23 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура13.12.2010

Мечтал навсегда

поселиться под Тверью

В 1899 и 1900 годах молодой австрийский поэт Райнер Мария Рильке совершил две поездки в Россию

Во время первой из них, продолжавшейся с апреля по июнь, он познакомился и общался с Львом Толстым, а также с художниками Ильей Репиным и Леонидом Пастернаком. В следующем году Рильке путешествует по России более основательно, с мая по август. Несколько новых встреч и бесед с Львом Толстым произвели огромное впечатление на поэта. В Москве он снова встречался с семьей Пастернаков и познако-мился с поэтом Спиридоном Дрожжиным, который постоянно жил в деревне Низовка Корчевского уезда Тверской губернии.

Недельное пребывание в Низовке у Дрожжина стало для Рильке и его спутницы Лу Саломе сильным положительным переживанием. Их заочное знакомство состоялось еще зимой при посредничестве русского педагога и переводчицы Софьи Шиль. Сообщая Дрожжину о том, что его собираются посетить гости из Германии, та сказала, что оба «любят Россию и все русское гораздо больше немецкого». Софья Шиль не преувеличивала: Лу Саломе и Рильке были глубоко захвачены народническими и русофильскими исканиями. Этим объясняется и странное на первый взгляд увлечение этих двух утонченных европейцев русским крестьянским поэтом. Приехав из Низовки в Петербург, Рильке впервые пытается писать по-русски, и это было именно письмо к Дрожжину.

Дрожжин навсегда уехал из города, стал жить по-крестьянски, обрабатывал землю и писал стихи. Это было как раз то, о чем мечтал сам Рильке. Убегая от омертвевшей европейской цивилизации, от своего разочарования в католичестве, поэт приближался к истинно духовному, ему становились близки люди, исповедующие православие. Он смотрел внимательными глазами на полюбившуюся ему тверскую землю, как бы ища место, где останется жить навсегда. Впоследствии Рильке действительно хотел переселиться с семьей в Россию. Он часами беседовал с Дрожжиным о Боге, они бродили вместе по болотам, по берегам Волги. В своем дневнике Рильке записал: «На Волге, на этом спокойно катящемся море, быть дни и ночи, много дней и ночей. Широкий-широкий поток, высокий-высокий лес на одном берегу и низкая луговая равнина на другом, и большие города там не выше хижин или шалашей. Заново переосмысливаются все измерения. Постигаешь, что земля необъятна, вода — нечто необъятное, и необъятно, прежде всего, небо. Что я видел раньше, было только изображением земли и реки и мира. Но здесь это все само по себе. Я словно воочию видел сотворение мира; смысл всего – в немногих словах, мера вещей – в руках Создателя».

Результатом двух русских путешествий Рильке стал его знаменитый сборник «Часослов» (1905) в трех книгах, написанный в форме дневника православного монаха. Впервые в своем творчестве поэт ставит перед собой задачу философского осмысления мира. Многие стихи «Часослова» похожи на молитвы, а лирический герой напрямую говорит с Богом. Согласно Рильке, Бог, непрестанно создавая мир, обнаруживает себя в различных явлениях природы и может обернуться любой вещью. Художник же, говорит поэт, навечно запечатлевая вещи и природу в произведении искусства, возвращает их Богу, оказываясь равным ему сотворцом. Рильке писал тогда:

Ты – колесо, вращающееся

вкруг меня,

Ты – старец с закопченными

власами,

Невидимый, который до сих пор

Стоит у наковальни и в ладонях

Натруженных кузнечный молот

держит.

Европейский поэт очаровался и Россией, и ее литературой, и великими писателями, и Спиридоном Дрожжиным. Считается, что Рильке воспринял Россию весьма идеализированно. Уклад жизни русских людей он расценил как возможность существования народа в союзе с Богом и природой. Ему показалось, что в России сохранилась утраченная на Западе «неотчужденная сущность человека».

Рильке в течение ряда лет вел интенсивные занятия русской литературой, даже написал несколько стихотворений на русском языке, читал в подлиннике стихи Тютчева и Фета, писал о Толстом, Достоевском, Чехове, перевел на немецкий язык «Слово о полку Игореве», две «Молитвы» Лермонтова, стихи Спиридона Дрожжина, Константина Фофанова и Зинаиды Гиппиус и даже чеховскую «Чайку». Когда он избрал своим пристанищем Францию, то и тогда в стихах, мыслях и воспоминаниях возвращался к русским мотивам. Позднее он переписывался с Мариной Цветаевой, которая посвятила ему поэму «Новогоднее» и очерк «Твоя смерть».

Рильке родился 4 декабря 1875 года в немецкой семье в Праге. Он рано начал писать стихи и прозу и печататься. Учился в Пражском Карловом университете – сперва на философском, затем на юридическом факультете. В 1897 году он переезжает в Берлин, учится там в университете. Почти ежегодно выходят сборники его стихов, завоевывающие сердца читателей.

В 1902 году Рильке обосновывается в Париже и знакомится с гениальным скульптором Огюстом Роденом, позднее становится его секретарем. В последующие годы он очень много путешествует, много публикуется и становится культовым поэтом, едва ли не литературным знаменем эпохи в Европе. Его провозгласили вторым после Гете из писавших на немецком языке.

В 1922 году в замке Мюзо за 14 дней Рильке написал 55 стихотворений, вышедших отдельной книгой. Это был пик его творчества и одновременно его последняя значительная книга стихов. 29 декабря 1926 года он скончался от лейкемии в клинике Валь-Монт на Женевском озере.

Французский поэт Поль Валери назвал Рильке «нежнейшим и одухотвореннейшим человеком этого мира, человеком, который более всех был навещаем всевозможными чудесами и духовными тайнами». Он был «человеком-духом», живущим в двух мирах одновременно — земном и небесном, связывая не только пространства, но и времена.

Рильке называл своей родиной Чехию и Россию и на закате своих дней писал о нашей стране: «Она сделала меня тем, что я есть; внутренне я происхожу оттуда, родина моих чувств, мой внутренний исток – там... Решающим в моей жизни была Россия... Россия стала в определенном смысле основой моей жизни и мировосприятия». Именно в русском народе европейский поэт увидел очень сильное творческое начало, залог выхода из тупика цивилизации. «Если говорить о народах, как о людях, которые находятся в процессе развития, то можно сказать: этот народ хочет стать солдатом, другой – торговцем, третий – ученым; русский народ хочет стать художником», – писал он.

И надо помнить, что большую роль в формировании этого чувства, этого отношения великого европейского поэта и мыслителя Райнера Рильке к России сыграл его друг – крестьянский поэт из Тверской губернии Спиридон Дмитриевич Дрожжин.


Автор: Михаил СЛАВИН
225

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя вручил награды защитникам Отечества
«…Слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь» - звучали сегодня в областном драмтеатре хрестоматийные строки Вадима Шефнера. Прекрасные стихи. И все же те, кто пришел сюда в канун Дня защитника Отечества на торжественное собрание могли бы немного с ними поспорить. Для этих людей Родина, Честь, Достоинство, Мужество, не просто слова – смысл жизни.
22.02.201720:17
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию