23 Августа 2017
$59.04
69.59
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 21.01.2010

Почему с вождя русской революции не пишут икон

В давнем споре о роли личности в истории Ленин всегда служил железным аргументом против тех, кто эту роль склонен был принижать или, как Лев Толстой, отрицать вовсе.

В давнем споре о роли личности в истории Ленин всегда служил железным аргументом против тех, кто эту роль склонен был принижать или, как Лев Толстой, отрицать вовсе.
Стоит, впрочем,?обратить внимание на тот факт, что Ленин сыграл в истории две весьма непохожие роли. Одну – как реальная историческая личность, а вторую, посмертную – в качестве?коммунистического идола, именем которого клялись, а его изображению и мумии поклонялись, как во времена фараонов. Однако ныне обе эти роли основательно?подзабыты: первая – в силу всеобщей исторической неграмотности, а вторая – из-за того, что мифологизированного вождя в массовом сознании совершенно заслонил другой миф, сталинский. Сие представляет собой вопиющую несправедливость, поскольку Сталин во всех отношениях есть порождение Ленина, и качество этого вторичного продукта опять же во всех отношениях много ниже. Годовщина смерти и предстоящее 140-летие со дня рождения творца русской революции дают повод для восстановления справедливости.
О родстве и преемственности двух большевистских вождей во все времена говорилось много и по-разному. Однако различия между ними представляются куда интереснее.
Начнем с того, что Ленин в отличие от Сталина был реальным вождем широких революционных масс, что признавали и его политические противники. Именно он, едва вернувшись в Россию весной 1917 года, не только выдвинул лозунги, отвечавшие настроениям большинства населения измученной войной страны Сталин с этими лозунгами сначала не согласился),но и сумел воздействовать на эти настроения в нужную большевикам сторону. Ленин был и оратором, умеющим буквально завораживать слушателей предельно понятной им логикой и страстью подлинного убеждения, и организатором, железной воле которого невольно подчинялись все сомневающиеся и колеблющиеся. Будучи лидером почти карликовой партии начале 1917 года большевиков было всего около трех тысяч), он смог за несколько месяцев сколотить организацию, способную не только взять, но и удержать власть в огромной стране. Без его чудовищной работоспособности, неукротимой жестокости и готовности на любые жертвы ради сохранения власти это было бы невозможно.
У Сталина из всех этих талантов можно отметить только жестокость, но и она, похоже, была воспитана в нем ленинским примером. И вождем он стал не в силу личного влияния на массы, а в результате целенаправленной работы могущественного агитпропа.
Особенно наглядно эта разница между Лениным и Сталиным отразилась в искусстве. Если отбросить заведомо халтурные поделки, творимые по указке «искусствоведов в штатском», то от всей сталинианы останется несколько натужных произведений, созданных большими мастерами под угрозой физической расправы (типичный пример – «Батум» Михаила Булгакова), да несколько яростных карикатур, вроде мандельштамовского «Мы живем, под собою не чуя страны». После такой же операции с ленинианой останется немало произведений искусства весьма высокого уровня: стихи Маяковского и Пастернака, проза Горького и Казакевича, выразительные портреты Андреева и Альтмана, киношедевры Эйзенштейна и Юткевича, пьесы Погодина и Шатрова. Этот уровень порой признавался и на Западе. Самый яркий пример – приз за лучшую режиссуру, полученный Сергеем Юткевичем на Каннском кинофестивале 1966 года за фильм «Ленин в Польше». Да и сам Запад внес свой вклад в лениниану: вовсе не причастный к агитпропу французский режиссер Жан Люк Годар в начале 1970-х снял фильм «Владимир и Роза», где сам и сыграл Ленина. Правда, к шедеврам этот фильм мало кто относит, но и той фальши, какой исполнен образ Сталина в книгах Анри Барбюса и Лиона Фейхтвангера, в нем, безусловно, нет.
Художнику в Сталине просто не за что зацепиться: чудовищно раздутый миф полностью?заслонил реального человека,?к тому же достаточно скрытного и склонного к тайным методам политической борьбы.
С?Лениным все по-другому. Соратники и враги, восхвалители и хулители в равной степени чувствовали масштаб его личности и отдавали ему должное. Наиболее прозорливые видели в нем натуру не только мощную, но и достаточно сложную, не лишенную внутренних противоречий. Человек, не остановившийся перед убийством царских детей, порой действительно «к товарищу милел людскою лаской». Горький вспоминал, как Ленин запускал в гостинице руку под одеяло, чтобы проверить, не сыры ли простыни, на которых спит писатель. Да и с детьми (не царскими), судя по воспоминаниям, он был хорош. Так что образ добренького «дедушки Ильича», «самого человечного человека», хоть и не совпадал с реальным обликом коммунистического диктатора, но имел некоторую опору в его человеческих качествах. О Сталине ничего подобного сказать нельзя. Чужд был Ленин и чиновной спеси, искренне презирал льстецов и всячески противился созданию собственного культа, что Сталину было совершенно не свойственно.
Не подлежит сомнению и широкая образованность Ленина, резко отличавшая его от других большевиков. Он читал и говорил на девяти языках, был знаком с изящной словесностью и порой проявлял вкус, несколько странный для революционера. Любимым его поэтом был отнюдь не народолюбец Некрасов
русскому мужику Ленин относился откровенно плохо), а, как ни удивительно, монархист Тютчев. Правда, по указанию Ленина едва не был уничтожен Большой театр, как носитель «дворянской культуры», но классическую музыку вождь все-таки признавал и имел в ней свои пристрастия.
Самой мрачной стороной ленинской натуры было его отношение к религии. Православную церковь он ненавидел люто, и лишь возможность широкого народного бунта помешала планам ее полного уничтожения. Сохранились, однако, свидетельства врачей о том, что перед смертью в сознании Ленина возникал Божий образ, и он говорил: «Приведите мне попа, стены, примите мое покаяние».?Конечно, утверждать, что это было именно так, довольно трудно. Однако сложность и трагическая глубина ленинской натуры не вызывает сомнений.
Образ человека, волей своею способствовавшего одному из самых серьезных и страшных поворотов в мировой истории, еще не раз будет воссоздан в произведениях искусства. Писать с него иконы вряд ли будут со Сталина, как известно, пишут), но время фарсов и грубых карикатур скоро пройдет. Тогда, может, люди и приблизятся к пониманию того, кем и чем был для истории Владимир Ильич Ульянов-Ленин.
Автор: Сергей ГЛУШКОВ
17

Возврат к списку

В Тверской области прошел форум сельской молодежи ЦФО
Сегодня население небольшого поселка Мирный под Торжком на один день увеличилось на 151 человека. Именно столько начинающих врачей и учителей, выбравших работу в деревнях и весях, собралось здесь на форум сельской молодежи Центрального федерального округа. 
18.08.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость