31 Марта 2017
$56.38
60.6
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура23.12.2010

Неповторимый Кулагин

Фотограф: Архив "ТЖ"

Режиссер Анатолий Юнников, когда ставил в Тверском академическом театре драмы «Двух веронцев», говорил артисту Кулагину: «Валя, роль надо делать так, чтобы ее никто не мог повторить и чтобы вместо тебя никого не могли ввести».

Режиссер Анатолий Юнников, когда ставил в Тверском академическом театре драмы «Двух веронцев», говорил артисту Кулагину: «Валя, роль надо делать так, чтобы ее никто не мог повторить и чтобы вместо тебя никого не могли ввести».

– Да, повторяться никак нельзя, – говорит актер Тверского академического театра драмы заслуженный артист России Валентин Кулагин, – зрителя всегда надо удивлять, тем более в нашем маленьком городе, где все тебя знают. Если ты примелькался на сцене, делаешь из спектакля в спектакль одно и то же, зритель скажет: я это уже видел. Здесь, в театре, я человек счастливый – всегда попадался хороший материал, всегда работал с теми режиссерами, которые дают школу, – с Персиковым, Хлестовым, Голубовским, Рыжим... С Персиковым сложно – он, как с «Эквуса» пошло, все время дает мне дико большие монологи, полагая, видимо, что я с ними справлюсь. Но это безумно тяжело. А в «Ревизоре» посадил меня и так вот, в статике, заставил однообразно и на одной ноте нудить свой текст. А зал при этом должен смеяться. Как в «Чонкине», когда Плотников пел известную песню про провода, которых не видали никогда, и мы с ним плакали, оттого что никогда не видели в деревне электричества. Мы плачем, а зал смеется – такое вот волшебство режиссуры.

Осипом не очень доволен, вот Шприх в «Маскараде» – другое… Спектакль идет два года, из них только два-три я назову для себя удачными: когда я купался в этой роли, когда это было как полет птицы. Бывало и в других ролях – это очень редкие моменты, возникают они случайно, может быть, уже с первой минуты, когда выходишь на сцену и делаешь все, что хочешь и чувствуешь, что зал, все люди в нем – твои. Это ни от чего не зависит, открывается как-то вдруг. Театр дарит такую власть! Как объяснить эту загадку?..

Мнение коллег? Важно, конечно. Есть люди, которых я слушаю. Персиков на репетиции «Ревизора» сказал: «Я Юченкову верю».

В этом мнении я с Персиковым совпадаю. Рад, что судьба свела меня с  этим артистом. Я пришел в театр в 1985-м, и на первых гастролях меня ввели на роль денщика Дениса Давыдова. С «Дениса Давыдова» и началось партнерство с Константином Глебовичем. Потом были «Два веронца» и танец Спида и Ланца, «Двенадцатая ночь», «Эквус», «Чонкин», спектакли, в которых я ощущал творческое родство, когда достаточно одного поворота головы, одного взгляда – и уже все понятно. Партнерство случилось, но, к сожалению, не продолжилось, а жаль. Еще Залиму Мирзоеву верю, он точно подсказывает. Вообще у меня достаточно сложные отношения с коллегами, я неудобный актер, потому что, во-первых, я сам по себе, а во-вторых, всегда мучаюсь и мучаю других актеров на репетициях. Со мной сложно, я не мастеровит, всегда работаю с белого листа.

Последний проект

– Уже и не вспомню, кого я сыграл в кино. Первый мой фильм – «Жулик», это было десять лет назад у режиссера Фрунтова, – к сожалению, не законченный из-за каких-то материальных проб-лем. Сейчас-то понимаю, почему – режиссер делал свою работу по старинке, каждую сцену подробно, с хорошими актерами, хорошим светом, оператором. Сейчас мы все живем по китайским меркам – лишь бы сделать и продать, качество уже не интересует. Режиссерам важна только фактура актера, они не озадачены, кто ты, откуда. У них нет времени. Я сейчас не снимаюсь, от последнего проекта отказался. Была, правда, тут одна халтура (название фильма, клянусь, не помню), опять бандита играл – деньги были нужны. Если съемки идут больше пяти-шести дней, название еще помню, если меньше – тут же забываю.

Играл я бандита в «Генеральской внучке-2», охранников, эмчеэсовца («Смотрите, кто пришел»), мента. Единственным светлым воспоминанием остается роль танкиста в фильме
«Небеса в огне», были там и биография, и язык относительно русский, и монолог хороший. В современном кино актер, стоит ему попасть в обойму, там и остается – так и будет до старости лет играть или следователей, или жуликов.

Время – деньги

– Лет шесть назад случайно попал в московскую антрепризу. Ну, пригласили московскую звезду, быстренько сделали спектакль, о качестве которого, конечно, говорить не приходится. Режиссер, молодой мальчик, первое, что сделал, – убрал из репзала все стулья. Потому что нет времени сидеть, потому что весь репетиционный процесс – это давай-давай! Вспомнишь репертуарный театр с его долгими разговорами, посиделками. Антреприза работает на съемных площадках, и за все надо платить, поэтому билеты стоят достаточно дорого – от 100 долларов, и зал не меньше 500 человек, а если наполняемость меньше 80 процентов, спектакль уже не окупается. Пока есть сборы, играют, через полсезона снимают, ставят другое.

Да, наверное, антреприза и кино помогли приобрести какой-то опыт. Независимо от того, в каком состоянии ты приехал, как ты в электричке маялся и сколько часов тебя мариновали на площадке, но ... включились софиты, и ты должен выйти и сыграть.

Приятно говорить правду. Когда за нее не казнят

– Ночью перед премьерой «Двенадцатой ночи» проколол себе ухо, побрил голову, повесил на шею цепочку. А до этого все ходил и думал, что должна, должна быть какая-то фишка. Костя Юченков вечно что-нибудь сочинит – попробуй его переиграй! – на «Ревизоре» сочинил какую-то бородавку, сделал крепе. И вот я думал: голая правда, начинает все действие шут, и сюжет он режиссирует. И играю я босиком – Персиков заставил. Никогда не думал, что это так больно, на пятках синяки были, ходить не мог. Когда мы спектакль отыграли в Москве, в рецензиях писали и о том, что действие в тюрьме разыгрывается, и чуму средних веков упоминали... Почему бритый? Наверное, потому что голую правду говорю. У меня в этом спектакле и текст такой есть: «Приятно говорить правду. Когда за нее не казнят». Персиков предложил и в «Ревизоре» играть с колечком в ухе. Не знаю зачем. Видимо, потому, что при ревизоре кем-то вроде охранника. Ну вот, опять охранник…
От того, что я с сережкой в ухе, а Городничий и Городничиха поменялись местами, Гоголь другим не стал. И король Лир Константина Райкина тоже Шекспира только приближает. Потому что жизнь стала такой вывороченной. Русские классические традиции не надо подтверждать, они в этом не нуждаются. Темпоритм жизни стал жестким, отношения между людьми – бездушными, поэтому и форма становится другой.

Птицы небесные

– Я уже с трудом ориентируюсь в этой жизни – то, что раньше было понятно, сейчас загадка. Потеряны основополагающие критерии. Зарабатываю деньги где могу, живу по Островскому, «как птицы небесные – где посыпят, там и поклюют». Я и крыши крыл, и таксистом работал, и охранником на стоянке, никогда не чурался работы. Но сейчас – мне скоро 50 – хочется заниматься своим делом, но не могу – надо зарабатывать, тем более что у меня маленький ребенок. Но, честно говоря, очень устал в извечной погоне за деньгами.

Ну какое там музицирование?! Сажусь иногда за инструмент, но все реже. Играю и классику, и джаз, и современную музыку, но чаще просто кладу руки на клавиши, куда пальцы попадут. Наиграешь, оно и уйдет, а иначе покоя не будет. Или представляю, как будто это музыка моего будущего спектакля – возраст такой, что хотелось бы попробовать себя в режиссуре.

Три раза был женат. В театре смеются: честный – сколько раз влюбился, столько и женился. От первого брака две девочки – 26 и 24 лет, старшая педфак окончила в Нижнем, младшая уже наградила меня внуками. Сын Валечка в 11-м классе, окончил музыкальную школу по классу балалайки – сам выбрал инструмент, не знаю почему. Мне нравится мой парень независимостью мышления, неординарностью оценок. Когда мне дали звание, приходили с телевидения, спрашивали, что я чувствую. Да ничего! Может, для детей что-то значит: папа – заслуженный артист.
Младшему сейчас четыре года. Женами и детьми Бог не обидел. Актеры легко приспосабливаются, а если их не доставать и не вмешиваться в их профессию, то живется с ними и со всеми их бзиками достаточно легко. Так что напрасно на нас наводят напраслину.

Жене – 26, вместе мы восемь лет. В театре познакомились – девушки по фойе гуляли: «А мы вас знаем» (у меня все жены мои поклонницы). Ну и все, взяла меня в оборот, окрутила. Она окончила филфак, работает в детском саду воспитателем – из-за ребенка пошла. Умная, волевая, нагружает меня повседневными делами, заставляет зарабатывать. Недавно машину купили, хочется заглянуть под капот, посмотреть, что и как, а жена запрещает – боится, что сломаю. Я вообще помешан на машинах, штук шесть сменил. Очень это успокаивает и дает возможность побыть одному – так вот сядешь в машину, дунешь по трассе и думаешь о чем-то. А если еще и осень, да где-нибудь под Городней...

Автор: Мария СПИРИДОНОВА
127

Возврат к списку

В армию на три дня | В Твери прошли учебные сборы юнармейцев
В Твери на территории военной части 31056 прошли учебные сборы. Кажется, обычное дело – строевая, физическая, огневая подготовка, ориентирование на местности. И все же они были особенными.
29.03.201720:59
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию