29 Марта 2017
$56.94
61.81
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Транспорт18.01.2011

Пассажир и турникет: так кто кого перекрутит?

Фотограф: Ольга Моисеева

В канун Нового года – вот уж воистину волшебное время! – у тверитян появилась надежда, что в схватке пассажиров с турникетом отступить придется рогатому стражу железнодорожного перрона.

В канун Нового года – вот уж воистину волшебное время! – у тверитян появилась надежда,
что в схватке пассажиров с турникетом отступить придется рогатому стражу железнодорожного перрона.

Турникеты на железнодорожном вокзале будоражат общественное мнение с первых дней своего очень обременительного для нас существования. Они пихают нас в бока своими упрямыми рожками, не пропуская без билета. А если мы с багажом, то и билет немногим поможет – все равно очень неудобно крутиться с сумками да чемоданами! Но это еще цветочки: знающие люди усмотрели в вертушках другую – куда более серьезную – потенциальную опасность. А ну как пожар или еще какая напасть? Как спасаться в этих узких проходах, ощерившихся рожками?

Тверская межрайонная транспортная прокуратура свою озабоченность высказывала с самого начала, о чем наша газета подробно информировала читателей. А перед самым Новым годом мы сообщили, что теперь и суд защитил наши интересы, поддержав иск Тверского межрайонного транспортного прокурора. Напомним, что этот иск поступил в Мещанский районный суд г. Москвы, по месту нахождения ответчика, еще в декабре прошлого года, но по разным (несомненно, крайне уважительным!) причинам дело раз за разом откладывалось. И вот по ходатайству Тверского межрайонного прокурора оно было передано на рассмотрение в Пролетарский районный суд г. Твери, а уж его решение вменяло в обязанность ОАО «Российские железные дороги» до 3 мая 2011 года выполнить ряд мероприятий, «направленных на устранение нарушений норм и правил пожарной безопасности» (всего прокуратура выявила 21 нарушение, но большую часть железнодорожники устранили добровольно).

Порадовав земляков и передав транспортной прокуратуре наше дружное спасибо, мы пообещали подробный комментарий и сегодня предлагаем его вашему вниманию.

Прежде всего почему в решении суда содержится требование ввести в эксплуатацию турникеты в здании «старого» вокзала при выходе из тоннеля, а также на двух выходах на платформы? Тверской межрайонный прокурор Сергей Мальчук объясняет:

– Дело в том, что на предмет эксплуатационной безопасности можно официально проверить лишь эксплуатируемый объект. А официального ввода в эксплуатацию этих турникетов в установленном законом порядке до сих пор не было, и потому они не проходили согласования с отделом инспекции архитектурно-строительного надзора Тверской области и органами государст-венного пожарного надзора.

Ситуация, конечно, парадоксальная: с одной стороны, рожки турникетов уже не первый месяц крутятся, проталкивая пассажиров и их баулы; а с другой – вроде как они нам только снятся, но мы почему-то наяву потираем бока. Впрочем, у нас еще и не такое бывало, стоит ли удивляться?

– Не стоит! – соглашается Сергей Мальчук. – Мы же прекрасно понимаем, почему турникеты до сих пор не вводились в эксплуатацию. В том виде, в каком они установлены в настоящее время, их согласование с органами госпожнадзора невозможно в принципе.

На «старом» вокзале турникеты установлены так, что перегораживают единственный проход из тоннеля на платформы вокзала, а он в таком случае выступает и путем эвакуации. Кстати, это подтверждается заключением №4 от 23 апреля 2009 года эксперта ГУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Тверской области: этот проход признан путем эвакуации.

А в отдельно стоящем турникетном павильоне, к которому выходит так называемый «старый переход», имеется выход через помещение багажного лифта, но ни разу в ходе неоднократных проверок, в том числе контрольных, проход не смогли открыть незамедлительно, так как ключ от этой двери в павильоне отсутствовал.

– Таким образом, данный путь эвакуации не функционирует. И реально в качестве путей эвакуации могут использоваться лишь турникетные переходы, – заключает Сергей Мальчук. – Однако, согласно п.53 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01 – 03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года, № 313, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается устраивать на путях эвакуации вращающиеся двери, турникеты и другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей. Также было нарушено и требование пункта 4.9 СНиП 2.01.02-85, согласно которому устройство винтовых лестниц, забежных ступеней, раздвижных и подъемных дверей и ворот на путях эвакуации не допускается.

Слушая Сергея Сергеевича, я вспомнила, как года полтора назад, воспользовавшись присутствием в Твери разных железнодорожных начальников, попросила комментарий у первого заместителя начальника пригородной дирекции «Транском» Октябрьской железной дороги Виталия Григорьева.

Он отвечал, что в случае каких-либо ЧП турникеты в момент опасности – свят, свят! – будут размонтированы. На вопрос «ТЖ», кто и как быстро произведет при необходимости этот демонтаж, сообщил, что это обязан уметь каждый дежурный контролер и соответствующий инструктаж с ними проводился, причем на разборку одной вертушки с рожками запланированы две минуты.

А теперь поставим точку и попробуем разобраться.

Итак, моделируем ситуацию: над вокзалом разносится крик «Караул!». Толпа лавиной устремляется к выходу и штурмует: а) свободный от турникетов «багажный лифт», который перепуганная контролерша (извините за просторечие, но половую принадлежность контролера я в данном случае вынуждена нетолерантно подчеркнуть) открывает «легким движением руки», материализовав ключик из воздуха;

б) турникеты, которые та же вышеозначенная контролер(ша) торопливо развинчивает – уже не такими легкими движениями, потому как рожки закручены надежно, а народ… Он, ясное дело, рвется на выход – поверх рожек и по спинам сограждан. В том числе – исключить этого мы никак не можем – и по спине дамы-контролер(ши), а также прочим не защищенным броней частям ее организма.

Господа, а что при этом происходит с бедной женщиной? С ее, извините, психикой? И как это она трясущимися руками, преодолевая сопротивление гонимой ужасом толпы, раскручивает-развинчивает несчастные рожки? Вы можете себе это представить? Я – нет.

Однако пойдем дальше. Ну, положим, толпа проявила фантастическую выдержку, а контролер – не менее фантастическое самообладание и по-хвальную сноровку. Но процедура рожкоскручивания (или раскручивания? Извините, не знаю!) все равно займет даже не фантастические две, а реальные 8 – 10 минут. И такая задержка может кому-то стоить жизни… Я уж не говорю о том, что техническая подготовка контролеров также вызывает законное сомнение. Ну не из слесарей же их набирают!

Однако вернемся в день сегодняшний. В решении суда упоминались и другие нарушения, которые надлежит устранить: оборудовать здание «старого» вокзала автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения о пожаре; заменить отделку пола в общих коридорах, холлах и фойе, а также в здании турникетного павильона; наладить аварийное освещение, которое должно автоматически включаться при отключении основного. Рассказывает Сергей Мальчук:

– Думаю, наши граждане понимают: пожарная сигнализация и система пожарного оповещения, аварийное освещение с автономным питанием на вокзалах совершенно необходимы, и мы, разумеется, выдвигали также и эти требования. Что до половых покрытий, то в ряде служебных помещений и в турникетном павильоне постелен линолеум, который является горючим материалом и потому не может использоваться в подобных местах.

Итак, вывод:

– Для введения турникетов в эксплуатацию необходимо получить соответствующие согласования. А для этого понадобится реконструировать турникеты или организовать дополнительный выход из тоннеля в помещение вокзала или на платформы, минуя турникеты. А в турникетном павильоне – обеспечить функционирование уже имеющегося аварийного выхода, – отвечает Сергей Мальчук. – Вопросы безопасности пассажиров и служащего персонала вокзала находятся под нашим постоянным контролем. И если решение суда не будет выполнено в установленный срок, Тверской межрайонной прокуратурой будет рассмотрен вопрос о применении дополнительных мер прокурорского реагирования. Мы можем заявить иск о запрете эксплуатации зданий, не оборудованных средствами пожарной сигнализации и аварийного освещения, а также и турникетов, которые официально не вводились в эксплуатацию.

Что ж, подождем до мая, господа железнодорожные начальники! Мы не против турникетов вообще, так сказать, в принципе. Мы просто за то, чтобы они соответствовали всем стандартам, которые придумывали неглупые и ответственные люди. И если в них предусмотрены определенной ширины свободные проходы на случай разных ЧП, так они и должны быть! Впрочем, не будем забывать и о других обязательствах, предписанных судом. Шереметьевские темные ночки напомнили, зачем нужно аварийное освещение, а кошмар «Хромой лошади» – об опасности горючих материалов в местах массового скопления людей.

Автор: Лидия ГАДЖИЕВА
8

Возврат к списку

В университет с частушками | В Тверском педагогическом колледже проходит досрочная сдача ЕГЭ
35-летний Николай Соловьев 18 лет работает в одной из школ Максатихинского района. Преподаватель истории, краевед, финалист конкурса «Учитель года-2012», призер областного фестиваля гармонистов и частушечников, сегодня он пришел в пункт досрочной сдачи ЕГЭ, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
27.03.201721:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию