06 Декабря 2016
$63.92
67.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Транспорт27.10.2010

Дорожные фонды: новое или хорошо забытое старое?

На заседании в администрации области определялись с позицией по отношению к инициативе Совета Федерации

В конце прошлого года президент Дмитрий Медведев на одном из совещаний отметил, что схемы финансирования дорожной отрасли запутанны и непонятны. Средства на ремонт дорог выделяются из федерального бюджета и из региональных кошельков, при этом из-за отсутствия некоей единой дорожной «копилки» невозможно, например, спланировать ремонт и строительство дорог на год и два вперед. Налоги, собираемые с автомобилистов, расходуются на восстановление дорог не всегда – о целевой трате денег говорить, таким образом, не приходится.

В мае депутаты Совета Федерации провели заседание под знаковым названием «О воссоздании целевых бюджетных дорожных фондов в субъектах Российской Федерации». А значит, признали факт, о котором давно говорили специалисты, занятые в транспортной и дорожной сфере: ликвидация в 2000 году дорожных фондов, прошедшая по инициативе Министерства финансов, была непродуманной и ошибочной. Выяснилось, что ничего лучше дорожных фондов, которые раскритиковали как источник коррупции, в России пока что не придумали.

История вопроса

Но давайте вспомним, что же такое, собственно, дорожный фонд. В двух словах – это такой внебюджетный фонд, где аккумулируются некоторые налоги, собираемые с людей, сидящих за рулем. Средства эти могут тратиться только на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог общего пользования. До 2000 года они существовали во всех субъектах Федерации, но были ликвидированы в связи с многочисленными (и, добавим, многомиллиардными) вскрытыми хищениями средств и случаями нецелевого расходования денег из дорожных фондов.

Как выяснилось, ликвидация дорожных фондов ни к чему хорошему также не привела. Деньги на ремонт дорог начали выделяться по остаточному принципу. Вычислить «дорожные» деньги в едином бюджете оказалось невозможно. Как результат – дороги в России ремонтируются все меньше и меньше.

За и против

Предложение о возрождении дорожных фондов встретили неоднозначно. В Министерстве транспорта тут же предложили вернуться к старой структуре дорожных фондов – создать соответствующие подразделения в каждом регионе, а может быть, и в каждом муниципалитете, перенаправить в них часть налогов и дать муниципалитетам и субъектам возможность самостоятельно распоряжаться своими «дорожными» деньгами. Слабое место в этой позиции – все та же коррупционная составляющая. Как показывает практика, в финансовом отношении отдельные города и веси – бермудский треугольник. Деньги там исчезают в непонятном направлении, независимо от источников и объема.

В Минфине новость о возрождении фондов приняли в штыки. Неудивительно, учитывая, что именно Минфин настоял в свое время на их ликвидации. Вариант, на котором настаивают представители министерства, – создание федерального фонда, откуда централизованно дорожные деньги будут распределяться по субъектам. По сути, такой вариант ничего не меняет – зато, справедливо замечают сотрудники Минфина, так легче контролировать движение и расходование денежных средств.

Эх, дороги… Пыль да туман…

В итоге регионам предложили выработать самостоятельную позицию по вопросу о возрождении дорожных фондов. С этой целью в администрации области прошло специальное совещание под председательством заместителя губернатора Константина Зуева. Областной парламент представляли спикер Андрей Епишин, председатель комитета по экономике, аграрной и промышленной политике Вячеслав Суязов и председатель постоянного комитета по бюджету и налогам областного парламента Иван Райдур. Позицию представителей транспортной отрасли озвучивал начальник регионального департамента транспорта и связи Церен Церенов. От имени дорожников выступал начальник ГУ «Дирекция территориального дорожного фонда» Андрей Рассказов.

Важность вопроса для Тверской области объясняется простым фактом: мы лидируем в ЦФО по общей протяженности дорог. При этом средств, выделяемых на их ремонт, не хватает, несмотря на то, что в процентном отношении финансирование дорожной отрасли в Тверском регионе тоже на рекордном уровне – 8% от областного бюджета. Еще раз повторим: в процентном, но не в рублевом. Логично, что при таком раскладе для региона было бы и удобнее, и выгоднее оставлять часть собираемых налоговых средств в области и самостоятельно управлять этими деньгами, направляя их на ремонт дорог.

На некую несправедливость в финансировании, исправить которую должны региональные дорожные фонды, намекнул Иван Райдур. По его словам, в федеральный бюджет уходит около 1 миллиарда рублей – если бы в 2000 году не прошла ликвидация дорожных фондов, эти средства оставались бы на региональном уровне и направлялись бы на ремонтные работы.

Что в лоб, что по лбу

– В чем смысл создания одного федерального дорожного фонда?! – восклицал Вячеслав Суязов, обращаясь к собравшимся. – Если мы говорим об аккумулировании средств, о грамотном их распределении, то проблему это все равно не решит.

Судя по всему, был согласен с председателем комитета по бюджету и налогам и Андрей Рассказов, директор ГУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области».

Председатель Законодательного собрания Андрей Епишин, как всегда, был дипломатичен. Он не высказался ни «за», ни «против» создания трехуровневой системы дорожных фондов (федеральный, региональный, муниципальный) – зато легко доказал и показал, что дорожная отрасль в области финансируется вовсе не так щедро, как кажется на первый взгляд. Чтобы это увидеть, достаточно взять показатели по ЦФО не в процентах, а в рублях и наложить на данные о протяженности дорог. Стоит ли в этой ситуации поддерживать идею создания регионального дорожного фонда или нет – вывод делайте сами. В итоге участники совещания, обменявшись мнениями, решили собраться еще раз – чтобы оформить все точки зрения в единую позицию и донести ее до федерального центра.

Автор: Юлия ОВСЯННИКОВА
16

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Тверской государственный медицинский университет отметил 80-летие
Они встретились после долгой разлуки: юбилей – замечательный повод вспомнить о том, как поступили, учились, играли свадьбы, практиковали уже в статусе родителей, преподавали и лечили, лечили…
06.12.201609:33
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию