23 Июня 2017
$60.15
67.15
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика26.11.2010

Владимир ПОЛЕЖАЕВ: От тотального контроля мы перешли к управлению налоговыми рисками

Фотограф: Анна Петрова

Ровно 20 лет назад, в 1990 году, в составе Министерства финансов СССР была создана Государственная налоговая служба, а 21 ноября следующего года Указом Президента РФ № 229 образована Государственная налоговая служба РСФСР – самостоятельный федеральный орган исполнительной власти.

Ровно 20 лет назад, в 1990 году, в составе Министерства финансов СССР была создана Государственная налоговая служба, а 21 ноября следующего года Указом Президента РФ № 229 образована Государственная налоговая служба РСФСР – самостоятельный федеральный орган исполнительной власти. О том, что изменилось за эти годы и какие задачи стоят перед налоговой службой, сегодня мы беседуем с руководителем УФНС России по Тверской области, государственным советником Российской Федерации 3-го класса Владимиром ПОЛЕЖАЕВЫМ.

– Владимир Алексеевич, вы пришли на работу в налоговые органы Красноярского края со студенческой скамьи, окончив Томский госуниверситет, то есть с 1990 года – момента их образования. Какие за это время произошли изменения как в направлениях вашей работы, так и в сознании налогоплательщиков?
– Переход от административно-командной к рыночной экономике в 80 – 90-е годы XX века потребовали изменения принципов и способов формирования госбюджета. Я вспоминаю те годы: госпредприятия акционировались, создавались кооперативы и другие рыночные формы организации бизнеса. Налогового законодательства, по сути, не было. Налоговые нормы были в состоянии «отрывков из обрывков» в разных отраслях законодательства. Налогового кодекса не существовало. Количество налогов росло вместе с дефицитом госбюджета. Доходило до того, что мы, налоговики, не могли вспомнить все названия налогов, не говоря уж о налогоплательщиках.

– То есть не было никакой системы в организации налогового администрирования?
– Верно, к тому же налоговая культура в обществе отсутствовала, бытовал правовой нигилизм. Бегство от уплаты налогов превратилось в нацио¬нальный вид спорта. В этих условиях на налоговые органы были возложены преимущественно фискальные функции: выбивать налоги любыми путями. Государству нужны были деньги! А денег не было. В оборот вводились денежные «суррогаты»: ГКО, векселя, зачеты. На этой волне поднял голову криминал. Доля теневой экономики возрастала с каждым годом.

Благо, что в 1998 году появилась I часть Налогового кодекса, а затем вышла и специальная. Стало более-менее понятно, на каком правовом поле играть. Одновременно стала выстраиваться система налогового контроля, проводилась реорганизация налоговых органов под изменившиеся и резко возросшие функции.

– Губернатор на встрече с налоговиками упомянул, что отчеты в налоговую сдавались написанными от руки, а цифры сводились с помощью примитивной техники. Как известно, и в этой части в налоговых органах произошли изменения...
– За последние годы сделан значительный технологический прорыв в организации деятельности налоговых органов. Закуплены компьютеры, созданы локальные вычислительные сети, которые впоследствии были включены в единую корпоративную телекоммуникационную сеть, созданы мощные информационно-аналитические ресурсы, основанные на базах данных, полученных из внешних и внутренних источников. Также налажено взаимодействие с органами, которые поставляют нам информацию для целей налогового администрирования (банки, казначейство, таможня, регистрирующие органы, правоохранительные органы, судебные приставы, нотариусы и т.д.).

– Что это дало?
– Вследствие этого появилась возможность от тотального, а потому неэффективного контроля сосредоточиться на налоговых рисках налого¬плательщиков и на выявлении схем по уклонению от налогообложения. Современные аналитические методы контрольно-экономической работы, основанные на информационно-аналитических ресурсах, позволяют, с одной стороны, не распылять силы нам, налоговикам (т.к. всех проверить все равно нельзя, только в Тверской области на учете состоит одних юридических лиц более 48 тысяч). С другой стороны, мы не беспокоим тех налого-плательщиков, у которых, на наш взгляд, отсутствуют налоговые риски.

– Как изменились в связи с этим способы контроля?
– От фискальных методов мы переходим к информированию налогоплательщиков и созданию наиболее благоприятных условий для исполнения ими конституционной обязанности по уплате налогов.

– Внесли ли недавние кризисные проявления в экономике свои коррективы в процесс налогового контроля? Аналитики предрекали расцвет «серых» схем в бизнесе. Ожидания оправдались?
– Как только в экономике возникают сложности, у участников рынка появляется желание снизить налоговое бремя, чтобы оказаться в выигрышном положении. В этой ситуации мы должны были не допустить падения поступлений за счет ухода бизнеса в «тень» и дать шанс выжить социально значимым предприятиям. Но тех, кто стал использовать различные способы увода средств от налогообложения, мы вызываем на комиссии по рассмотрению налоговых рисков. В результате аргументированного диалога на этих комиссиях многие налогоплательщики возвращались в правовое поле, уточняли свои налоговые обязательства, корректировали «виртуальные» убытки. Многие налогоплательщики после заседаний наших комиссий, в том числе с участием представителей областной и муниципальной власти, адекватно реагировали по поводу имеющихся у налоговиков оснований предполагать о выплате заработной платы по «серым» схемам. Факт, что в течение двух кризисных лет нам удалось сохранить ежегодные темпы роста НДФЛ в размере 109%, говорит сам за себя.

Хочу отметить также, что добросовестным предприятиям, где сложились объективные финансовые трудности, мы старались помогать в меру тех возможностей, которые предоставляет нам Налоговый кодекс РФ. Так, на заседании ситуационного центра в управлении были найдены меры поддержки для ряда промышленных предприятий. Хочу сказать, что эту работу мы проводили с администрацией области на основе анализа текущей деятельности предприятий, попавших в затруднительное положение. Отбор претендентов на предоставление процедурной отсрочки или на ускорение для них проверочных процедур в части возмещения НДС был очень тщательным. И те организации, которым в рамках законодательства были увеличены сроки по уплате налогов, уплатили их и удержались на плаву. Особенно важно это было для градообразующих предприятий региона.

– На ваш взгляд, кризис закончился?
– По динамике поступления налогов мы в Тверской области его и вовсе не почувствовали. С территории нашей области, экономика которой не зависит от нефтедобычи и является широко диверсифицированной, мобилизовано налогов во время кризисного 2009 года даже на 6% больше, чем в 2008 году. Положительная динамика налоговых поступлений наблюдается и в этом году. В консолидированный бюджет поступило за 10 месяцев 2010 года 26,6 млрд. рублей, что составляет 113,6% к соответствующему уровню 2009 года. Причем темпы роста налоговых платежей в бюджет Тверской области составили 116%. В абсолютной сумме в бюджет Тверской области поступило почти 20 млрд. рублей.

Основную долю в налоговых платежах занимает НДФЛ, поступления которого составили 8,4 млрд. рублей. Второй по значимости налог НДС (6,3 млрд. рублей); на третьем месте налог на прибыль (4,9 млрд. рублей).

Наиболее высокие темпы роста демонстрируют имущественные налоги (налог на имущество организаций – 3,9 млрд. рублей, 111,8% к аналогичному периоду прошлого года, земельный налог – 913,3 млн. рублей, 149,3%, транспортный налог – 630,2 млн. рублей, 134,2%).

– Таким образом, в условиях кризиса вам удалось собрать больше налогов?
– Да. Во-первых, мы взыскиваем докризисные долги. Так, в результате мер принудительного взыскания поступило в бюджет за 9 месяцев 2010 года около 2 млрд. рублей. Кроме того, в результате проведения выездных камеральных проверок и других контрольно-аналитических мероприятий бюджет получил без малого 1 млрд. рублей. Таким образом, каждый 10-й рубль поступает в бюджет в результате мер принудительного взыскания налоговой задолженности и от контрольной работы, проводимой налоговыми органами.

– Владимир Алексеевич, мы частично уже упоминали о задачах, которые сейчас стоят перед налоговыми органами, – от тотального контроля к управлению налоговыми рисками. А вот как быть с фирмами-однодневками, которые создаются лишь для того, чтобы скрыть налоговые преступления?
–  Фирмы-однодневки создаются не только для уклонения от налогообложения, но и для отмывания денег с целью финансирования коррупции, терроризма и других противоправных деяний. Поэтому борьба с ними – это приоритетная работа налоговой службы. Противостоять им только на этапе госрегистрации бессмысленно. Раньше думали: поставим фильтр в «роддоме» – преступников не будет. Оказалось, все «новорожденные» выглядят безобидно. Мы продолжаем следить, чтобы по одному адресу не появлялось по 20, а то и по 120 фирм, чтобы один директор не возглавлял множество организаций, проверяем нотариально заверенные доверенности на учредительство таких «летучих голландцев», на лиц без определенного места жительства, недальновидных студентов и т.д. Но главное, что мы теперь, даже зарегистрировав такую проблемную «контору» (в России заявительный принцип регистрации), впоследствии проводим в отношении ее свои контрольные мероприятия. Распутывая всю «цепочку» схемы по уклонению от налогообложения, выходим на само «тело» налогового правонарушения, то есть на тех лиц, которые воспользовались «услугами» данных фирм. При этом, если видим, что «щупальца» этого спрута в Твери, а «голова» в другом регионе, то мы высылаем контрольные сообщения нашим коллегам в рамках межрегионального взаимодействия. Тверская область – не то место, где могут себя комфортно чувствовать организаторы безналоговых схем.

Миссия современной налоговой службы – это обеспечение устойчивого финансирования государственного бюджета на основе эффективной контрольной работы, а также на основе создания благоприятных условий для исполнения налогоплательщиками своих обязательств перед государством.

Поэтому одной из приоритетных задач является для нас выстраивание партнерских взаимоотношений с налого¬плательщиками, развитие электронных услуг и интернет-сервисов.

– Перед налоговыми органами стоит трудная задача. С одной стороны, «нельзя кошмарить бизнес», с другой стороны, остро требуются деньги на исполнение бюджетных обязательств перед гражданами и для антикризисной поддержки и модернизации российской экономики.
– Да, это так! Наш профессионализм должен заключаться в том, чтобы в условиях либерализации налогового и гражданского законодательства, используя существующий законодательный инструментарий для нашей контрольно-экономической работы, не нарушив прав налогоплательщиков, мы смогли бы обеспечить исполнение налогового законодательства всеми участниками гражданского общества...

– Полагаю, что решение этих задач невозможно без крепкого профессионального коллектива.
– Я горжусь своим коллективом!

Автор: Наталья РАДЖ
948

Возврат к списку

У Обелиска Победы в Твери прошла акция «Памяти павших будьте достойны»
22 июня. Еще ночь, рассвет лишь угадывается. В 1941 году – это время, когда выпускники школ пока не дошли до своих домов, не в силах расстаться с бывшими одноклассниками, без конца вспоминая школьные годы, в которых поставлена точка, и немного волнуясь: что ждет впереди?
22.06.201715:39
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость