28 Мая 2017
$56.76
63.67
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика21.10.2010

Вперед, за мультипликациями

Дорога ровно стелется – хорошо. Новое здание построено – тоже хорошо. И хорошо это не только само по себе, а еще и потому, что заряжает пространство вокруг на развитие. На хорошей дороге обязательно будет движение, новое здание обживется людьми, заставится мебелью, обрастет деревьями... Сколько при этом других людей будут заняты работой и получать доход!

Дорога ровно стелется – хорошо. Новое здание построено – тоже хорошо. И хорошо это не только само по себе, а еще и потому, что заряжает пространство вокруг на развитие. На хорошей дороге обязательно будет движение, новое здание обживется людьми, заставится мебелью, обрастет деревьями... Сколько при этом других людей будут заняты работой и получать доход!

И появится потребность и возможность ровнять дорогу дальше и возводить новые дома.
– Что такое стройки и дороги с точки зрения экономики? – спрашивает, чтобы самому и ответить, заместитель губернатора, и.о. начальника департамента финансов Алексей Каспржак. – Это не только работа двух крупных отраслей, что тоже важно. Инвестиции в них приводят к мультипликации покупательной способности и занятости населения. Понятие мультипликатора появилось в начале 30-х годов XX века, и оно показывает, во сколько раз возрастают доходы от каждого рубля инвестиций, от каждого вложенного бюджетного рубля. По большому счету, стройки и дороги иногда важны даже не количеством объектов и местом расположения, а самим осуществлением работ (желательно – региональными подрядчиками). Они влекут за собой дополнительные доходы и экономическую активность.

– Мультипликационным эффектом обладают, как уже было отмечено, строительные и дорожные сферы. А еще за счет чего его можно включить?

– Важна емкость использования денег внутри субъекта РФ на ряд направлений, дающих такой эффект. Их-то и имеет смысл вводить в адресно-инвестиционные программы (АИП). Кроме строительства и дорог третьим направлением считаю газ, четвертым – модернизацию ЖКХ: на сети садятся новые производства, имеют возможность развиваться старые. Также, на мой взгляд, в АИП должны быть и информационные сети, телекоммуникации. Если мы уже можем проводить федеральные информационные форумы, то давайте сделаем программу, аналогичную программе газификации, составим план синхронизации с любым оператором, который позволит нам растянуть информационные сети. Эти составляющие дают мультипликатор, развитие экономики, на них нужно концентрироваться.

Дорожная история

Чем больше мультипликаций, тем перспективнее, доходнее и веселее становится жизнь региона. Какие же мультипликационные импульсы в будущее за счет областного бюджета посылал 2010 год?
Если присмотреться к дорожным работам, сразу хочется уточнить: повальное и затянувшееся вскрытие периферийных дорог Твери, вызывающее постоянные комментарии водителей, – это результат поступления федеральных денег, что само по себе хорошо. Однако размеренность в проведении работ под начинающимся хороводом снежных хлопьев, мягко скажем, напрягает.
Мы же сегодня прокатимся по муниципальным дорогам, ремонт которых софинансируется регионом. Насколько полно реализованы планы? Главным распорядителем региональных денег является департамент финансов. Именно от него к получателям средств исходят базовые требования, подхватываемые департаментом транспорта. По весне «ТЖ» публиковала интервью с Алексеем Каспржаком о муниципально-региональных дорожно-строительных перспективах на 2010-й. Подведем итоги.

Перевод ремонтных часов

Напомним, что, несмотря на традиционность участия тверского регионального бюджета в софинансировании муниципальных дорожных работ, в этом году процесс должен был претерпеть принципиальные изменения.

Прежде всего стоит сказать о сроках проведения конкурсов. Они были сдвинуты с середины года на весну. Соответственно работы начались раньше, и ко времени выпадения осенне-зимних осадков процент освоения денег стал выше, чем в предыдущие годы.

Объекты

В сентябре полностью были завершены работы по реконструкции ул. Кашинской в Бежецке и ул. Вагжанова, Советского пер. в Старице.

Близятся к концу реконструкции ул. Лихославльской в Лихославле, автомобильной дороги от магистрали М-9 Москва-Рига до поселка Шахты №6 в Нелидове, ул. Дружбы, ул. Советской, пр. Победы в Зубцове.

Однако переводить дух еще рано. Вовсю кипит работа на основном объекте года – строительстве автомобильной дороги общего пользования регионального значения Москва – Санкт - Петербург – Погорелово – Восход в Торжокском районе.

Есть на карте области и проблемные объекты, такие, как автодорога Тверь – Тургиново с подъездом к Боровлево, мостовой переход через р. Ратыня в Сандовском районе. Несмотря на раннее распределение средств, процедуры торгов на выполнение строительно-монтажных работ съели большую часть времени, вытолкнув сами работы к зиме поближе.

Совсем замороженными по программе софинансирования оказались дороги Твери и Конаковского района, где еще не заключены контракты на выполнение работ.

Цифры

Почти 370 миллионов руб¬лей бюджетных ассигнований предусмотрено в рамках реализации АИП Тверской области на 2010 год на строительство и реконструкцию автомобильных дорог.
97 миллионов рублей, или 26,2% к годовым бюджетным назначениям, составляет на данный момент кассовое исполнение.

В целом же исполнение по муниципальным дорогам хорошее. Определенную роль в этом сыграло и то, что регион дает свою долю софинансирования только после того, как на местах вложили свою. То есть у муниципалитетов нет соблазна израсходовать областные деньги, а потом развести руками – мол, своих нет.

Причесанный километраж

– Несмотря на сложности в реализации программ, нужно оставаться в идеологии удлинения контрактов на содержание дорог, на заключение их на полный объем работ, на среднесрочное планирование АИП, – не отступает от ранее озвученных тезисов Алексей Каспржак. – Департамент транспорта и связи, как и департамент финансов, вышел с инициативой утверждения долгосрочной целевой программы на 7 лет. Она и определяет вектор долгосрочного планирования.

– Очень убедительно прозвучала в начале года идея удлинения контрактов на содержание дорог. Это могло бы нанести существенный удар по принципу: «Чем больше ямок, тем больше денег на их устранение получишь». Средства выделялись бы на приведение дороги в соответствие ГОСТам, и подрядчик-долгосрочник стал бы лично заинтересован в качественном состоянии подшефного хозяйства. Как обстоят дела с претворением в жизнь этого новаторства?

– Мы стремимся к этому, но пока результаты очень незначительные. Дело в том, что долгосрочный контракт на содержание мы можем заключить только на причесанный километраж. То есть прежде, чем передать под чью-то опеку дорогу, нужно привести ее в нормативное состояние. А что такое норматив? Это представление о прекрасном будущем, реализовать которое возможности нет. Это выполнение свыше 200 действий. Скажу короче – у нас таких дорог нет. С этого года и по 2 030 год в области планируется переводить на нормативное содержание ежегодно в среднем по 50 км автодорог 1а класса. Но надо понимать, что качественное содержание «золотой тысячи» автомобильных дорог – опорной сети Тверской области – обойдется бюджету в сумму, трудно подъемную. Только на содержание, без ремонта, – 2,5 миллиарда рублей. Но это не значит, что стоит отказываться от наших планов. Нужно находить золотую середину.

И доказательством тому, что лед все-таки тронулся, – распоряжение администрации Тверской области от 09.08.2010г. №720-ра о заключении долгосрочного госконтракта на нормативное содержание автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь–Ржев. И в нем подробным образом расписано, какие манипуляции необходимо регулярно производить и с автобусными остановками, и с дорожными знаками и ограждениями, мостами, обочинами, покрытием и прочее, и прочее. А результатами станут, как сказано там же, улучшение потребительских свойств дороги, увеличение срока межремонтов, снижение аварийности на 20% и социальной напряженности общества (этот процент измерьте сами).

Ленточку разрезали...

В отличие от дорог показатели в строительстве по АИП не столь высоки. Отчего?
– Муниципалитеты считают, что главное – заявиться в конкурсах, победить, а как обеспечивать софинансирование – об этом они подумают потом, – делает вывод Алексей Каспржак. – И думанье это направлено в одном направлении: дайте нам бюджетный кредит, тогда мы обеспечим свое софинансирование. Если сейчас сопоставить заявки на кредиты муниципальных образований и муниципальные объекты в АИП, думаю, что будет 95% совпадения.

Справка «ТЖ»

МУЛЬТИПЛИКАТОР (от лат. multiplied – умножаю, увеличиваю) – коэффициент, показывающий, во сколько раз увеличиваются доходы при определенном объеме инвестиций. Если рост инвестиций на 5 млрд. руб. вызывает рост дохода на
15 млрд. руб., то мультипликатор будет равен 3.

– А зачем на себя взваливать непосильные обязательства?

– Наверное, часть муниципальных руководителей считают, что очень важно для благоприятного социального климата что-нибудь строить. С этим не поспоришь. Но не менее важно, мне кажется, правду говорить. И брать на себя обязательства, которые реально можешь выполнить. Видимо, такую точку зрения разделяют не все. И что мы получаем в результате? Прежние обязательства, висящие на муниципальном образовании, пусть даже взятые предыдущей властью, не позволяют ему войти в АИП, заниматься инвестициями. При этом они все равно туда влезают, получается долгострой, мы морозим деньги на региональном уровне, они добиваются кредитов, сажают свой бюджет на ноль. Такая схема событий имела место в Бологовском районе. Или еще нелепее ситуация. Объект построен, и тут муниципалитет заявляет: денег на его содержание нет. А раньше об этом подумать было нельзя? Торжественно режем ленточку, а потом делаем круг¬лые глаза относительно использования.

– А региональные средства в строительство вкладываются, как и в дороги, после муниципальных?

– Нельзя все под одну гребенку. В АИП есть аванс, так как есть расходы, которые необходимо произвести до определенного момента строительства. Например, заранее нужно заказывать железные конструкции, шахты лифта или компьютерный томограф для больницы, который не влезет ни в какую дверь, а потому его устанавливают до возведения стен.

– Какие муниципалитеты вы все же отметили бы с точки зрения выполнения адресных инвестпрограмм?

– Прежде всего Конаково, где привлекают внебюджетку, обеспечивают софинансирование даже на поселенческом уровне за счет инвестиционных бюджетов. Нелидово – хоть там и взяли кредит, но выполняют свои обязательства.

– Можно ли спрыгнуть с этого круга, когда регион готов выделить сумму под строительство, а потом вынужден кредитовать муниципалитет под его часть?

– Мне представляется, что на ближайшие годы целесообразно сконцентрироваться на областных объектах и выделять деньги на строительство муниципальных объектов только в том случае, когда это действительно принципиально необходимо. А при выделении средств нужно быть заверенными не только выписками из бюджета и гарантиями глав образований (к сожалению, многие относятся к своей подписи не достаточно серьезно), а нашей оценкой финансовой деятельности муниципального образования.

– Заявленные ранее объекты не будут в связи с новой идеологией заморожены?

– Нет, от своих обязательств регион не отказывается. Тем более, как уже было сказано, строительство, когда к нему подходят с умом, дает мультипликационный эффект, посыл на экономическое развитие.

Автор: Рассматривала тверские мультипликации Татьяна ИВАНЧЕНКО
12

Возврат к списку

В Тверском регионе развиваются телемедицина и мобильное здравоохранение
В 2016 году Правительство Тверской области профинансировало социальную сферу на 100%. На эти цели было направлено более 65% расходов регионального бюджета. 
27.05.201701:14
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию