23 Марта 2017
$57.64
62.27
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура17.01.2011

Живой смысл природной стихии

Фотограф: Ольга Моисеева

Ушедший год в памяти ценителей изобразительного искусства останется как «год Анатолия Камардина».

Говорят, что лучше всего запоминается увиденное или услышанное в завершение. В таком случае ушедший год в памяти ценителей изобразительного искусства останется как «год Анатолия Камардина» – именно этот художник завершил календарный цикл, открыв накануне новогодних праздников юбилейную персональную выставку.

Чаще всего традиционные юбилейные экспозиции составляются по хронологическому принципу – юбиляр представляет публике «этапы большого пути», рассказывая о становлении и развитии данного ему таланта. Анатолий Камардин не был бы собой, если бы не пошел дальше и не копнул глубже, предъявив публике не внешнюю хронологию (хотя это тоже интересно), а внутренний ход творческого процесса посредством выставки «От замысла к воплощению».

В этом, кстати, видится очень высокая степень доверия художника к зрителю: далеко не всякий отважится публично объяснять – что, как, зачем и почему. Это тем более интересно и одновременно рискованно, что Анатолий Камардин работает с материалом древним, своенравным и вполне самодостаточным, который, по сути, становится соавтором – так, что художник иногда просто не может предвидеть конечный итог развития образа.

В этой концепции абсолютно уместна экспозиция графики. Ее привычно называют «служанкой художника», но в нашем случае графические листы – даже если они представляют собой эскизы, еще и «декорированные» разнообразными вольными завитушками, иллюстрирующими ход мысли художника, – нельзя счесть «рабочим материалом». Они представляют собой самостоятельные произведения, по эмоциональному звучанию иногда изрядно отстоящие от конечного результата, выполненного в материале.

Открывая выставку, и председатель Тверского отделения Союза художников России Евгений Антонов, и коллега по декоративно-прикладному цеху Борис Федоров отметили, что линия развития творческого метода Анатолия Камардина начинается со времени «конца заводов», когда работающие с материалом художники оказались перед определенным жизненным и творческим выбором. Наш герой решил эту проблему кардинально, полностью самоустранившись от «промышленного искусства» в пользу чистой пластики: пожалуй, на протяжении последних лет пятнадцати мы не видели ни одной работы Анатолия Камардина, несущей хотя бы какое-то утилитарное предназначение. Как выразился Евгений Антонов, художник «порвал с прикладничеством» и полностью вписался, как и его коллега Борис Федоров, в фактически самостоятельный вид изобразительного искусства – назовем его «декоративной пластикой».
Борис Федоров заметил, что в работах Анатолия Камардина всякий зритель найдет нечто, особенно близкое душе и глазу. Кто-то будет рассматривать росписи, кто-то восхитится чистой формой, а кто и последует за теоретическими хитросплетениями смыслов, переплетениями традиций и влияний. В этом красота, сложность и особая привлекательность того, что мы по привычке называем «декоративно-прикладным искусством»: здесь чистая мысль обязательно опирается, с одной стороны, на техническую специфику материала, а с другой – иногда на тысячелетние традиции его обработки и декорирования. Здесь Анатолий Камардин исключительный знаток и безусловный мастер, в его вещах органично переплетаются иногда весьма отдаленные в пространстве и времени знаки и смыслы. Вот, к примеру, композиция «На переправе», представленная и в графическом виде, и в материале фактически как два самостоятельных произведения. Персонаж с сидящими на плечах птицами, по-южному кучерявый и глазастый, определенно ассоциируется с византийскими ангелами. Однако тут же парадоксальным образом присутствует совсем другой образ: обозначающие ангельские крылья птицы подозрительно напоминают Хугина и Мунина – Мысль и Память, что всегда сопровождают мудрого северного Одина.

Фактурами, впрочем, Анатолий Камардин играет не менее изысканно и увлекательно. В течение всего вернисажа гости не отходили от композиции «Цветение», которую вполне можно счесть посвящением упомянутому Борису Федорову. Зрители разглядывали ее со всех возможных точек, опускались на корточки, подпрыгивали, чтобы посмотреть сверху… С какой точки ни посмотри – стекло: матовое, полупрозрачное, сходящееся на острейшие прозрачные края. Надо подойти совсем вплотную, а то и пощупать (нельзя, конечно, но очень хочется!), чтобы понять, что это плотный массивный шамот. Отходим буквально на метр – ну стекло же! Такие вот необычайные приключения древнего материала.

В сущности, все творчество Анатолия Камардина суть исследование глубинных свойств даже не материала, как такового, а одного из четырех основополагающих стихийных первоэлементов – Земли. Вряд ли есть смысл сопоставлять, что здесь важнее и интереснее: метафизические свойства мирового элемента или специфические особенности глины как его материального проявления. Тем более что между этими двумя взаимозависимыми плоскостями бытия стоит «третья сила» – личность художника. Которая, собственно, и одушевляет природную стихию, придавая ей живой человеческий смысл.

Автор: Наталья ЗИМИНА
66

Возврат к списку

В Твери названы имена лучших молодых поэтов России
Во вторник Тверь стала литературным центром всей нашей огромной страны: во Всемирный день поэзии в столице Верхневолжья подвели итоги Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок», учрежденного поэтом Андреем Дементьевым. Награждение победителей проходило в единственном в России Тверском Доме поэзии.
22.03.201721:38
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию