29 Марта 2017
$56.94
61.81
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование12.11.2010

Репетиторство: цены кусаются, а качество страдает?

Если еще несколько лет назад большинство родителей считали, что репетиторы нужны только отстающим ученикам, то сегодня многие уверены: индивидуальная подготовка к поступлению в вуз нужна всем, это необходимость, диктуемая временем.

Если еще несколько лет назад большинство родителей считали, что репетиторы нужны только отстающим ученикам, то сегодня многие уверены: индивидуальная подготовка к поступлению в вуз нужна всем, это необходимость, диктуемая временем.

Мамы задолго до начала выпуска стараются навести справки по знакомству или объявлениям и «застолбить» местечко у наиболее опытного педагога. Но сам по себе выбор наставника – это настоящее искусство, требующее понимания множества разных нюансов.

Школьный учитель или преподаватель вуза?

В конце 1990-х, когда я сама поступала в тверской вуз, примерно половина моих ровесников сделала выбор в пользу преподавателей высшей школы. За полтора часа занятий они вне зависимости от предмета брали 40–70 рублей. С помощью несложных арифметических подсчетов получаем, что, если брать стандартно два предмета и заниматься по ним два раза в неделю, в месяц в среднем выходило около тысячи рублей. Кстати, приличные по тем временам деньги при заработной плате большинства родителей моих одноклассников в пределах 4–6 тысяч рублей. Те, для кого это было обременительно, выбирали репетиторов школьных, они дешевле брали – 20–40 рублей за час. Но здесь надо было учитывать существенный момент: школьные учителя в отличие от вузовских преподавателей не входили в состав приемных комиссий вуза, хуже были знакомы с требованиями высшей школы.

Теперь, когда все выпускники сдают ЕГЭ, приоритеты поменялись. Большинство будущих абитуриентов отдают предпочтение именно учителям школы, более сведущим в вопросах Единого госэкзамена. На протяжении всего последнего года обучения вместе с учениками они штудируют прошлогодние варианты ЕГЭ. Конечно, тем же под силу заниматься и преподавателю вуза, вот только берет он значительно дороже, и далеко не всем родителям его услуги по карману.
Итак, после звонков десяткам репетиторов мы определили, что школьный учитель в среднем по Твери берет за полтора часа занятия 350–500 рублей, а преподаватель вуза – 450–700 рублей. При этом наиболее дорогие услуги преподавателей иностранных языков, потому что на них есть спрос не только у выпускников, но и у дипломированных специалистов, стремящихся идти в ногу со временем.

Ставки, конечно, повышаются, если педагог имеет высшую категорию, ученую степень, награды. Таким образом, получаем, что сегодня за стандартные услуги двух репетиторов-предметников родителям выпускника в среднем за месяц необходимо выложить 7–8 тысяч рублей. А если взять в целом за девять месяцев, а именно столько времени, по мнению большинства педагогов, необходимо для полноценной подготовки к сдаче ЕГЭ, то потребуется около 70–75 тысяч рублей. И об этом мамам и папам будущих выпускников сегодня стоит позаботиться заранее, потому что лучше эту сумму заплатить один раз и до поступления в вуз, чем потом платить столько, а может, и больше (в зависимости от учебного заведения), в течение каждого года обучения ребенка, показавшего посредственные знания и «заслужившего» лишь платное место.

Стоит отметить, что на рынке репетиторских услуг имеются и предложения студентов, желающих подзаработать. Большинство из них, конечно, «упражняются» с младшеклассниками, но некоторые отваживаются замахнуться на выпускников. Они, кстати, берут недорого – 200 рублей за час. Но здесь надо четко определиться: если ученик хорошо занимается в школе и сам себя считает способным, может, и стоит рискнуть консультироваться у чуть более старшего товарища. Но если ученик сам замечает, что значительно отстает, здесь риск не оправдан.

В группе или индивидуально?

А что тут выбирать, скажут многие, конечно, индивидуальные лучше. Педагог тестирует, изучает особенности мышления и памяти ученика и в соответствии с этим определяет наиболее эффективные режим и программу обучения. Ученик не стесняется признаваться, если что-то недопонял, попросту говоря, не комплексует. Таким образом, индивидуальные занятия являются более продуктивными, позволяют за меньшее время освоить больший объем материала, и, конечно, ученики после них показывают лучшие результаты.

Правда, репетиторы, занимающиеся с группами, опровергают это мнение, утверждая, что успехи ровесников как бы всегда подстегивают учеников учиться еще более добросовестно. И вот так, в конкурентной борьбе, выпускники в составе групп из 8–12 человек грызут гранит науки. А ведь по сути любые групповые занятия (не считая мини-групп до 5 человек) – это та же школа, где, если что-то не понял, не так просто сказать репетитору «стоп» (в присутствии насмешливых ровесников) и попросить объяснить все заново. То же касается и подготовительных курсов при вузах и факультативных занятий с учителями школы.

Кстати, если выбирать репетитора из школьных учителей, то целесообразнее отдать предпочтение все-таки педагогам не из своего учебного заведения. Потому что, если у ученика слабые знания, в этом во многом виноват учитель, который не смог грамотно объяснить или просто заинтересовать. Вряд ли что-то изменится на факультативах у того же педагога. Если же выбор падает на репетитора из вуза, тогда лучше искать его именно в том заведении, где и собираешься учиться. В любом случае педагогу надо сразу сказать, в какие именно вузы ученик намерен подавать заявления со своими результатами.

К ЕГЭ можно относиться по-разному. Да, это очень удобно, когда однократно, без излишних треволнений, как раньше, сдаешь экзамен и тебе его засчитывают при поступлении в вуз. Но хорошие баллы на ЕГЭ – не гарантия успешной учебы в вузе. Нередко репетиторы просто «натаскивают» на это тестирование, при этом глубокого понимания предмета не дают. Так проще и для них, и для самих учеников. Вот и получаются ситуации, когда с приличными баллами по ЕГЭ обычный хорошист рядовой тверской школы поступает в престижнейший технический вуз Москвы, а там, когда его, что называется, «копнули глубже», показывает наихудшие результаты и вообще находится под постоянным страхом вылета. Родители в спешке снова ищут теперь уже студенту репетиторов, но те, узнав о том, где учится молодой тверитянин, сразу же извиняются: «Нет, это для нас слишком сложно…». А педагог вуза, который отважился с ним позаниматься, в силах решить лишь половину заданного на дом.

Автор: Ирина МАСЛОВА
6

Возврат к списку

В университет с частушками | В Тверском педагогическом колледже проходит досрочная сдача ЕГЭ
35-летний Николай Соловьев 18 лет работает в одной из школ Максатихинского района. Преподаватель истории, краевед, финалист конкурса «Учитель года-2012», призер областного фестиваля гармонистов и частушечников, сегодня он пришел в пункт досрочной сдачи ЕГЭ, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
27.03.201721:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию