театр на репетицию, увидел Николая Крючкова и предложил ему роль в фильме «Окраина». Это была не слишком большая, но весьма запоминающаяся роль Сеньки-сапожника. Как вспоминал об этом сам Крючков: «Когда я начал пробоваться на эту роль, то показалось мне самому, что всю жизнь только ремеслом сапожника и занимался. Только молоток у меня был в левой руке – я левша… Я считаю, что мне повезло, ведь первым моим кинорежиссером был этот талантливейший человек». Надо сказать, что в скором времени Крючков и Барнет стали друзьями. Оба веселые, общительные, оба не прочь были душевно посидеть за столом. Они подходили друг другу.

Послесловие к «Окраине»

И творческая, и личная жизнь Бориса Барнета протекали весьма бурно. Незадолго до съемок фильма «Окраина» он познакомился с молодой актрисой Еленой Кузьминой. Неудивительно, что в этой картине она играет главную роль. К тому времени Елена уже стала женой Барнета, и у них родилась дочь Наташа. Такой же творческий тандем был у них и в следующем фильме режиссера – «У самого синего моря». Однако в 1936 году этот и семейный, и творческий дуэт распался. И виной этому был еще один не менее известный режиссер – Михаил Ромм, который пригласил Кузьмину на главную роль в свой фильм «Тринадцать». Как это нередко бывает в мире кино, на съемочной площадке вспыхнул роман между режиссером и актрисой. Борис Барнет проигрывать не любил. Он отправился в пустыню неподалеку от города Ашхабада, где шли съемки фильма «Тринадцать», чтобы выяснить отношения с Роммом. Перед разговором решает выпить для храбрости. И тут выясняется, что ни грамма спиртного нет. Виной был Николай Крючков, из-за пьянства которого в съемочной группе был введен сухой закон. Барнет выпивает флакон одеколона «Сирень» и идет на встречу с Роммом. Тот, зная, что приехал разъяренный муж, тоже решает поддержать себя горячительными напитками и также не находит ничего лучше одеколона. Кто знает, может быть, именно этот напиток и утихомирил двух режиссеров. Скандала не произошло. Елена Кузьмина оставила Барнета и стала женой Михаила Ромма.

Триумф «Окраины»

В 1933 году в Калинин наконец-то привезли новое звуковое кино, которое смотрели здесь с огромным интересом. Ведь съемки этого фильма шли непосредственно в городе. Однако с не меньшим интересом смотрели «Окраину» в Москве, Ленинграде, за рубежом. Картину приняли безоговорочно. Съемочная группа получила высшую по тем временам награду. Ее отправили на два месяца вместе с фильмом в заграничное турне – в Германию и Францию. Уже позднее картина была с триумфом показана на фестивале в Венеции. А жители города Калинина уже встречали новую съемочную группу, которой предстояло снять фильм еще более эпохальный, чем «Мать» и «Окраина». Назывался этот фильм «Чапаев».

Автор: Андрей УЛЬЯНОВ
33

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию