11 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.12.2010

Человек-эпоха

Лучший архитектор советского времени был нашим земляком

Где стремится побывать человек, впервые попавший в Москву? Ну, на Красной площади – это само собой. А дальше – на Ленинских горах, в Лужниках, Центральном парке имени Горького…

Но далеко не каждый любующийся грандиозным комплексом великолепного стадиона, отдыхающий в главном парке столицы знает, что появлением этих и других наиболее привлекательных мест Москвы мы обязаны таланту и идеям одного из самых замечательных архитекторов советской эпохи – Александру Васильевичу Власову, нашему с вами земляку.

Он родился в селе Большая Коша Осташковского уезда (ныне Селижаровский район). Село стояло в окружении великолепных лесов, к тому же отец мальчика был лесоводом. Поэтому с самого детства Саша любил природу. Позже, уже будучи архитектором, он сильно тяготел к ландшафтному дизайну, отличался умением вписать свои постройки и ансамбли в окружающую среду. Его считали прирожденным дендрологом.

В архитектуру Власов пришел не сразу – сначала он работает скромным учителем в одной из торжокских школ. Но после окончания Московского института гражданских инженеров (сейчас это Московское высшее техническое училище им. Баумана) он начинает работать преподавателем МВТУ по архитектурному проектированию и рисунку, затем его приглашают преподавать в Московский архитектурный институт, и практически сразу Власов вливается в архитектурную жизнь Моск­вы. Он становится одним из учредителей ВОПРА (Всероссийское общество пролетарских архитекторов), а затем – активным участником разработки генерального плана реконструкции Москвы. В это время он участвует практически во всех архитектурных конкурсах.

В 1932 году он принимает участие в конкурсе на проект Дворца Советов, который своей фантазией поражает воображение. Проект был удостоен премии, но, к сожалению, так и остался нереализованным.

В период с 1930 по 1935 годы А.В. Власов создал 12 различных конкурсных вариантов и множество проектов Комвуза на Ленинских горах. В те же годы Власов принимает активное участие в конкурсах проектов театральных зданий в Харькове, Ростове-на-Дону, Иваново-Вознесенске, готовит проект театра им. Немировича-Данченко для Москвы.

С 1935 года и до начала войны Власов занимался застройкой Центрального парка культуры и отдыха им. Горького в Москве, был автором его генерального плана и некоторых частей ансамбля. ЦПКиО им. Горького строился на территории Всероссийской сельскохозяйственной и культурно-промышленной выставки на пустыре у Крымского вала, а также в границах Голицын­ского сада. В этом проекте Власов показал себя превосходным мастером ландшафтного дизайна. Задачи типа «превратить Москву в огромный город-сад» или «сделать городами-садами столицы республик» оказались как раз для него.

В 1937 г. в Париже на международной выставке европейцы удостоили воплощенный проект парка им. Горького «Гран-при».

Идея города-сада была одной из любимых тем в архитектурном творчестве Власова. Он создал множество проектов ботанических садов. В пояснительных записках к этим проектам можно разглядеть, как профессионализм Власова смягчал пропагандистские и дидактические принципы, «спускавшиеся» сверху. К примеру, в директиве, где речь шла о структуре Ботанического сада Всесоюзной академии наук на Ленинских горах (там, где теперь комплекс МГУ и правительственные дачи на Воробьевом шоссе), имелись такие пункты: «Основы Дарвинизма — 1. Изменчивость; 2. Борьба за существование;
3. Отбор и наследственность; 4. Приспособление и богатство жизненных форм в природе;
5. Дивергенция…». Архитектор представил, несмотря на такую идеологически выдержанную запрограммированность, сад отнюдь не как «живое пособие», а как редкое по красоте сочетание водных и наземных растений, кустарников и трав. Он предусмотрел различие в цвете листвы и цветов во все периоды.

В 1935 году Власова направляют в командировку за границу. Он побывал в таких странах, как Италия, Франция, Греция, осматривал величайшие архитектурные памятники, делал много путевых зарисовок.

В 1936—1938 годах Власов занимается строительством Крымского моста. Это «ажурное чудо», как называли его современники, было возведено на месте деревянного Никольского моста в районе Крымского брода через Москву-реку. Тип конструкции, использованный архитектором А.В. Власовым и инженером Б.П. Константиновым, крайне редко встречается в мировой практике. Пилоны высотой 28,7 метра стоят отдельно и не соединены поверху: через их вершины натянуты цепи.

Власов занимается также строительством здания ВЦСПС (Всесоюзного Центрального совета Профессиональных Союзов). В его постройке Александр Васильевич использовал элементы архитектурных стилей разных времен. В московской архитектуре 1950-х годов оно осталось своеобразным стилевым исключением.

В годы Великой Отечественной войны Власов вместе с Академией архитектуры был вынужден эвакуироваться в Чимкент (Казахстан). Однако и там он не перестал заниматься архитектурной деятельностью, решая проблемы восстановления разрушенных городов. Он создал также проект генплана центрального городского парка культуры и отдыха для Чимкента, работал над проектами малых архитектурных форм для него.

Вернувшись в столицу, Власов занялся сохранением одного из ценнейших старинных парков Москвы — Нескучного сада. Здесь в честь 800-летия Москвы по проекту Власова была построена изящная ротонда с площадкой перед ней.

Еще во время войны в Советском Союзе начинается восстановление городов, по-страдавших от немецко-фашистских захватчиков. Одним из них был Киев, куда в начале апреля 1944 года приезжает группа ведущих советских архитекторов, в их числе был и А.В. Власов, который уже в июне этого года становится главным архитектором города. Тогда же вышло постановление Совнаркома о проведении конкурса проектов на восстановление Крещатика, главной улицы Киева. Конкурс этот проводился в три тура. Третий тур проходил в апреле 1947 года. В итоге за основу был принят проект А.В. Власова. Однако решения, заложенные в проекте Александра Васильевича, использовались не полностью. Трудно сказать, чем это было вызвано. Возможно, не хватало средств на их осуществление. А может, из-за того, что Власов вскоре был назначен главным архитектором Москвы, и дальнейшим проектированием Крещатика руководили главные архитекторы Киева А.В. Добровольский и Б.И. Приймак, которые иначе видели его застройку.

В 1950 году Власов возвращается в Москву и до 1955 года находится на посту главного архитектора столицы, а также начальника Управления по делам архитектуры.

Под его непосредственным руководством велось проектирование крупнейшего в столице нового Юго-Западного жилого района.

Зимой 1954 года по инициативе первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева Совет Министров СССР принял решение о сооружении в Москве спортивно-тренировочного, а также оздоровительного комплекса и гигантского Центрального стадиона, ни в чем не уступающего мировым аналогам. Место — напротив Воробьевых гор на левом, низменном, берегу Москвы-реки. Строительство началось в 1955 году, и возглавил его А.В. Власов. На проектирование архитектурно-спортивного ансамбля почти из 130 сооружений на площади 18 гектаров творческой бригаде под началом Власова государство отвело всего
90 дней. Срок завершения строительства был не менее жестким: следовало уложиться в 450 суток, к открытию летней Спартакиады 31 июля 1956 г. И участники проекта с этими жесткими требованиями справились, превратив территорию Лужников в один из красивейших и благоустроенных районов
Москвы.

А.В. Власов становится президентом Академии архитектуры, а позже – вице-президентом Академии строительства и архитектуры СССР. С 1960 года и до смерти он был первым секретарем правления Союза архитекторов СССР.

Умер Александр Васильевич Власов 25 сентября 1962 года после тяжелой болезни, всего месяц не дожив до 62 лет – он был ровесником века. В этом году мы отмечаем 110 лет со дня его рождения.

Именем нашего земляка названа улица в Новых Черемушках в Москве – улица Архитектора Власова.


Автор: Екатерина ГАЛЯМИНА ,студентка Государственной академии славянской культуры
26

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию