22 Октября 2017
$57.51
67.89
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 02.11.2010

Архитектурные фантазии: от узорочья до модерна

Фотограф: Ирина Арзамасцева

В октябре в Москве прошел 18-й Международный фестиваль «Зодчество-2010». В нем, как всегда, участвовали ученики тверской изостудии «Зебра». Вновь юные художники выступили чрезвычайно достойно и дополнили комплект своих фестивальных наград Золотым дипломом.

Средневековая старицкая сенсация...

В этом фестивале, как всегда, участвовали ученики тверской изостудии «Зебра». Давняя традиция заключается в том, что в очередной раз юные художники выступили чрезвычайно достойно и дополнили комплект фестивальных наград Золотым дипломом. Прежде в студийном портфеле уже наличествовали серебро за проект «Тверь, которую мы потеряли» и бронза за проекты «Наследники России» и «Деревянное кружево Твери».

В этот раз при подготовке к фестивалю студийцы обратили внимание на Старицу. Поводом для исследования по программе ЮНЕСКО «Культурное наследие в руках молодых» стали сенсационные исследования экспедиции Государственной академии славянской культуры под руководством Алексея Салимова: в течение нескольких лет археологи изучали фундаменты уникального Борисоглебского собора на Старицком городище. Эти исследования позволили скорректировать имеющиеся изображения утраченного храма XVI века, кроме того, в ходе раскопок были обнаружены фрагменты редких изразцов, которые сейчас хранятся в Старицком музее.

Инициатором проекта стала преподаватель истории искусств студии «Зебра» искусствовед Дарья Борисова, которая работала в составе экспедиции. Она в 2005 году впервые привезла на раскоп Елизавету Арзамасцеву, Арину Воробьеву и Елену Румянцеву, позже к ним присоединились ребята из студии «Колибри». Надо заметить, что Старицкое городище и панорама Волги сами по себе представляют собой исключительный ландшафт, мимо которого не может пройти ни один художник. Добавим к этому впечатляющие фундаменты, которые не могут не стать отправной точкой для творческих изысканий: и история храма, и обстоятельства его создания и разрушения, и архитектурное решение, и уникальный для нашего региона декор представляют собой богатейший материал. К тому же Алексей Салимов исключительный рассказчик: полчаса беседы с ним – и уже можно практически воочию увидеть сверкающий пятишатровый храм, который так поразил ватиканского посла Антонио Поссевино.

Мысль зрела несколько лет. А этим летом юные художницы и педагоги студии вновь посетили Старицу, дабы окончательно проникнуться «гением места». Результатом стала, может быть, не попытка строгого воссоздания, а скорее архитектурная фантазия на тему «Старого Борисоглеба». Сначала был создан макет храма – такой, каким его увидели юные художницы. Потом коллеги из студии «Колибри» нарисовали свои графические проекты внешнего облика храма, которые вошли в общую композицию. Параллельно юные художники исследовали керамический фасадный декор, восходящий, как считают искусствоведы, к итальянской традиции. За проект «Изразцы Старицкого Борисоглебского собора» студия «Зебра» и была награждена Золотым дипломом.

...и парижский шарм села Кимра

В смотре-конкурсе «Детское архитектурно-художественное творчество», проходившем в рамках ХVIII Международного фестиваля «Зодчество-2010», приняли участие 38 детских школ и студий практически из всех регионов России. Целью смотра его организаторы ставили поддержку ведущих направлений в развитии детского архитектурно-художественного творчества, выявление одаренных детей и поощрение лучших творческих работ. Тверская художественная школа участвовала в номинации «Культурное наследие в руках молодых».

В этом фестивале школа участвует в четвертый раз, и каждый раз ее работы оценивались очень высоко: в 2008 году она выиграла бронзу, в прошлом году, как и в этом, – серебро. Учитывая тенденцию, следующий год должен стать для школы золотым.

На детской секции Международного форума наша «художка» представила коллективную работу, в создании которой приняли участие девять педагогов и 43 ученика. В выработке единой концепции для совместной работы такого количества людей состояла наибольшая сложность. Созданию двух баннеров предшествовала большая исследовательская работа – весь год и в архивах, и Интернете шел поиск материалов, среди которых потом отбирались лучшие. По условиям смотра-конкурса необходимо было сделать особый акцент на региональные особенности своего края. За основу работы Тверской художественной школой был выбран тверской модерн.

– Модерн – самый сложный стиль начала 10–20-х годов XX века, – считает Екатерина Копенкина, заведующая станковым отделением. – Предметом нашего исследования стали Кимры, город, не похожий в этом отношении ни на какой другой. Учитывая его географическое положение (он находился в изоляции), этот стиль сохранялся вплоть до 20-х годов. Стремление купцов построить для себя и жилой, и торговый дом красивым и необычным делает Кимры в этом отношении городом уникальным. В начале 1920-х годов интерес к стилю модерн не только не иссяк, но даже усилился. Все путешественники, попадающие в этот город, бывают поражены, увидев в тверской глубинке такие необычные сказочные теремки. Нас привлекала не только архитектура, но и все, что составляло атмосферу города, – автомобили, женские костюмы с их характерным S-образным силуэтом, корсеты и шляпы. Все это наряду с рисунками и макетами домов тоже было представлено в нашей работе. Из нарисованных сорока шляп вошли единицы, самые лучшие.

В прошлом году на конкурс был представлен баннер без включения объема, на этот раз, решив, что в заданных рамках тесно, делали все в смешанной технике – гелевая ручка, цветная бумага, фломастер, пластик и даже пластилин. На плоскости стендов были закреплены и оригиналы макетов – их делали дети, а сборку и дизайн осуществляли преподаватели.

Все представленные изображения архитектурных сооружений снабжены адресом, выполнены с четким соблюдением пропорций (для этого все замеры приходилось делать на месте), а дом архитектора Рыбкина в Кимрах благодаря найденным чертежам – еще и с указанием точных размеров. Что касается тверского модерна, он представлен не столь масштабно. В нашем городе сохранились Карповское училище на улице Крылова, Романовская школа (сейчас там расположена музыкальная школа №1), дом Мартина (находится недалеко от речного вокзала в частном владении), а также здание на улице Советской, в котором сейчас размещена приемная Путина. Разработку фасада Морозовской казармы самостоятельно выполнила ученица Полина Неклюдова.
Преподаватели школы ставили перед собой задачу не столько подготовиться к конкурсу, сколько помочь детям подняться на еще одну профессиональную ступень, и, кроме того, хотелось заинтересовать историей родного края. В процессе исследовательской работы ребята стали по-другому относиться к своему городу, к дому, который видят каждый день из окна маршрутки. В Твери, к счастью, еще сохранились дома старой архитектуры.

– Глядя на работы, которые приехали из других регионов, – говорит Ирина Кузнецова, завотделением архитектурного дизайна и компьютерной графики, – понимаешь, как нам повезло, что мы живем в старинном городе. Нам есть что изучать.

Автор: Подготовили Наталья ЗИМИНА, Мария СПИРИДОНОВА
132

Возврат к списку

«Тверской переплет» отвечает на вопрос «Есть ли жизнь за МКАДом?»
А еще знакомит с новинками литературы и популярными литераторами, проводит мастер-классы и учит оптимизму.
22.10.201703:12
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость