26 Марта 2017
$57.42
61.86
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 13.01.2011

Поцелованные

Фотограф: Архив Эльмиры Верещагиной

Эльмира Верещагина, руководитель театральной студии лицея Тверского госуниверситета, дает детям то, что родители не всегда могут им дать.

«Целую вас в пяточки», – говорит она детям когда что-то очень понравилось, есть попадание и понимание. Они недоумевают, хихикают и смущенно переглядываются. Старшие, то есть те, кто уже знаком со студией – хотя бы полгода стоял по ту сторону рампы, потом спокойно и серьезно поясняют новеньким: «Эти слова означают гордость материнской любви», да, в таких вот выражениях, не стесняясь явной пафосности.

Упомянутое слово «рампа» следует понимать не буквально – у студии нет не то что имеющихся во всех школах зрительного зала и сцены, но даже и своего помещения. Репетиции и вообще все занятия театральной студии проходят в спортзале, отличающемся, впрочем, от других меньшим размером, особой обжитостью и даже уютом. Чтобы в него войти, надо спуститься по лестнице. Напротив, над тем местом, которое на время спектакля становится сценой, расположена еще одна уходящая вверх лесенка, завершающаяся площадкой – «капитанским мостиком». Там во время новогоднего представления можно было видеть режиссера Верещагину, она стояла и смотрела вниз на своих детей и публику, включала и выключала свет и музыку, размахивала руками, приплясывала, смеялась, тихо давала указания и даже, не нарушая действия, выскакивала на сцену. Шоу, сценарий которого писала она сама, начался с дискотеки кроликов и, структурой отчасти напоминая КВН, продолжался невероятными смешными и заводными номерами.

Но на репетициях она не только «целует в пяточки», но еще и кричит, и уже не фигурально – ее поставленный голос слышен на всех этажах лицея. Представьте, она кричит на бедных детей! Это надо слышать! Но дети почему-то не чувствуют себя бедными. Занятия в театральной студии не являются обязательными, более того, чтобы иметь право заниматься там, нужно успевать по всем предметам (неплохая мотивация для учебы). Эльмира объясняет, что иногда нелишне и прикрикнуть – когда нужно привести детей в чувство, например, если, заболтавшись за кулисами, они забывают выйти на сцену. Такое обращение не пугает, а организует и в общем-то даже нравится. Ребята отвечают такой же раскрепощенностью, свободой в высказываниях, реагируют так же громко и эмоционально. Но вот возвращаются собранность и ответственность, и они опять становятся «рыбоньками» и «золотками».

Зима будет

Три года назад автору этих строк довелось быть членом жюри городского конкурса детских театральных коллективов «Секреты Мельпомены». Спектакль «Апельсин», представленный на нем театральной студией лицея ТвГУ, был признан лучшим. На гала-концерте, завершающем фестиваль, ведущими были артисты студии – учащиеся лицея. «Апельсин» резко выделялся среди всех школьных спектаклей и несвойственной детскому театру драматургией (эту не рассчитанную на детское восприятие пьесу в традициях театра абсурда написала выпускница факультета психологии Тверского госуниверситета Ольга Сучкова), и уровнем режиссуры и артистической игры, и философской глубиной, тоже, в общем, не школьной. Спектакль игрался в том же спортивном зале, декорацией служили только ширмы и стулья, что не просто не умаляло зрелищности, но, напротив, способствовало проявлению духа студийности.

В том же году окончили лицей и покинули студию 13 человек – самая большая потеря за все эти годы.

– Никак не могу научиться расставаться с детьми, – говорит Эльмира.

К выбору пьесы Эльмира относится чрезвычайно серьезно. Прежде чем быть принятой к постановке, пьеса обязательно проходит проверку на детях, то есть режиссер читает вслух и следит за реакцией. Если материал нравится – а это чувствуется сразу и без слов, – начинается обсуждение. Первый спектакль Верещагиной в лицее, который получил четыре диплома на городском фестивале «Салют, Победа!», в том числе и за лучшую режиссуру, был поставлен по инсценированному ею рассказу Астафьева «Курица не птица». Финал режиссер переписала (да простит мне Виктор Петрович, добавляет она), сделав его более оптимистичным.

Каждый год студия играет одну-две премьеры плюс праздники – к Первому сентября, Дню учителя и так далее – всего 11. И, что характерно, все их отличает массовость – на последнем празднике посвящения в лицеисты были задействованы 35 человек. Практически все спектакли, поставленные Верещагиной, – и «Собачий рай» Орловской по повести «Прощай, овраг!», и «Игрушки» Антонова, и «Лёлька» Воронова, – о разобщенности людей, о любви и верности. Финал спектакля «Зимы не будет» Виктора Ольшанского, к премьере которого готовится Верещагина, как и в астафьевском «Курица не птица», будет изменен. Речь идет о пожилой женщине, которая осталась одна, если не считать четырех кошек, которые пытаются помочь ей. Верещагина считает, что непременно должна быть надежда, иначе нельзя, если играют дети и играют для детей, поэтому трагичного финала быть не должно, и его вполне можно немного поменять.

Хочется выпрыгнуть на сцену?

В студии лицея Верещагина восьмой сезон, а в театре – всю жизнь. Она окончила с красным дипломом Киевское эстрадно-цирковое училище (отделение – артист разговорного жанра). Звали на радио играть в постановках для детей, но она уехала в Ленинград и поступила в ЛГИТМиК на актерское отделение. В дипломе об окончании тоже сплошь пятерки, за исключением единственной четверки по научному коммунизму. Студенткой второго курса института по приглашению своего мастера Якова Хамармера стала работать актрисой в театре драмы и комедии на Литейном. Затем были Русский драматический театр имени Лермонтова в Грозном, Тверской ТЮЗ, огромное количество и детских, и характерных ролей… Хамармер говорил своим студентам, что артист берет зрителя не профессионализмом, а энергетикой. Эти же слова слышат сейчас ее дети, студийцы. И еще она повторяет: «Берем тем, что верим».

Театральный педагог Верещагина дает детям то, что родители не всегда могут им дать, – свободу высказывания. Это говорят сами родители. Каждое занятие заканчивается этюдом, особенно любимым детьми, а за ним следуют обсуждения. Это очень полезно – помогает учиться высказывать свои мысли и слушать друг друга. Вот совсем недавно, вернувшись с одной московской постановки, ребята принимаются рассказывать о спектакле, и сразу понятно, что видят они больше, чем обычные зрители, что уже сформировались как профессиональные зрители.

– Я хочу, чтобы они удивляли всех – не только меня. Они сами чувствуют успех, и улыбки на их лицах расцветают. И мы каждый раз аплодируем тому, к кому сегодня пришел успех. Вот недавно я предложила поаплодировать, потому что у нас достижение – неулыбчивая Маша заулыбалась. И дети: а-а-а-а!!! Мое главное направление в том, чтобы помочь личности раскрыться, но, если встречаемся с какой-то вульгарностью, сокрушаюсь: «О-ой, из таких красивых губ!..» И все дети за мной: «О-ой!» Ребята знают меня досконально – я только выражение лица изменю… И я им каждый раз приказываю приходить с любой идеей, любой бредовой фантазией – только не пустыми. Самое главное – получить от игры удовольствие, чтобы хотелось выйти еще раз. Ведь хочется выпрыгнуть на сцену?

Автор: Мария СПИРИДОНОВА
37

Возврат к списку

Вода идет | Тверской регион готов к прохождению весеннего паводка
Лед на реках Верхневолжья вот-вот тронется. Паводок – дело серьезное, встречать его надо во всеоружии. И, как сообщают в оперативном штабе Главного управления МЧС России по Тверской области, к нему уже готовы и люди, и техника.
24.03.201722:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию