23 Марта 2017
$57.64
62.27
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура02.11.2010

Нереализованные возможности

О книге «Тверская поэзия на рубеже XX–XXI веков».

Когда в 1998 г. вышла в свет книга «Поэтическое Верхневолжье» профессора ТвГУ Валерия Редькина, она, несмотря на ряд существенных недостатков, в целом выглядела вполне серьезной. Ее вторым дублем спустя 12 лет стало уже учебное пособие того же автора «Тверская поэзия на рубеже XX–XXI веков», где он не только повторил все изъяны своей первой книги о тверских поэтах, но и добавил к ним массу новых.

Рубеж веков обычно обозначается в 10–15 лет в одну и другую сторону. Стало быть, в нашем случае речь должна идти о творчестве тех поэтов, которые активно работали и/или работают в тверской литературе с конца 1980-х и по 2009 год включительно. Однако при отборе персоналий В. Редькин предпочел принцип, мало согласующийся с наукой: «Но поговорим о ныне здравствующих…». Почему же тогда попали в «ныне здравствующие» усопшие несколько лет назад В. Токмаков и В. Артюшатский?

Плачевные последствия этой «методологии» видны сразу. В книге нет глав о творчестве М. Суворова, В. Соловьева и Г. Безруковой. Да, они завершили свой творческий путь в 1998-м и 1999-м гг. соответственно. Но разве можно выбрасывать их из тверской поэзии конца ХХ века?

Кого же из «ныне здравствующих» В. Редькин предложил взамен, выдвинул на место региональных классиков? Во-первых, О. Горлова, своего заместителя по руководству в Тверском региональном отделении СП России. Во-вторых, удомельскую поэтессу Г. Брюквину. Но ведь оба они в отличие от М. Суворова и Г. Безруковой обретаются лишь на периферии местной поэзии, а отнюдь не в первых ее рядах. Если, конечно, судить по гамбургскому счету… И обстоятельно писать В. Редькину надо было прежде всего о Гайде Лагздынь (о ней в книге ни строки), Владимире Круссе, Василии и Михаиле Рысенковых, Николае Капитанове (каждому из них где-то в конце отведено по полстраницы), Леониде Нечаеве (как поэте), Евгении Сигареве, Анатолии Устьянцеве, Лилии Сокуренко, Надежде Веселовой, Сергее Петрове…

Наиболее крупные главы книги посвящены А. Гевелингу, К. Рябенькому, В. Львову, Г. Киселевой, где в основном рассмотрены их стихи 30–40-летней давности, то есть В. Редькин повторил уже давным-давно сказанное. При этом вне его взора остались книги «Дорога» (1997) и «Листопад» (2005) А. Гевелинга, «Соловьиный омут» (2005), «Зарубки памяти» (2005), «Глоток журавлиного неба» (2008) и «Откровенный разговор» (2009) К. Рябенького, «Хранитель трех ключей» (2006) и «Пожня» (2009) В. Львова, «Берег юности моей» (2003) и «Уездный городок» (2008) Г. Киселевой. Такое ощущение, что разглядеть новые черты их лирики начала XXI века автору было не то лень, не то недосуг. А они налицо: так, А. Гевелинг блеснул неожиданными гранями своего высокого мастерства – выступил в книге «Листопад» как социальный сатирик и миниатюрист, а К. Рябенький и Г. Киселева во многом деградировали, отдав дань мелкотемью и перепевам однообразных мотивов.

Правда, в этом «учебном пособии» впервые появились отдельные главки о творчестве ряда других поэтов. Но читатель, если понадеется на серьезный и подробный разбор их стихов, будет окончательно разочарован. Объем разделов об А. Кулаковой, о Г. Брюквиной, Л. Прозоровой и В. Грибниковой – всего 2–3 страницы. К тому же В. Редькин проигнорировал все их последние сборники…

Поспешная надерганность цитат, усталая обрывочность суждений, исчезновение основательности – все это неизбежно отразилось в самом стиле книги. Она перенасыщена окатанными, напоминающими груду серой гальки фразами типа: «Рябенький продолжает создавать лирические портреты бабушки, матери, тети Клавы, друзей. Стихи о матери особенно трогательны»; «Стихи А. Кулаковой своеобразны, но так или иначе лирика это женская»; «Галина Брюквина всегда искренна». Не обольщайтесь: от В. Редькина вы не узнаете ни об особенностях лирических портретов К. Рябенького, ни о своеобразии женственности в лирике А. Кулаковой, ни о том, почему всегда искренна именно Г. Брюквина, а не кто-либо иной. Остальные поэты, что же, искренны не всегда? Или всегда неискренны? Так выстроена практически вся книга – вроде бы говорится о многом, а в реальности – мало о чем.

Больше того. В. Редькин изобретает собственные клише, которыми, как клеймами, одинаково метит совершенно разных поэтов. На 97-й странице, к примеру, написано: «В стихах Галины Брюквиной переданы чувства грусти и радости, одиночества и боли, любви и тревоги за нынешнее состояние Родины-Руси». А достигнув 160-й страницы, испытываешь ощущение дежа-вю: «В стихах В. Крусса переданы чувства грусти и радости, одиночества и боли, любви и тревоги за нынешнее состояние России».

«Пособие» полно вопиющих опечаток, стилистических ляпов и фактических ошибок, непростительных для доктора филологических наук. Подтверждений тому хоть пруд пруди: «поэтический дух поэта нетленен», «финтиКлюшки», «работа на БайкАнуре», «издание стихов в издательстве ТОКЖИ», «сборник избранной лирики», «создается впечатлениЯ импровизации», «Е. Бручилиной» (правильно: Бурчилиной), «…А.П. Белоусову, мЕру Твери, «есть такое направление – мОньеризм», «течение «мОньеристов» и т.д., искаженные цитаты из произведений А. Ахматовой, С. Дрожжина, М. Цветаевой, Н. Гумилева… Неясно, чем занимались научный редактор, доктор филологических наук и профессор С.Ю. Николаева, а также двое рецензентов с учеными степенями.
В обзорной главе «От сохи – до звездных замыслов…»: основные тенденции в развитии поэзии Верхневолжья на рубеже веков» правят бал содержательный сумбур и умозрительность, хотя автор и попытался, свалив в одну кучу и нескольких настоящих поэтов, и многочисленных графоманов, рассортировать их по «направлениям». И тут выяснилось, что современную тверскую поэзию В. Редькин знает слабо. Так, Е. Карасева с его мрачной лагерно-тюремной темой он взял да и записал в… поэты-романтики.

Принципиально значимая последняя глава книги с подзаголовком «Тверская критика о поэзии начала XXI века» (а где же конец века ХХ?) никакой критики не выдерживает (прошу извинить меня за тавтологию). Завершается год 2010-й, а у В. Редькина ссылки на самые свежие критические отзывы о тверских поэтах датированы… 2002-м. Так что ни о каком даже беглом обзоре тверских литературно-критических публикаций начала XXI века говорить не приходится.

Учебное «пособие» профессора В. Редькина, безусловно, останется в истории местной литературной критики. Останется как яркий и поучительный пример ее нереализованных возможностей.

Автор: Александр БОЙНИКОВ
43

Возврат к списку

В Твери названы имена лучших молодых поэтов России
Во вторник Тверь стала литературным центром всей нашей огромной страны: во Всемирный день поэзии в столице Верхневолжья подвели итоги Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок», учрежденного поэтом Андреем Дементьевым. Награждение победителей проходило в единственном в России Тверском Доме поэзии.
22.03.201721:38
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию