24 Июля 2017
$58.93
68.66
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование01.11.2010

Маленькие секреты большого пути

Сорок шесть лет педагогической деятельности замечательного учителя Антонины Виноградовой.

В ее трудовой книжке одна запись о трудоустройстве:«Принята на работу в Ладожскую восьмилетнюю школу учителем математики и физики», датированная ноябрем 1964 года. А дальше – одни награды и поощрения за добросовестный, кропотливый, творческий труд педагога, важнее которого трудно найти: значок «Отличник народного просвещения» (1984г.), Почетная грамота Департамента образования, Почетная грамота Министерства образования, Победитель соцсоревнований, 1991 год – присвоено звание «Старший учитель»…

Сорок шесть лет педагогической деятельности у замечательного учителя Антонины Демьяновны Виноградовой. Учителя, который учит думать, принимать решения, чьи уроки действительно были и остаются Уроками жизни.  Несмотря на заслуженный отдых, она и сегодня стоит у доски с мелом в руках, продолжая обучать порастающее поколение сложной дисциплине, царице всех наук – математике.

 У истоков

- Я родилась здесь, на сандовской земле, в деревне Пономарево. Росла в многодетной семье. У меня два старших брата и две младшие сестренки. С детством связаны самые приятные воспоминания, невзирая на то, что нам, детям, рожденным во время войны, приходилось несладко. Но мы не унывали и не гнушались никакой работы.

Мать Антонины Демьяновны – Анна Ивановна Хозова всю свою жизнь трудилась на ферме дояркой. Тоня вместе с братьями охотно помогали ей на ферме и по хозяйству дома. Трудолюбие прививалось с раннего детства. Родилась Антонина Демьяновна во второй год войны. Уходя на фронт, ее отец Демьян Хозов не знал, что у него будет третий ребенок.

- Папа служил на Карельском фронте. Войска двигались через Прибалтику, когда ему случайно встретилась полька и сказала: «Дома ждут тебя жена и трое детей. С войны вернешься живым», – нагадала солдату незнакомка. Отец удивлялся словам польки: «Ошиблась она, ведь у меня только два сына». Вскоре из дома пришло письмо, из которого он узнал, что родилась дочь, назвали Антониной. Сбылись предсказания незнакомой женщины.

Отец рассказывал дочери об этом случае, которую увидел уже по окончании войны. Рассказывал родным и о том, как уже на германской территории вблизи реки Одер фашисты подбили их танк, как он, горящий, выбрался из машины и катался по речному песку, стараясь сбить огненное пламя. Спина сильно пострадала от ожогов.

Школьная пора

Страшная, жестокая война пагубно сказалась на главе семейства. Через пять лет после Великой Победы семья, в которой уже подрастали пятеро ребятишек, осталась без кормильца. Все заботы о детях тяжелым бременем легли на хрупкие женские плечи.

- Нет, мама не плакала, она лишь работала и работала, не поднимая головы и не разгибая спины, в  тяжелой работе топила свое горе. А мы все помогали ей, как могли.

В том же году Антонина пошла учиться в школу. С первых дней полюбила она учителей и учебный процесс. Училась легко и с огромным желанием. Каждый день  деревенские девчонки и мальчишки гурьбой шли в соседнее село Орудово за знаниями, не замечая пройденных километров за долгими разговорами и мечтами о будущем. Современные школьники  по рассказам своих бабушек и дедушек, наверняка думают, что детства у старшего поколения не было совсем – сплошная работа, но это не так. Они так же, как и нынешние их сверстники, веселились и озоровали. Только немного быстрее взрослели.

В школе ученица Антонина Хозова была не только отличницей, но и активисткой и спортсменкой. В один учебный год педколлектив пополнился молодым педагогом. Учительница организовала в школе спортивные секции, которые школьники с удовольствием посещали, среди них была и наша героиня. Отработав положенные три года, молодой педагог уехала на родину, секции, к которым так привыкли ребята, остались без руководителя. Не долго думая, десятиклассница А. Хозова возглавила гимнастическую секцию. Уже тогда девушка поняла, что свяжет свою профессию именно со школой.

Студенчество

Орудовскую среднюю школу Антонина  окончила с золотой медалью, поступила в Калининский педагогический институт. Факультет выбрала непростой – физико-математический. Студенчество – чудесная пора. Деревенская девчонка попала в совершенно иной мир, резко отличавшийся от ее прежнего. На занятиях она, как губка, впитывала все, о чем говорили строгие, требовательные преподаватели. По вечерам  с девчонками гуляли по Набережой. В выходные ходили в театры, кино. В городском саду проходили цирковые представления, крутили кинофильмы старых лет. А по субботам в общежитии устраивались танцы.

- Денег, конечно, не хватало. Жила на одну  стипендию – 22 рубля. Рубль пятьдесят платила за общежитие, шесть рублей стоил билет на самолет домой (в то время автобусов не было, летал так называемый «кукурузник»), остальные деньги шли на питание и кое-какую одежду. Заветные шесть рублей не трогала, даже, если приходилось сидеть голодной. В долг не занимала,  жила только на то, что есть. Так приучила мама. Все летние каникулы вместе с мамой работала в совхозе на сенокосе, тереблении льна. Отдыхали, только если пойдет дождь. Поэтому дождик воспринимали с радостью. Ходили в лес, запасались грибами и ягодами.

Профессия на всю жизнь

В 1964-м, в июле, четверокурсники сдали очередную сессию и разъехались по домам. В августе всех вызвали на учебу. Учителей не хватало, поэтому было принято решение сократить пятигодичный курс обучения. В конце октября сдали государственные экзамены и – на работу. Молоденькая учительница с новеньким дипломом приехала в родной район. Направили в Ладожскую школу.

- В те годы в школе было более двухсот учеников. Мне сразу дали уроки математики и физики и  классное руководство в пятом классе. Учила детей всему и в первую очередь – жизни. Никогда не делала для себя главным то, как учится ученик, приоритет отдавала тому, как он относится к учению. Ведь способности у всех разные, особенно к математике. Здесь важно воспитывать в ребенке желание и стремление учиться. И, знаете, это давало положительные результаты. Те, кто с трудом успевал в четвертом-пятом классах, к восьмому здорово подтягивались.

Более сорока лет Антонина Демьяновна учит своих учеников мыслить четко,  логически, учит ясно рассуждать и уметь анализировать, учит решать логарифмы и уравнения, раскладывать по полочкам сложнейшие алгебраические и геометрические задачи, учит воспитывать в себе волю, чувства ответственности и справедливости, учит дружить.

«Математика приводит в порядок ум, - говорит учитель, - дисциплинирует ребенка». Из ее учеников выросло немало прекрасных специалистов, достойных, честных людей. Интересуюсь у Антонины Демьяновны: «А часто ли ученики идут по вашим стопам?» Оказывается, и таких ребят немало. Есть среди ее выпускников те, кто окончил математический и физический факультеты. Например, ее ученица Боброва Тамара окончила школу с медалью и стала учителем математики, а ее сестра – физик, тоже ученица моей героини. Сергей Чиркунов работал в Антарктиде, он – полярник. Есть среди выпускников врачи, экономисты, бухгалтеры. Нынешний директор школы Т.М. Журавлева и еще два педагога также являлись когда-то учениками Антонины Демьяновны. Дочь Светлана закончила сельскохозяйственную академию по специальности экономист, сын пошел по стопам матери – Вячеслав Владимирович Виноградов вот уже пятнадцать лет преподает в этой же школе.

С 1987 по 2000 год возглавляла Ладожскую общеобразовательную основную школу. На ее руководство достался, пожалуй, самый сложный период. Начало девяностых – в стране перестройка, кризис, не лучшей ситуация была в образовательной сфере. Задержка и без того мизерных зарплат учителей, недостаток финансирования школ, плачевное состояние материально-технической базы, учительские забастовки волной прокатывались по всей стране. Но в коллективе маленькой сельской школы Антонине Демьяновне удавалось сохранять атмосферу спокойствия и доброжелательности. Вообще решать задачи и находить подход к характеру любого сотрудника – сложная специфика каждого руководителя, но когда обстановка накалена  по независимым от нас причинам – сложнее вдвойне. Чтобы коллектив работал слаженно, есть одна истина – будь объективным и порядочным во всех отношениях. Антонина Демьяновна старалась, и у нее получалось.

О сокровенном

Подумать только – сорок шесть лет жизни  этой удивительной, мудрой, обаятельной  женщины отдано школе. Без малого пол века! «Неужели не устали? - не смогла не поинтересоваться я. – В чем секрет Вашей неуемной энергии? Ведь именно неуемную энергию должен иметь учитель, чтобы работать с детьми».  «Секрет прост, - признается «Старший учитель», отличник народного просвещения  Антонина Демьяновна Виноградова. – Я люблю свою работу, люблю детей и прихожу в школу всегда с хорошим настроением» – делится секретом неиссякаемой энергии педагог, почти с полувековым стажем работы.                                                         

 

Автор: Юлия ПЕТРОВА
17

Возврат к списку

День русской деревни в Ржевском районе прошел весело, громко, вкусно и ярко
Дым из трубы над деревянным домом, милые бабушки, коровы в поле, тихая рыбалка на речке, чистый воздух, трудолюбие и усердие – вот лишь некоторые ответы на вопрос, с чем у вас ассоциируется русская деревня. Их мы получили во второй главный день народного праздника в Есёмово, собравшем более 13 тысяч гостей.
22.07.201723:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость