21 Сентября 2017
$58.13
69.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 27.10.2010

Вдохновение "Эдельвейса"

Фировскому детскому театру "Эдельвейс" исполняется 15 лет.

В смутные 90-е годы из Казахстана в наш маленький районный центр Фирово  приехала Лариса Борисова, которая всю свою жизнь посвятила  театру, его становлению и популяризации.

"Театр – не прерогатива больших городов, - считает она, - театр может существовать в любом  поселке, деревне, лишь была бы группа энтузиастов, людей творческих и неравнодушных".  В этом году театру "Эдельвейс" исполняется 15 лет.  О прошлом и настоящем театра мы беседуем с его  основателем и бессменным режиссером, о его проблемах и творческих победах.

Лариса Борисовна, с чего начинается театр?

– С вешалки, как говорил К.С. Станиславский.  Но с вешалки не в буквальном смысле слова, а здесь вешалка представляется как место, где мы оставляем все ненужное, наносное. Приходя в театр, мы должны, как в церкви, очищаться. Зритель должен подготовить свою душу, ум, сердце к восприятию того, что он услышит и увидит со сцены. Но воспримет он это только тогда, когда придет в театр с открытой, чистой душой и будет готов к тому, что хочет сказать актер со сцены. 

Актер же должен избавиться от эгоизма, вжиться в те проблемы, которые волнуют человека, это он должен показывать со сцены, а не думать о себе. У тех, кто приходит в театр блистать, почти никогда ничего не получается.  Страх, неуверенность, зависть - всего этого не должно быть в актере. "Любить искусство в себе, а не себя в искусстве", - так говорил Станиславский, и это аксиома театральной жизни.

– Какой был ваш первый спектакль, поставленный на Фировской земле?

– В Фирово я приехала уже в возрасте, мне было 47 лет.  За моими плечами был театральный институт, театральная студия, большое количество поставленных спектаклей. Но здесь я два года не могла собрать артистов. Помог случай: в классе, где училась моя дочь Катя, я обратила внимание на Андрюшу Костылева, мальчика очень живого, интересного. У меня возникла идея поставить пьесу "Вовка на планете Ялмез", которую подарил мне мой учитель, бывший актер и режиссер Большого драматического театра г. Ленинграда, Олег Перхин. Пьеса очень  веселая, музыкальная, с песнями и танцами.

Я пригласила Андрея, мне в этом  помогла его мама Любовь Алексеевна, потом пришел его братишка Дима, моя дочь Катя, другие артисты.  В этом спектакле много розыгрышей, много смешных моментов – зал хохотал, когда мы его показывали в зале РДК. С этим спектаклем театр  впервые отправился на фестиваль в Тверь.  Мы свалились как снег на голову жюри, как что-то новое, необыкновенное. "Вовка на планете Ялмез" стал лауреатом фестиваля, а нашего Андрюшу наградили дипломом за лучшую актерскую работу Тверской области. 

Лариса Борисовна,  расскажите о первом составе театра "Эдельвейс".

– Я очень долго писала объявления, приглашала людей в театр.  Никто не приходил. Но потом сложилась так, что мне опять помогла Л.А. Костылёва, которая была тогда директором Фировской школы. Мы прошли по классам, разговаривали с ребятами. Заинтересованность в сотрудничестве проявила Е.Ю. Михайлова, за что я ей очень благодарна. На базе её класса я набрала первый коллектив, который состоял на первых порах всего из пяти человек – Вовы Румянцева, Димы Гудина, Ани Лавиной, Вероники Третьяковой и  Димы  Старовойтова. С этими детими мы стали лауреатами чтецкой программы.

Потом  к нам пришли ребята из других классов - появилась полновесная труппа, общей численностью 30 человек. Мы стали обучаться по программе театральной школы. Занимались  актерским мастерством, сценической речью, пластикой. Я пригласила работать в театре И.Н. Воробьеву – она вела вокал, И.В. Готину, которая преподавала  ребятам хореографию. Дети учились пять  дней в неделю по три урока. Первым спектаклем  этих ребят стала сказка  "Клубничное королевство". Мы поставили с ними несколько спектаклей, их знали в Твери. Они были со мной до 11 класса.  Общение с этим коллективом, с этими детьми было для меня праздником жизни и работы в Фирове.

 За 15 лет существования "Эдельвейса" через ваш  театр прошло много творчески одаренных детей. Скажите, мог бы кто-нибудь из них стать профессиональным актером?

– Когда я работаю с детьми, никогда не ставлю цель сделать из них артистов, даже, наоборот, работая с ними, я всегда им говорю: "Ребята, вы не стремитесь стать профессиональными артистами –  это очень сложная задача. Человек, который станет артистом, берет на себя большую ответственность перед собой, перед своей семьёй, потому, что театр забирает человека  полностью без остатка. С этим живешь, ходишь по улице, с этим на отдыхе, с этим постоянно. Надо жить только ради театра". И как говорил мне мой дед: "Если ты собираешься работать в искусстве, то ты должна быть первой, или вообще там не работать". Я это пронесла через всю жизнь.

Дети, очень талантливые дети, которые могли стать артистами, у меня были. В первую очередь – это Вова, Владимир Румянцев. Его актерское дарование было видно сразу, на первых занятиях, я даже удивлялась, как он все делает искренне и естественно. Этюд "На рыбалке" - он так  это показывал, все в мельчайших подробностях. У ребенка  было воображение от Бога. Володя сыграл во всех спектаклях, которые я ставила. И, конечно, он блеснул в спектакле "Спроси когда-нибудь у трав". Вместе с Катей Борисовой они были награждены  дипломом за лучшую актерскую работу.

Андрей  Костылев – тоже мальчик очень одаренный. Могла бы стать артисткой Аня Лавина, но она очень не уверена в себе. Очень талантливая девочка Настя Тимофеева. У неё есть воображение, есть прекрасные внешние данные, душевные качества. В театре нельзя играть, в театре надо жить, но жить может только тот человек, у которого есть душа, который отзывается на чужую боль, на чужую радость, может понять других людей, перенести это на себя и пережить.

У "Эдельвейса" сейчас трудные времена, детей не привлекают занятия в театре, они к нему равнодушны. В чем вы видите причину такого отношения?

– Я об этом много размышляла, думала. И считаю главной причиной   отношение взрослых к проблемам детей. Мало внимания уделяется, в первую очередь, литературе; дети перестали читать, перестали учить наизусть. Прекратили существование школьные театры, драматические кружки. Многое зависит от родителей, которые абсолютно никакого внимания не уделяют культурному образованию детей. Раньше детей возили в театры, в музеи, на экскурсии, теперь это отошло на задний план. А ведь театр  помогает развивать речь, мышление, память, учит общению. Ребенок узнает мир изнутри, через человеческие судьбы, которые мы показываем на сцене, через систему перевоплощения. Дети, занимающиеся в театральной студии, были гордостью школы, они хорошо учились, вели общественную работу, участвовали во всех школьных  мероприятиях.  Ведь то, что дает театр, никто  не даст – это высший культурный уровень.

– Лариса Борисовна, сейчас вы основное время уделяете театру "Вдохновение", где играют взрослые люди. Скажите, с кем вам нравится больше работать, с детьми или со взрослыми?

– С детьми я работала прежде всего как педагог, как режиссер там невозможно реализоваться, потому что педагогическая функция там на первом месте. Это было очень интересно, я с удовольствием учила их всему – и в актерском плане, и в человеческом. Мне было приятно видеть, как дети превращались в артистов, в интересных людей. Теперь я с удовольствием работаю со взрослыми, потому что здесь можно реализоваться в режиссерском плане полностью. Со взрослыми артистами нужен абсолютно другой подход, нужно уметь наладить отношения с личностью, уметь подобрать ключи к душе актера, чтобы получить нужный результат. Это намного сложнее, но и намного интересней. И если получается достичь единства между актерами и режиссером, то получается спектакль, который никого не оставит равнодушным.

– В прошедшем сезоне театр "Вдохновение" поставил спектакль в некотором роде уникальный для фировской сцены. "Эшелон" получил восторженные отклики не только жителей района, но и профессионалов на театральном фестивале. Почему  ваш выбор пал именно на эту пьесу? Какие сложности вы испытали при постановке этого спектакля?

– Тема войны – это главная тема в моей жизни. Мои родители – ветераны войны. Они познакомились в Чехословакии, вместе дошли до Берлина, у них была свадьба. Я родилась после войны, выросла в Перми – это большой культурный центр. Войну я видела везде – во дворе, на улице. Безногие люди, которых было так много, по городу ездили  в самодельных, грубо сколоченных колясках, руками отталкивались от асфальта, от брусчатки, и это был такой грохот, а они в солдатской одежде. И мне, ребенку, было до слез этих людей жалко.

А еще я родилась в СССР – была такая огромная и прекрасная страна, которую мы все любили. И чувство патриотизма в нас никто не вколачивал – мы её любили, потому считали, что она лучше всех и это чувство пронесли через всю жизнь. 

Я искала пьесу, где много женщин и мало мужчин, так как  мужчин у нас везде мало. И нашла, на свое счастье, "Эшелон" Михаила Рощина. Пьеса трудная, с большим количеством артистов.  Надо было собрать людей. И люди, к кому бы я ни обращалась, сразу  соглашались, приходили и работали. Я искренне благодарна И. Воробьевой, Н. Зубаревой, В. Парнеге, С. Крутковой, В. Андреевой и всем своим артистам. Спектакль получился очень человечным, трогательным именно благодаря этим людям.

К сожалению, мы живем в мире, где бал правят деньги, и наш труд, наш спектакль, получив звание лауреата, так и не поехал на Всероссийский фестиваль, куда был рекомендован жюри областного конкурса. В районе денег нет, в области денег нет, богатых спонсоров у нас нет, получается, что наша работа никому не нужна. Фировский театр впервые отправили на Всероссийский фестиваль, и это провалилось. Для меня как для режиссера, это очень болезненно, но я  с собой справлюсь и буду дальше работать.

– Какой из спектаклей, поставленный вами за 15 лет, вы считаете главной творческой победой?

– Скорее всего, это "Эшелон" и "Спроси когда-нибудь у трав". Это спектакли, которые навсегда останутся в моей душе, как полная реализация режиссерского замысла, как откровение актерских работ, как полет фантазии и упоительное вдохновение. Еще бы я выделила такие неординарные спектакли , как  "Принцесса Кру" и "Невеста на заре".

– Какие премьеры готовит ваш театр в этом году?

– Сложный вопрос. Готовишь, горишь одним, а получается совсем другое.  Сначала кажется, что можешь сделать интересную постановку, а потом, в силу объективных причин, оказывается, что не можешь. В год Чехова мы готовим спектакль по его произведениям. Это  будет постановка, в которой мы покажем три пьесы-шутки: "Лебединая песня", "Медведь" и "Предложение".  В спектакле задействованы четыре артиста. Сейчас идут репетиции, и хотя опять  не обошлось без трудностей, я надеюсь в ноябре мы его покажем. 

апланирована пьеса "Искушение" по модному Паоло Коэльо.  К Новому году сделаем подарок для детей – поставим "Зимнюю сказку". Вот такие у меня планы, и хотя они не всегда  сбываются, я оптимистка и всегда надеюсь на лучшее, ведь для меня театр – это вся жизнь  и вся моя любовь!     
 

Автор: Дмитрий АСТРОВ
15

Возврат к списку

Тверская область ярко представила свой туристический потенциал в Москве
Завтра в столичном комплексе «Экспоцентр» завершается 23-я международная выставка «Отдых Leisure-2017». На три дня огромная площадка объединила более 670 участников из 64 стран мира и большинства регионов России.
20.09.201719:44
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость