04 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование21.12.2010

Проливающая свет истины

Фотограф: Ольга Моисеева

Так с греческого переводится знаменитая фамилия тверских педагогов Иллюминарских. Анна Евгеньевна – учитель русского языка и литературы тверской гимназии №10 – последний представитель этой династии: заслуженный учитель РФ, обладатель премии Н.К. Крупской, почетный работник науки и образования, победитель первого регионального конкурса грантов в номинации «Лучший учитель».

Анна Евгеньевна – учитель русского языка и литературы тверской гимназии №10 – последний представитель этой династии. Заслуженный учитель РФ, обладатель премии
Н.К. Крупской, почетный работник науки и образования, победитель первого регионального конкурса грантов в номинации «Лучший учитель» – в высшей степени соответствует своей фамилии. Ведь далеко не каждый педагог имеет дар донести истину светлым путем.

Одна моя коллега очень хотела, чтобы дочь пошла по ее стопам, а для этого нужно было отдать девочку в руки хорошего словесника. Знакомые все как один советовали – к Анне Иллюминарской. Эта история мне вспомнилась, когда я пришла на интервью к Анне Евгеньевне. На перемене после урока русского мы с ней ждали, когда семиклассники соберут свои портфели и переместятся в другой кабинет. Но они не спешили… «Анна Евгеньевна, а как пишется то…», «А что означает это…», «А я купила новую книгу с кошками. Я вам нарисую!» … Про кошек – это не случайно. Учительница питает к ним слабость. У нее дома собрана большая коллекция кошачьих изображений. Есть и две живые кошки, которых когда-то из сострадания подобрала на улице.

О семье

Династия Иллюминарских в летописи гимназии № 10, изданной к 75-летию учебного заведения, представлена пятью педагогами. Родоначальник – Всеволод Иллюминарский преподавал в разных учебных заведениях Твери, в том числе и в частной женской гимназии, основателем которой была Мария Волкова – преподаватель арифметики и впоследствии его жена. Она прожила совсем недолго, а после ее смерти муж стал владельцем учебного заведения. Интеллигента Иллюминарского обожали ученицы, тайком срезавшие на память пуговицы с его форменного кителя. Поэтому немудрено, что через два года он обвенчался во второй раз. Со своей бывшей ученицей. Антонина Фаворская преподавала французский в епархиальном женском училище.
Анна Евгеньевна хорошо знает о судьбе своей знаменитой бабушки. У той было три образования. В том числе театральное и медицинское. Во время I Мировой войны Антонина Фаворская работала в госпитале, а в Великую Отечественную вместе с доктором Успенским, о котором в своей «Повести о настоящем человеке» рассказывает Борис Полевой, – на станции переливания крови. Но власть не оценила ее заслуги перед обществом. Как жена врага народа, она несколько лет провела в лагерях, а сам Всеволод Васильевич – в ссылке.

Уже после возвращения в родной город она стала актрисой народного театра. Того самого, который до сих пор существует в Доме учителя на Советской площади.

К 1945 году, когда Антонину Николаевну арестовали, у ее дочери – тоже Антонины – уже был наработан педагогический опыт. Так же как и мать, она преподавала французский, работала во многих школах Твери. Одним из ее учеников был Андрей Дементьев: «Второй год шла война. Я учился в 7-м классе. Французский язык преподавала у нас Антонина Всеволодовна… Я влюбился в нее с первого урока… я был ей бесконечно благодарен за то, что в те суровые горькие времена войны она возвышала мою душу своей дворянской деликатностью, какой-то удивительной красотой и тихим обаянием».

Большая часть жизни продолжательницы династии Иллюминарских связана со школой № 10. Помимо педагогики от матери передалась ей и любовь к театру. В детстве Тоня занималась балетом, но из-за травмы в 14 лет осталась без ноги. (Кстати, операцию ей делал тот самый доктор Успенский). Поэтому в искусстве Антонина пошла другим путем – основала в школе кукольный театр. В 60-х годах он был известен даже за пределами области. Горячо любимая своими учениками, Антонина Всеволодовна проработала в этой школе до пенсии. На смену пришло новое поколение педагогов. И в его рядах племянница – Анна Евгеньевна Иллюминарская.

О школе

Теперь ее педагогический стаж уже пошел на четвертый десяток. И как литератор с многолетним опытом, она имеет право на субъективные оценки. «Литература стала прикладным предметом, – с сожалением говорит Анна Евгеньевна. – Взгляд на нее изменился». Сейчас более популярны точные науки, которые, возможно, в будущем позволят получить более востребованную профессию. Но дело не только в этом. Литературу вытеснили различные достижения цивилизации. На книги у современных учеников не хватает времени, да и желания. Сотовые телефоны приучают мыслить клипово. Дети стали более практичными, деловыми. Изменилась их речь: у многих из них она представляет собой смешение жаргонно-нецензурной лексики и интернет-сленга. Переизбыток иностранных слов, идолопоклонничество перед иностранными языками вообще приводят к тому, что современные дети хуже знают свой родной. Как ни странно, из-за технического прогресса страдают гуманитарии.

Иначе чем объяснить, что в старших – профориентационных – классах гимназии (а Анна Евгеньевна ведет литературу в 7-м и 10-м классах) только 7 человек выбрали литературный профиль и лишь один школьник собирается поступать на филфак.

То есть пришло время физиков, а не лириков. «Но физик, не знающий историю, сбросит бомбу на свою страну, – считает педагог. – Ты можешь быть кем угодно, но литература – наше национальное достояние. И знать ее, любить хотя бы немного обязан человек любой профессии».
Поэтому сейчас, по словам Анны Евгеньевны, литератором быть сложнее, чем лет 20 назад. Ведь цель педагога – не только дать знания, но и научить любить литературу. «Научить любить» – странное словосочетание. Но это тоже возможно. Известно, что ученику нравится предмет, когда нравится сам учитель. А Анну Евгеньевну ученики действительно любят. Душевная, понимающая, доброжелательная – эти главные качества педагога всегда будут цениться учениками независимо от достижений цивилизации. Интернет не расскажет лучше, чем учитель, о писателе или о его произведении. И дело не только в том, что информацию педагог собирает годами. Интонации голоса, личные оценки, собственные переживания рассказчика останутся в памяти школьников лучше, чем текст, прочитанный ими с экрана монитора.

Сама же Иллюминарская любит писателей, «которые заставляют трепетать сердце»: Тургенева, Гончарова, Чехова, поэтов Серебряного века. Но как заставить трепетать сердца современных детей?

– Возможно, причина снижения у них интереса к литературе – современные методики обучения, – считает Анна Евгеньевна. И в этом мнении она не одинока.

Концентрические программы, – когда всего и понемногу, – есть за что критиковать. Фрагментарность приносит не всеобъемлющие знания, а скорее обусловливает пробелы в них: не позволяет заинтересоваться эпохой, оценить роль какой-либо личности в истории и т.д. Когда в одном параграфе русские народные сказки, в другом – японские хокку, в третьем – мифы Древней Греции, в голове у школьника – каша.

– Этот болезненный перелом начался вместе с перестройкой, – говорит Анна Иллюминарская. – В школьной программе появились авторы, когда-то незаслуженно забытые: Тютчев, Фет, Гончаров, Замятин. Но в то же время литература лишилась имен, которые изучали многие поколения. Особенно пострадала школьная программа

5 – 8-х классов. К примеру, несмотря на политический подтекст, современным детям был бы полезен Гайдар со своим «Тимуром». Аналогов подобным произведениям в нашей литературе нет и уже, наверное, не будет. Зато в современной программе много авторов, которые вызывают трагическое мироощущение. А в переходном возрасте это не на пользу.

Анна Евгеньевна своих старшеклассников старается все же учить «по старинке». В хорошем смысле этого слова. Но при этом составлять программу приходится самой. Учебников пока (или, вернее, уже) нет. Но скорее всего педагогика к этому опять вернется.

Анна Евгеньевна призналась, что сама с удовольствием выступила бы в качестве составителя учебника. Но, к сожалению, для рядового учителя, пусть даже и очень талантливого, с финансовой точки зрения это невыполнимая мечта. Свои методические разработки она использует при составлении программ профильного обучения, которые преподаются в гимназии, публикует в специализированных учительских изданиях. Одной из ее крупномасштабных разработок в соавторстве с известным столичным педагогом Н.В. Беляевой стало пособие для преподавателей литературы в 10-м классе. Анна Евгеньевна обратилась к самым «сложным» авторам: Толстому, Достоевскому, Чехову.

А несколько лет назад Иллюминарская первой в стране разработала систему уроков по изучению Библии для начальных классов. Это было еще задолго до введения «Основ православной культуры». Методическое пособие из-за недостаточности тиража департаменту образования  области пришлось переиздавать несколько раз.

И это далеко не все достижения учителя литературы. Но, наверное, лучшие труды еще впереди.

Автор: Юлия КРУТОВА
154

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию