25 Мая 2017
$56.27
62.92
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 25.01.2010

131-й в действии

Год назад на всей территории Российской Федерации, за исключением Чечни и Ингушетии, в полной мере стал действовать самый фундаментальный во всех отношениях Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Год назад на всей территории Российской Федерации, за исключением Чечни и Ингушетии, в полной мере стал действовать самый фундаментальный во всех отношениях Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Впрочем, 1 января 2009 года закончился всего лишь трехлетний «переходный период» реализации ФЗ-131, однако никто в стране не спешил заявить, что завершился и сам процесс формирования местного самоуправления. До этого нам еще далеко. И местная власть – несомненный фундамент страны и общества – все еще пребывает в довольно-таки зыбком состоянии.
Самое досадное, на мой взгляд, обстоятельство заключается в том, что долгий процесс переформирования самой близкой к человеку власти протекал  в условиях почти полного равнодушия общества. Не было жаркой дискуссии в СМИ, не вставали стеной правозащитники с требованием расширения права на самоуправление, да и сам народ не волновался на сходах, не спрашивал «как жить будем?». То есть в общем-то народ волновался – из-за проблем ЖКХ, занятости, здравоохранения и т.д., но с распределением власт­ных полномочий эти проблемы почему-то никто не связывал. Спроси и теперь сельского жителя: чем нынешнее поселение отличается от прежнего сельского округа, а тот от еще более прежнего сельсовета, так наиболее вероятный ответ будет: названием. И это притом, что главная заявленная цель реформы заключалась в приближении власти к человеку настолько, чтобы он мог сказать: «Это моя власть». В том смысле, что человек признает эту власть работающей непосредственно для него и от него же зависящей. Потому что только такая власть может называться самоуправлением.
Так есть ли оно у нас? Вопрос, увы, не потерял своей актуальности. Между тем только утвердительный ответ на него дает возможность решить задачу модернизации, поставленную перед страной президентом.
Так что нетрудно предположить, что ФЗ-131 окажется не последним законом о местном самоуправлении. Да и сам он с момента принятия непрерывно изменяется (последние поправки, если не ошибаюсь, внесены в него в мае 2009 года). Этот процесс можно приветствовать, если бы не одно «но»: и сам закон, и изменения в него валятся как снег на голову – только сверху. Закона о местной власти, рожденного местными инициативами, мы не видели и не знаем. Именно поэтому нынешний закон так удручающе одинаков: для Москвы и Твери, для Новой Земли и Северного Кавказа, для Петербурга  и Сандова. Между тем в царской России одновременно существовало более 40 вариантов земского самоуправления – с учетом географических, исторических и национальных особенностей территорий.
Финансовое обеспечение муниципальной власти – наиболее больной вопрос не только потому, что денег всегда не хватает, но и потому, что не имеющая финансовой независимости власть никогда не будет авторитетной в глазах людей. Поступающие в муниципальную казну налоги на землю и на имущество физических лиц заведомо недостаточно обеспечивают заметно возросшие расходы местной власти на здравоохранение, образование, транспорт, коммунальное хозяйство. Попытки повысить эти налоги оказываются разорительными для небогатого населения и еще более отдаляют от него эту власть. Выскочить из этого замкнутого круга предлагается через принятие минимальных социальных стандартов (этот термин фигурирует в Бюджетном кодексе). Но что это такое, кто будет определять и обеспечивать поддержку этих стандартов – пока совершенно не ясно. И опять же: идея эта идет сверху, а не снизу, и, значит, расширения самостоятельности местной власти от нее не жди.
Эти проблемы, кстати говоря, существовали и в пору действия прежнего закона 1995 года, но принципиального сдвига в их решении так и не произошло.
Непросто проблема развития местного самоуправления увязывается и с развитием многопартийности. Последнюю у нас внедряют так же, как картофель при Екатерине Великой. Решение о проведении муниципальных выборов исключительно по партийным спискам вынуждает местных активистов, готовых стать депутатами, срочно искать «партию на жительство». При этом выбор носит заведомо прагматический, а не идеологический характер, и «партийность» местной власти оказывается по сути фиктивной. Нет ведь либеральных, социал-демократических или центристских методов ремонта водопровода, прокладки дороги или строительства сельской больницы.
Можно, конечно, сослаться на пример некоторых западных стран, где партии весьма активно действуют на муниципальном уровне. Для нас особенно интересен пример Германии, политическая система которой после войны строилась фактически с нуля. Но там политики вырастали из местного самоуправления (поскольку иные уровни власти до 1949 года контролировались оккупирующими державами), а не внедрялись в него сверху. И партии сначала зарабатывали авторитет внизу, а потом уже спорили друг с другом на уровне земель и государства в целом. Кстати говоря, в России начала прошлого века происходило нечто похожее. Тверские кадеты (конституционные демократы) – Родичев, Петрункевич,?Кузьмин-Караваев и другие, – прежде чем прозвенеть на всю Россию с думских трибун, немало потрудились на земской ниве, создав в Тверской губернии образцовую систему самоуправления. Потому за них и голосовали на выборах. Нынче у нас что-то совсем другое происходит.
Может быть, партии когда-нибудь в необозримом будущем и укоренятся на муниципальном уровне, хотя я лично в это слабо верю. Но сейчас-то где-нибудь в Лужниковском сельском поселении все они выглядят как «Союз меча и орала», придуманный Остапом Бендером. И как же на их основе строить самую близкую к людям власть?
Так что минувший год в сфере местного самоуправления породил больше вопросов, чем дал ответов. Измениться ситуация может только при условии существенного расширения круга тех, кто ищет ответы. Нужны широкие общественные, научные, политические дискуссии по проблемам развития МСУ, нужны серьезные меры по формированию культуры самоуправления на всех уровнях. Без этого ожидаемая демократическая модернизация может стать чем-то вроде «развитого социализма» – провозглашенной, но неосуществленной реальностью.
Автор: Сергей ГЛУШКОВ
19

Возврат к списку

Тверская область принимает международный саммит по безопасности
В Завидове проходит VIII Международная встреча высоких представителей, курирующих вопросы безопасности. В ней принимают участие делегации 95 стран, а также ООН.
24.05.201721:26
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию