21 Июля 2017
$59.08
68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 03.11.2010

Наина Хонина: Главное – сохранить душу!

Фотограф: Архив Наины Хониной

С Тверью у Наины Владимировны Хониной связана практически вся ее жизнь. В этот город она приехала, когда ей не исполнилось еще и девятнадцати лет.

С Тверью у Наины Владимировны Хониной связана практически вся ее жизнь. В этот город она приехала, когда ей не исполнилось еще и девятнадцати лет. Здесь стала профессиональной актрисой, здесь познакомилась с будущим мужем, журналистом Евгением Борисовым,  здесь родились ее сын и внук.  Вот уже пятьдесят лет она выходит на сцену сначала Калининского, а затем Тверского академического театра драмы. Народная  артистка России,  почетный гражданин города Твери, лауреат всесоюзных и всероссийских смотров и фестивалей. Человек, без которого трудно представить сегодня наш город. 

– Наина Владимировна,  как получилось, что вы оказались в Калинине? Ведь родились вы далеко отсюда – на Урале, в Свердловске.
– Задачка для начальной школы… «Поезд вышел из пункта А в пункт Б».  Я из театральной семьи: охота к перемене мест… За окном  мелькают города. Большие и маленькие. Это театральная Россия.  Я пока в одном поезде с родителями.  Едем! Ленинград, Петрозаводск, Хаапсалу. Дальше с местными поговорками: Ковров – полон воров; Муром – на смех курам; Рязань –  в Рязани пироги с глазами, их едят, а они глядят.  Вот так и докатились до Благовещенска-на-Амуре.  Пока училась в школе,  мы поменяли семь городов. Жили в театральных общежитиях. Втроем в одной комнате. А родилась я в Свердловске потому, что там,  в театральном институте,  училась моя мама.

– Постоянные переезды, неустроенный быт, наверняка семейные разговоры о театральных интригах… Не было желания  найти себе какую-нибудь другую профессию, не идти в театр?
– Что вы! Я была с детства очарована, околдована театром. Вместе с мамой учила роли, подавая ей реплики.  Утром просыпалась под гекзаметр. Это была мамина зарядка… речевая. Интриги? При мне родители подобных разговоров не вели. Поехали дальше? Из Благовещенска – в центр России. Ульяновск, Москва, и вот я уже одна на перроне станции Калинин! Мне восемнадцать. И я приехала в один из лучших провинциальных театров России во главе с народным артистом  РСФСР Георгием Георгиевским.

– Театр Георгиевского – это целая эпоха в жизни театрального искусства нашего города. Какие у вас остались воспоминания о работе с этим режиссером?
– Это он повенчал меня с театром. Золотая свадьба уже позади. Говорят, что браки рождаются  на небесах. Так что крестным отцом был именно он, папа Жора, – так мы студийцы,   а я окончила филиал школы-студии МХАТ,  называли его между собой. Труппа калининского театра была сформирована по принципу «хороших людей». Что это значило? Попытаюсь расшифровать. Это актеры-романтики, мечтатели, плененные искусством, бессребреники. Те, кто за идеалы театра готов был поступиться собственными интересами. Теперь, когда Георгиевского нет с нами, а мы, его ученики, стали большими, приобрели жизненный и сценический опыт, все воспринятое от Учителя осталось с нами, как способ существования в искусстве, как свод творческих правил, как источник нравственности, прикосновение к которому до сих пор действует очищающе.

– Театр для вас… что?
– Судьба. Жизнь. Слезы.  Любовь. Полеты во сне и наяву.  Театральная публика. А еще гастроли, гастроли… и тоска по семье, вечная тревога – что ждет меня дома? О сыне, которого я почти не вижу. О муже, который все понимает. И постоянное ощущение собственной вины. За что? Может быть, за то, что все отдаю сцене, моим ролям на разрыв аорты?  И еще… Театральная галактика – это «черная дыра», которая затягивает актерские души. И тут, пожалуй, самое главное – удержаться, сохранить душу, не потерять веру.

– И все-таки Георгиевский уехал из Калинина, а вы остались. Не было желания поменять город, театр, подобно вашим родителям, которые были так легки на подъем?
– Из пункта А в пункт Б? Да, варианты, заманчивые предложения были. 1966 год. Дипломный спектакль. «Бесприданница» Островского. После обсуждения спектакля все потянулись к выходу. «Наина, задержись!» Вопрос ректора школы-студии МХАТ  Радомысленского повергает меня в шок: «Вы не хотели бы, получив диплом,  продолжить учебу в Москве на четвертом выпускном курсе училища? МХАТ мечтает поставить «Бесприданницу». Нужна актриса с истинно русским лицом». Бросаюсь к Георгиевскому: «Георгий Адольфович?»  В ответ слышу невообразимое: «Наина, я уйду из театра, думай!» Взрыв чувств: негодование,  смятение, обида. «А как же мы, как же театр?» И мой монолог, амбициозно-выспренный, прямо-таки шиллеровская «Орлеанская дева» (моя несбывшаяся мечта): «А я не покину этот  театр. Вы уйдете, а я останусь. Вы в ответе за того, кого приручили». Что поделаешь,  юношеский максимализм. Уже потом я узнала, насколько сложными были отношения Георгиевского с властями, как болен был мой Учитель. Я занималась «чистым искусством», а он берег нас от всех проблем. Георгиевский ушел, а я осталась. Осталась, чтобы сохранить священный огонь, нарисованный им на театральном холсте, дабы он не погас.  Как древняя черепаха Тортила, я берегу тот самый золотой ключик, который он доверил мне.

– А каким ключом вы открыли для себя литературу? У вас вышли две прозаические книги, сборник стихов. Литература не затмила для вас театр?
– Скажем так: это инфекция. Заразилась от своего мужа-писателя. Постоянный стук пишущей машинки в квартире, музыка творчества – вот и заразилась. Просто по Чехову: «Вы писатель. Я актриса. Вот и попали мы с вами в круговорот». Он редактор моих книг. Вдохновитель моего романа с литературой.

– Если уж зашел об этом разговор, то нельзя не спросить о вашем романе. Уж слишком эффектная у вас получилась пара.
– Попробую оглянуться назад… Идем мы с подругой по улице «Правды», нынешней Новоторжской, сворачиваем на улицу Урицкого, нынешнюю Трехсвятскую, а из трамвая, который сегодня здесь уже не ходит, выпрыгивает Он. Как раз на реплику моей подруги: «А каков твой идеал мужчины?» – указую перстом: «Вот он!» А через полтора-два года наш режиссер Александр Вокач зовет меня и говорит, чтобы я зашла в редакцию газеты «Смена», где журналист Евгений Борисов хочет взять у меня предновогоднее интервью. Ну а дальше по Пушкину: «Ты чуть вошел, я вмиг узнала…» Вот так день за днем, месяц за месяцем, год за годом и набежало сорок пять лет.

– Однако мы отвлеклись. Давайте вернемся к разговору о профессии, о ваших ролях. Сколько их было? Кажется, больше ста…
– Больше. Роли что птицы.  Прилетели, взмахнули крыльями и улетели, оставляя порой шрамы в душе. Находясь на сцене, проживая самые драматические, а иногда трагические ситуации, актер берет все «грехи» на себя.  В этом великое таинство профессии, с которой была и остаюсь на «Вы». Сегодня многие актеры снимаются в рекламных роликах.  Это не по мне. Не из-за гордыни. Из уважения к нашей профессии, для которой театр – храм, и мы в нем служим. Сила национального русского репертуарного театра в том, что зритель, сидящий по ту сторону рампы, должен приходить, говоря языком Чехова, в «состояние духа».  Недаром сцена возвышается над зрительным залом. До нее нужно дотянуться.  Сегодня приток в театр западной драматургии не самого лучшего образца  «опускает» публику, а значит, и театр до уровня плинтуса.  Но эта тема для меня больная. Здесь можно говорить слишком долго. Давайте пока опустим занавес.

*  *  *

Мы беседовали с Наиной Хониной вскоре после спектакля «На закате солнца», который не так давно был поставлен на малой сцене Тверского академического театра. На протяжении большей части этой пьесы актриса, которую играет Наина Хонина, готовится к тому, что у нее будут брать интервью. И я сам по ходу спектакля думал, какие мне задать вопросы Наине Владимировне. Их оказалось слишком много. Увы, газетная полоса не сумела всего вместить. А как интересно она рассказывала и о своей работе в спектакле «Обрыв», и о съемках в единственном кинофильме, где она принимала участие, и о театральных приметах, и о работе с актерами и режиссерами  нашего театра! Однако я уверен, что мы еще обязательно встретимся  с народной артисткой России и на театральной сцене, и на страницах нашей газеты.

Автор: Андрей УЛЬЯНОВ
278

Возврат к списку

Говорит и показывает: Тверская область в федеральных СМИ
Страна продолжает следить за событиями в тверском регионе. С 12 по 19 июля мы были интересны по следующим поводам…
19.07.201722:34
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость