11 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Архив30.12.2009

Тверской вагоностроительный: в добрый путь на долгие года!

В эти дни нельзя без чудес, и мы совсем не удивились, когда полосатый зверь одним прыжком отчеркнул нулевые годы и … приземлился на заводском дворе. В ожидании праздничного боя курантов он пока прогуливается вдоль подъездного пути, чтобы именно в тверском вагоне отправиться вперед, в будущее, которое непременно будет бесконечно долгим, как… Ну, как российские железные дороги – это самое подходящее сравнение. А путешествовать по ним мы будем в поездах, которые рождаются в Твери, на нашем градообразующем предприятии.

В эти дни нельзя без чудес, и мы совсем не удивились, когда полосатый зверь одним прыжком отчеркнул нулевые годы и … приземлился на заводском дворе. В ожидании праздничного боя курантов он пока прогуливается вдоль подъездного пути, чтобы именно в тверском вагоне отправиться вперед, в будущее, которое непременно будет бесконечно долгим, как… Ну, как российские железные дороги – это самое подходящее сравнение. А путешествовать по ним мы будем в поездах, которые рождаются в Твери, на нашем градообразующем предприятии.
2009 год был для завода нелегким, но он выстоял. Руководству ОАО «ТВЗ» удалось главное: сохранить костяк своего уникального коллектива, отработать первый, самый сложный период кризиса не только без убытков, а даже с прибылью и продолжить техническую модернизацию предприятия. Это само по себе уже почти фантастика, но мы давно убедились: для тверских вагоностроителей такого понятия просто не существует, что они и подтвердили в уходящем году. «ТЖ» никогда в этом не сомневалась, как и абсолютное большинство наших земляков, для которых судьба вагоностроительного – дело глубоко личное. Ведь Тверь срослась с ним так, что город и завод давно уже стали едины, а потому они хотят знать, как завод отработал год уходящий и чего ждут наши вагоностроители в год Металлического Тигра.
 Неуклонно следуя федеральной программе развития железнодорожного транспорта, в  2008 году, к своему юбилею, Тверской вагоностроительный достиг небывалой мощности.  1200 вагонов в год – в 1970-е годы эти цифры уже звучали, да только теперь вагоны стали совсем другие! Нового модельного ряда, куда более комфортабельные, просторные и надежные, с кузовом из нержавеющей стали и сроком службы в 40 лет – таких мы еще не видели, но давно ждали. Россия начала производить пассажирские вагоны мирового уровня, не уступающие европейским аналогам, а в чем-то их даже превосходящие. На завод зачастили гости из Европы и Америки, а ОАО «РЖД» строило долгосрочные планы, в которых ОАО «ТВЗ» отводилось центральное место. И тут мировой кризис, сминая на своем пути банки и заводы, докатился до Твери.
Лишь 20 декабря 2008 года вагоно­строители узнали, что ОАО «РЖД» вынуждено резко снизить свой заказ на 2009 год – с 945 до 549 вагонов.  Для предприятия, в предыдущем году, как говорится, «без напряга» изготовившего 1193 вагона, это был удар. Страшный, но все же не сокрушительный.
 – В девяностые годы нас уже пробовали поставить на колени. Тогда не вышло, не выйдет и сейчас, – спокойно и веско рассуждает генеральный директор Александр Василенко. Мы беседуем с ним в почти опустевшем заводоуправлении – с 16 декабря весь персонал в запланированном и согласованном с профсоюзом отпуске, но все же то там, то здесь на этажах звучат голоса и гулко разносятся шаги – отпуск отпуском, а на капитанском мостике всегда кто-то остается! Сегодня, когда самый трудный участок пути уже пройден, Александр Альбертович может себе позволить такой откровенный разговор.
…Поначалу они еще надеялись на какие-то перемены: в конце концов пассажирские перевозки всегда дотируются властью, а состояние вагонного парка в стране приближалось к критическому – износ около 70 %. И в первом квартале завод работал в обычном режиме: пятидневная рабочая неделя, 8-часовой рабочий день, по итогам квартала средняя зар­плата – 25 тысяч рублей. Выпустили 242 вагона и, хотя еще не утратили надежду на радикальное вмешательство федеральных властей,  все же начали готовить свою антикризисную программу.
– Вместе с профсоюзным комитетом! – подчеркивает Александр Василенко. – И во главу угла мы поставили задачу максимально сохранить коллектив.
Я позволю себе ремарку: коллектив ТВЗ – явление уникальное, сочетающее в себе  трудовые традиции, высочайший профессионализм и бережно взращенную креативность. Такой кадровый состав формируется долго, сложно и сам по себе представляет огромную ценность! И вот теперь его предстояло сократить фактически вдвое?!
Ну, посудите сами, основной заказчик – ОАО «РЖД» определил формат годового заказа: он «упал» на 54%, и для выживания были необходимы кардинальные меры. Массовое высвобождение – путь самый простой и очевидный, именно его тогда избирало руководство многих предприятий. Но только не Трансмашхолдинг!
– Мы сразу решили, что сокращение будет минимальным при максимальной экономии ресурсов. И определили задачу: снизить себестоимость вагонов без ущерба их качеству, – рассказывает Василенко. – И все же чем-то пришлось жертвовать.
Недаром  Владимир Путин, вспоминая апрельскую встречу с коллективом, отмечает, что вагоностроители – люди хорошо подготовленные не только профессионально, но и «по всем направлениям». Так что вынужденные действия своего руководства они встретили с пониманием. Итак, со второго квартала руководство ОАО «ТВЗ» начало в полном объеме реализовывать свою антикризисную программу, согласованную с профкомом. С 1 апреля завод перешел на трехдневную рабочую неделю. Да, заработки снизились, но таким образом удалось избежать массового высвобождения работников (кстати, отмечу, что средний заработок на заводе все равно оставался одним из самых высоких в Твери).
А 15 апреля, как вы знаете, Владимир Путин посетил завод и пообещал выделить ЗАО «РЖД» 3 млрд. на закупку вагонов в Твери. У людей прибавилось бодрости, укрепилась уверенность в завтрашнем дне, а тогда перетерпеть временные трудности уже легче. Премьер сдержал слово, и в середине мая президент ЗАО «РЖД» Владимир Якунин подписал предварительный договор на поставку 91 вагона.
*  *  *
С 1 августа весь завод ушел в ежегодный оплачиваемый отпуск – подчеркну: самый обычный отпуск, а не административный. Просто отдыхали все сразу – так оно экономически выгоднее. А с 
1 сентября, благодаря «путинским» вагонам, завод смог прибавить один рабочий день и теперь работал по новому графику – 4 рабочих дня в неделю.  Причем, хотя первоначально планировалось установить 7-часовой рабочий день, генеральный директор, поразмыслив, ввел 8-часовой. Вот за счет этих 4 часов в неделю коллектив смог пораньше уйти на новогодние каникулы, и цеха вагоностроительного затихли со второй половины декабря. Если суммировать эти добавленные часы, как раз и получатся две рабочие недели по четырехдневному графику.
– Это то же рабочее время и те же деньги. Зато люди смогут хорошо отдохнуть, провести эти дни с детьми, у которых сейчас каникулы, – объясняет председатель профсоюзного комитета Виктор Кольцов. – Заработную плату все получили вовремя и в том же объеме, как если бы работали по 7 часов в день до конца декабря. Объем производства не сокращался, и сдельщики тоже не потеряли ни копейки.
Таким образом, предприятие, его руководство и его акционеры выполнили все обязательства перед трудовым коллективом, вписанные в заводскую антикризисную программу. Одним из ее пунктов было обещание, что сокращение штатов не превысит 15 %. А сократили на заводе 12%. Да, это живые люди со своими проблемами – 1233 человека. Но ведь  их могло быть больше… Упрямо, истово изыскивая резервы, руководство завода буквально отвоевало у кризиса каждого  из тех, кто сохранил работу!
В уходящем году я много ездила по области вместе с общественной приемной Уполномоченного по правам человека. И практически повсюду слушала горькие жалобы на работодателей, которые вынуждали людей увольняться, отказывали в  компенсациях, задерживали даже расчет, не оплачивали административные отпуска… На иных предприятиях люди не видели денег по полгода и более! А на ТВЗ за весь год не было ни одной задержки, и всех уходящих провожали достойно – и по закону, и по совести.
Неплохим подспорьем стали общественные работы, которые были организованы на заводе в рамках областной антикризисной программы: в них ежемесячно принимали участие 5300 человек. А предусмотренное этой программой опережающее обучение позволило за счет выделенных на ее реализацию средств дать рабочим вторую профессию и повысить технический уровень руководителей среднего звена, освоивших новейшие компьютерные программы. Забегая вперед, замечу, что в 2010 году это обучение продолжится и поможет повысить квалификацию еще  1,5 тысячи работников завода.
Свои производственные обязательства завод в уходящем году также выполнил в полном объеме, поставив ОАО «РЖД» 642 вагона. При этом даже в такой трудный год предприятие сработало без убытков.
– Если бы не подстраховались, не приняли своевременных мер, могли бы иметь миллионов 200 убытка, – откровенно говорит Александр Василенко. – Мы выстояли и благодарны за помощь нашему премьер-министру Владимиру Путину, нашему губернатору Дмитрию Зеленину, президенту ЗАО «РЖД» Владимиру Якунину. Я также хочу от имени всего нашего коллектива выразить благодарность председателю совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг» Андрею Бокареву и в его лице всем нашим акционерам. Все это время мы чувствовали их неизменную поддержку и понимание.
А теперь поговорим о 2010 годе. Коллектив ОАО «ТВЗ» начинает его с январского административного отпуска. При этом предприятие полностью расплатилось за декабрь и авансом – за январь. В полном соответствии с Трудовым кодексом РФ, причем деньги за административный отпуск люди получили  не по его окончании, как это допускает даже предписывает) закон, а авансом!
*  *  *
Так что ждет завод в 2010 году? Этот вопрос сегодня волнует всех тверитян, и именно с ним я пришла к Александру Василенко. Он сосредоточен и озабочен, но во взгляде и в голосе – сдержанный оптимизм, и для него уже появились основания.
Вы помните, как три недели назад, в ходе прямой линии, Владимир Путин тепло отозвался о заводе и заверил, что заказ ОАО «РЖД» для ОАО «ТВЗ» будет никак не меньше, чем в 2009 году? И заказ уже поступил – на 511 вагонов. Да, немного, но это фундамент, на котором можно удержаться. И искать другие заказы, которые непременно будут, потому что тверские вагоны уже пользуются заслуженной доброй славой.
– 1 февраля мы приступаем к работе, – говорит Александр Василенко. – Завод будет работать 5 дней в неделю по 7 часов. Приказ об этом уже согласован с профкомом и подписан. Мы провели опрос; каждый работник завода получил опросный лист и своей подписью подтвердил согласие работать по такому графику.
Об этом опросе я расскажу чуть подробнее: вагоно­строителям, собственно говоря, предложили альтернативу. Завод может работать 5 дней в неделю по 7 часов, и при этом все они будут зарабатывать немного меньше. Или же можно работать по 8 часов – больше зарабатывать, но в этом случае придется «оптимизировать численность по объемам производства» – так это называется. То есть пойти на сокращение… Вы уже знаете, каким был выбор вагоностроителей: они решили сохранить коллектив.
– В 2010 году сокращений не будет, – твердо говорит Александр Василенко. – Мы уже подписали соответствующее соглашение с профкомом, и я, как генеральный директор, готов подписать еще одно – четырехстороннее, с губернатором нашей области, ЗАО «Трансмаш­холдинг» и профсоюзной организацией завода. На заводе стабильная обстановка и неплохая экономическая ситуация, и мы хотим, чтобы Тверь об этом знала.
Уточню: руководство завода энергично и активно работает на внешних рынках. 20 декабря состоялся крупный тендер на поставку вагонов в одну из арабских стран, и у ОАО «ТВЗ» максимальные шансы на победу. Поэтому, хотя коллектив отдыхает, группа конструкторов уже приступила к разработке конструкторской документации. Есть неплохие наработки и по странам СНГ, пока – по Белоруссии, Казахстану, Литве. Подчеркну: пока, потому что сегодня ТВЗ – это один из признанных европейских брендов. Состав уже тронулся и набирает скорость…
Кризис – это всегда проблемы и лишения, однако для энергичных и мужественных это также новые возможности и хорошая, хотя и суровая, школа. Кризис сломает слабого, неспособного к эволюции, а сильного заставит работать до седьмого пота, но поможет выйти на новые горизонты.
Автор: Лидия ГАДЖИЕВА
6

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию