28 Марта 2017
$57.02
61.96
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика30.11.2010

Молочная река

Фотограф: Кира Кочеткова

Ломоть хлеба и стакан молока в России всегда считались основой жизни. Сегодня при всем обилии выбора основа питания остается неизменной. Но меняется человек и уровень его притязаний не только к цене, но и к качеству самого продукта, к образу его, в том числе к упаковке, рекламе.

Ломоть хлеба и стакан молока в России всегда считались основой жизни. Сегодня при всем обилии выбора основа питания остается неизменной. Но меняется человек и уровень его притязаний не только к цене, но и к качеству самого продукта, к образу его, в том числе к упаковке, рекламе.

О том, как сделать производство молока выгодным для всех участников цепочки – производство – переработка – торговля – покупатель, – мы беседуем с Надеждой Запорожцевой, руководителем ассоциации «Производители и переработчики молока Тверской области». Главной целью этой авторитетной общественной организации является создание единой системы поддержки и взаимодействия предприятий молочной отрасли, направленной на увеличение объемов производства и реализации молока и молочной продукции на территории региона.

– Надежда Викторовна, каждый опытный руководитель сферы АПК четко знает: молоко есть стержень животноводческой отрасли. На нашей памяти спад цены ниже себестоимости, экспансия зарубежного сухого молока. Это 2008 год. Правительство тогда ввело субсидии, от которых уже через год «избавило» крестьян. Тогда и рухнули многие хозяйства, жившие за счет молочного стада. Ситуация выправляется, но очень тяжело. Какую роль тут может играть ваша ассоциация?
– Ассоциация «Производители и переработчики молока Тверской области» была создана и зарегистрирована еще в 2006 году. Ее учредителями было восемь молокоперерабатывающих предприятий. Новый этап в жизни ассоциации начался в 2008 году, когда значительно расширился ее состав за счет того, что в ассоциацию вошли сельскохозяйственные предприятия – производители молока, такие, как ЗАО «Калининское», ОАО «Агрофирма «Дмитрова Гора», колхоз «Мир» Торжокского района, СПК «Ратмир» Старицкого района. Государство, являясь важнейшим регулятором всей экономической системы, в том числе и агропромышленного комплекса, все же без взаимодействия с союзами производителей не в состоянии выстроить правильную, эффективную политику. Правовая база для участия союзов в реализации государственной политики существует. По общему мнению участников ассоциации, это некоммерческое объединение создано в том числе и для того, чтобы стать серьезным и авторитетным переговорщиком со структурами государственной власти, ставить перед ними наиболее актуальные и обоснованные вопросы, отстаивать интересы предприятий молочной отрасли. Основная наша задача – достойно представлять корпоративные интересы производителей и переработчиков, содействовать повышению их конкурентоспособности, взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления по наиболее значимым проблемам отрасли.

– Известно, что участники ассоциации производят в области почти сорок процентов молока.
– А в производстве молочной продукции их доля составляет около 68 процентов от областного объема. Можно сказать, что начало деятельности ассоциации пришлось на период, когда сложившаяся ситуация с производством, переработкой и реализацией молока и молочных продуктов в области была наиболее острой: падение закупочных цен на молоко, трудности с реализацией готовой продукции, просроченные задолженности перед сельхозпредприятиями за молоко, задолженности торговых организаций за реализованную продукцию. Поэтому для стабилизации ситуации на молочном рынке региона было заключено трехстороннее Соглашение о сотрудничестве в сфере производства, переработки и продажи молока и молочной продукции между торговыми сетями, предприятиями молочной промышленности и производителями молока. Оно предусматривало взаимные обязательства по производству, переработке и реализации продукции всем участникам цепочки, а главное, способствовало формированию справедливой закупочной цены для производителей молока, определение доли переработчиков и торговли в зависимости от розничной цены на прилавке. Была образована и сейчас действует рабочая группа по регулированию взаимоотношений в сфере сбыта и реализации продукции между сельскохозяйственными товаропроизводителями, перерабатывающими предприятиями агропромышленного комплекса и предприятиями розничной торговли, реализующими продовольственные товары. При поддержке областного руководства, департамента по социально-экономическому развитию села решаем задачу реализации молока и молочной продукции, вопросы взаимодействия с торговыми сетями, повышения конкурентоспособности продукции местных производителей. Считаю, что необходимо продолжить широкий мониторинг по всей цепочке – производство молока на фермах – его переработка – реализация готовой продукции. Предметом мониторинга должен стать самый широкий круг проблем, в том числе показатели качества продукции, структура ценообразования, кредитно-финансовые вопросы. Только имея реальную и максимально полную картину состояния отрасли, мы можем оперативно и адресно реагировать на проблемы, представлять и защищать интересы отрасли и способствовать не только ее выживанию, но и развитию. Основная задача, которую необходимо решить совместными усилиями, – это создание взаимовыгодных условий для увеличения рентабельности, эффективности производства молока и молочных продуктов.

– Но, наверное, этим не исчерпываются задачи ассоциации?
– Разумеется. У молочного животноводства Тверской области существует масса перспектив. У нас производство молока самое экологически чистое, кормовая база позволяет получать полезнейшее молоко. Но сегодня нужно признать, что производители молока находятся в тяжелой ситуации. Дело в том, что имеющаяся цена недостаточна, чтобы компенсировать сельхозпроизводителям их затраты и оставаться на плаву. К сожалению, у нас литр воды стоит едва ли не дороже, чем литр молока. В связи с этим возможно и снижение поголовья, и в целом снижение производства молока. К тому же определенная часть молока вывозится за пределы области, чему, безусловно, способствует и географическое положение области между двух столиц. В условиях жесткой конкуренции, когда рынок насыщен молочной продукцией из других регионов и государств, решающее значение приобретает стабильно высокое качество производимой продукции.

– Чем существенно отличается наша местная продукция?
– Тем, что изготовлена из натурального молока, имеет короткий срок реализации, то есть она всегда свежая, прошла минимальную обработку, сохранила все полезные свойства и отвечает требованиям безопасности. Она также отличается более доступной ценой. Поэтому будет всегда востребована. Во всем мире растет потребление молока, оно признано одним из важнейших компонентов в питании человека, и нам нужно идти в ногу со временем, по пути просвещения населения, особенно молодежи.

– При этом переработчики становятся, по сути, едва ли не единственными донорами для предприятий-производителей. И внимание к тем, кто обеспечивает сырьем, более чем понятно и может вызывать лишь чувство уважения.
– Особое внимание предприятия молочной переработки уделяют постоянным поставщикам молока-сырья, которым молокозаводами на весенне-полевые и другие сезонные работы выделено авансов на общую сумму 162,8 млн. рублей. Многие заводы поддерживают своих партнеров стабильной, максимально высокой ценой. В ряду предприятий следует отметить ОАО «Молоко» из города Ржева, генеральный директор Александр Павлович Некрасов. Это предприятие многие годы является надежным партнером для большинства сельхозпредприятий, КФХ, ЛПХ, молокоприемных пунктов западной части области. Не случайно именно здесь получили развитие кооперативы, занимающиеся сбором и реализацией молока от населения.

– В условиях рынка возможен ли альтруизм, пусть и прагматичный?
– Он очевиден. Можно в этой связи отметить и такие предприятия, как ОАО «Максатихинский маслодельный завод», генеральный директор Николай Александрович Милов, ЗАО «Кузнецковский сыродел», генеральный директор Владимир Иванович Павловский, и ряд других. Разумеется, они действуют в интересах собственного дела, ведь переработчик зависим от объемов сырья и его качества. Но когда перед посевной сельхозпредприятия получают от переработчиков аванс, надо понимать, что им деньги не с небес падают. Это, как правило, кредитные средства, предназначенные на закупку сырья.

– Но все же будем откровенны: сегодня с сырьем на рынке напряженка, молока попросту не хватает.
– И об этом говорят цифры: по производству молока область занимает 7-е место среди субъектов ЦФО, а по объемам производства масла и сыра – 10-е место, по выпуску цельномолочной продукции – лишь 12-е место. В сезон «большого молока» из-за засухи и жары снижение надоев к предыдущему году составило 25 – 30 процентов. Ряд предприятий были обеспечены молоком лишь наполовину к прошлому году. Не можем не признать, что среди причин возникшей проблемы с сырьем стоит назвать неконтролируемый вывоз значительных объемов молока-сырья за пределы области. Крупные российские компании сегодня проявляют большой интерес к нашему молоку и готовы вывозить из региона лучшее по качеству и объемам производства. Наше положение между двух столиц для их бизнеса очень выгодно.

– Получается, ситуация схожа с нефтью, алмазами, лесом… Сырьевой придаток – роль до обидного неэффективная.
– И с этой ролью мы не можем соглашаться. Нам нужно развивать свою переработку и решать вопросы обеспечения продовольственной безопасности региона. Ведь молоко и его продукты имеют социальную основу. В рационе питания современного человека они занимают более 16 процентов. И эту цифру можно и нужно увеличить ради укрепления здоровья россиян.

– Но, как ни крути, цену диктует торговля.
– Не всегда, хотя и не согласиться с вами нельзя. Сегодня надо повышать культуру потребления. Чтобы покупатель своим выбором поддерживал добросовестных производителей. А за качеством любая хозяйка должна следить, как говорится, в оба. На рынке немало явно залежалого или не по правилам изготовленного питания, скорее вредного, чем полезного, особенно внимательно должны присматриваться к упаковкам детского питания мамы. Это лучший заслон опасным продуктам. Однако объем фальсификаций на рынке постоянно растет, поэтому вопрос контроля качества и безопасности сырья и готовой продукции остается актуальным.

– Но это произойдет не само по себе…
– Разумеется, тверские производители должны учиться конкурировать, чтобы их продукция не потерялась в растущих объемах завозной из других регионов и стран. В условиях рынка нельзя навязать товар – можно лишь заинтересовать им те же сети. Пристальное внимание губернатора к проблеме взаимоотношений в сфере производства, переработки и реализации одного из важнейших продуктов питания, содействие департамента АПК привели к тому, что диалог заинтересованных сторон состоялся.

И мы стали ощущать определенные сдвиги в лучшую сторону. Уже сегодня такие известные и авторитетные сети, как «Тверской купец», «Тверской продукт», «Универсал», стали более охотно брать на реализацию наши молокопродукты, тем более что все больше хозяек предпочитают родное и живое молоко.

– Надежда Викторовна, наверное, скоро наступит момент, когда большинство потребителей будут грамотными и бережливыми к здоровью, а значит, будут требовать наш творог, нашу сметану и наше молоко.
– Да уже спрашивают! И еще как! А зимой, когда сырья по объективным причинам станет меньше, этот спрос возрастет как у переработчиков, так и у потребителей.

– И что же делать?
– Проблема не вчера возникла и не завтра решится. Хотя обнадеживающие подвижки есть. В вашей газете довольно регулярно освещаются проблемы села. Читатели уже могут заметить, какое большое внимание в регионе уделяется молочной отрасли. Важно, что определены стратегические направления развития, такие, как техническое перевооружение и модернизация предприятий, развитие кооперативных форм, в том числе в производстве и реализации молока, создание и строительство молокоприемных пунктов, повышение качества и конкурентоспособности продукции местных производителей. Надеемся, что серьезные перспективы для реализации продукции местных производителей откроет проект «Тверское – значит лучшее», который стартовал в этом году.

– Азбучная истина: производитель не может обойтись без потребителя, и оба они – без услуг торговли. Как тут быть с ведомственным эгоизмом?
– Выход известен: надо договариваться. У нас в области уже есть опыт заключения подобного соглашения, и его, наверное, следует развивать. А это и есть главная цель совместных усилий власти, бизнеса и общественных организаций – нормализовать  систему отношений вокруг одного из главных народных продуктов и укрепить путь молочной реки к человеку.     Производители и переработчики молока сегодня выполняют важнейшую социальную функцию по обеспечению жителей натуральным, полезным для здоровья продуктом. Миссия государства – всемерно поддерживать социальный заказ и оба этих направления, напрямую зависящих друг от друга.

Автор: Беседовала Кира КОЧЕТКОВА
84

Возврат к списку

В университет с частушками | В Тверском педагогическом колледже проходит досрочная сдача ЕГЭ
35-летний Николай Соловьев 18 лет работает в одной из школ Максатихинского района. Преподаватель истории, краевед, финалист конкурса «Учитель года-2012», призер областного фестиваля гармонистов и частушечников, сегодня он пришел в пункт досрочной сдачи ЕГЭ, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
27.03.201721:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию