24 Сентября 2017
$57.65
69.07
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Образование 25.11.2010

Читать или не читать?

Требования должны быть адекватными возможностям ребенка/

Первое учебное полугодие близится к завершению, а родители дошколят уже засуетились: какую школу выбрать, как научить их читать, ведь некоторые дети вообще не хотят видеть эти не поддающиеся перевариванию буквы. И так ли уж необходимо преждевременно забивать им голову гранитом школьной науки?

Легче заново научить, чем переучивать

Проблема дошкольной подготовки сегодня, пожалуй, одна из самых обсуждаемых как среди специалистов от образования, так и среди родителей. К единому мнению не пришли ни одни, ни другие. В общем-то это нормально – каждый ребенок индивидуален. Ориентироваться на среднестатистического дошкольника в наше время было бы неправильно по многим причинам, прежде всего социальным. Правда, в некоторых ученых головах нет-нет да и мелькнет мысль: а может, наконец-то узаконивать обязательность дошкольного образования? Другие ученые возражают: не все так просто. Если один ребенок потянет тяжкий груз до школы, то другой – хоть об стену бейся – ни за что. Поэтому право выбора – учить или не учить заблаговременно грамоте своих чад – пока что остается за родителями. И где они будут готовить их – в семье ли, в детском саду или в учреждениях дополнительного образования – тоже выбор родительский.

В свою очередь от отсутствия ясности в вопросе «Учить или не учить?» в замешательстве учителя начальных классов: первоклашки приходят с разным уровнем подготовки. И тут начинается настоящая морока: учеников приходится «выравнивать». На это уходит драгоценное время, а зачастую страдает и качество обучения.

Проблема поднималась еще лет шесть тому назад на федеральном уровне, когда министр образования и науки, обеспокоившись складывающейся ситуацией, предложил разработать общие рекомендации по образованию детей старшего дошкольного возраста. По его мнению, главная цель дошкольной подготовки — выравнивание стартовых возможностей будущих школьников во избежание у них стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы. С министром можно было бы согласиться – будь эти центры по дошкольной подготовке бесплатными. Сегодня же родителям приходится выкладывать от 250 рублей и выше за одно занятие. Не каждому это по карману.

До школы есть дела и поважнее

Казалось бы, замечательно, что первоклашки приходят в школу уже подготовленными, можно двигаться дальше. Но не все так просто: уметь читать, конечно, хорошо. Однако кроме чтения нужны и другие очень важные навыки, без которых ни в школьной, ни в дальнейшей жизни не обойтись. И делая упор на развитие интеллекта ребенка, родители зачастую напрочь о них забывают. Например, умение слушать и слышать, умение общаться со сверстниками, умение организовать себя. Всему этому ребенок учится в игре, еще задолго до поступления в первый класс. Сказывается на освоении учебного материала также отсутствие мелкой моторики, из-за чего у детей возникают проблемы с речью и письмом.
По мнению педагогов-психо¬логов, правильная подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии ребенка. И тем, кто посещает детский сад, в этом отношении легче. Программа предусматривает гармоничное развитие личности. И тем не менее мнение воспитателей, с которыми удалось побеседовать, не было однозначным. Одни двумя руками голосуют за введение обязательного дошкольного образования – особенно для тех детей, которые воспитываются дома. Другие считают, что дети в школе и должны быть разного уровня подготовки – слабые со временем подтянутся до сильных. Но будет ли последним комфортно в классе и не произойдет ли обратный процесс, когда сильным станет неинтересно на уроках? Пока они дождутся отстающих, пропадет желание вообще ходить в школу. В таком случае, возражают третьи, нельзя в один класс пихать детей разного интеллекта. Нужно создавать классы для наиболее одаренных детей.

Есть среди опрошенных и такие, которые категорически против принудиловки и считают, что вовсе не надо учить ребенка грамоте до поступления в школу: не отнимайте у ребенка детство! У него и так дел по горло. Он познает окружающий мир – это достаточно большая нагрузка. А научить читать – дело педагога, который не один год учился своей специальности. Поэтому ему и карты в руки. Ведь читать – не главное. Надо еще научиться понимать, что читаешь, надо развивать память… Словом, всему свое время. Другое дело, если ребенок сам проявляет интерес. Значит, готов к восприятию материала.

Готов ли ваш ребенок к школе?

Это непросто, считают специалисты. Существует несколько достаточно простых способов, которыми могут воспользоваться даже родители. Если у ребенка не началась смена молочных зубов, то скорее всего его биологический возраст меньше, чем паспортный. В школу принимают с 6,5 года. Если до этого возраста на момент записи ребенку не хватает месяца-двух, это не криминал. Но если больше трех месяцев, то лучше ребенка отдать в школу на следующий год. Второй способ определения биологической зрелости ребенка – так называемый филиппинский тест. Попросите ребенка закинуть одну руку через середину головы, и, если он сможет дотянуться до мочки уха с противоположной стороны, скорее всего он биологически зрелый. Все дело в длине руки, которая свидетельствует о том, что произошел так называемый полуростовой скачок. То есть наступил новый этап в развитии ребенка – начинают расти ноги и руки. Вот если ребенок не прошел полуростовой скачок, то это означает еще и незрелость мозга, и незрелость обменных процессов, и низкие адаптивные возможности. То есть возможности приспособиться к новым нагрузкам. Фактически филиппинский тест – это такое интегральное отражение развития ребенка. Но за этим стоят очень серьезные процессы. У ребенка может не хватить сил, может быть не организовано внимание, могут быть не сформированы механизмы восприятия. А все это затруднит его адаптацию в школе и обучение, считают ученые. И не надо зацикливаться на том, что ваш ребенок не умеет читать и писать. Этому научат в школе. Очень часто его нужно не учить читать и писать, а готовить к письму и чтению. А это разные понятия.

Автор: Наталья РАЧЕНКОВА
16

Возврат к списку

В Твери прошел промышленный форум
Сегодня, 24 сентября, свой профессиональный праздник отмечают машиностроители – представители ведущей отрасли Тверской области.
24.09.201709:51
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость