30 Апреля 2017
$56.98
62.04
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование19.10.2010

Разные, но равные

Образование должно стать доступным для всех детей.

Житель Твери решил провести эксперимент. На вопрос о том, где он учился, честно отвечал, что в специализированной школе-интернате. Реакция на это признание была неоднозначной, но большинство людей все же недоумевали, что такое могло быть. «Как в спецшколе?! Ты же вполне нормальный», – удивлялись они. А мужчина, улыбаясь, дополнял: «…с физико-математическим уклоном».

Об этом эксперименте над собой председатель регионального отделения ВОС Александр Трегуб рассказал на круглом столе, посвященном вопросу обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В нем приняли участие представители общественных организаций, благотворительных фондов, родители, руководители учреждений образования, специалисты высшей школы, занимающиеся вопросами сопровождения и обучения детей-инвалидов.

История Александра Трегуба в очередной раз подтверждает, что до сих пор мы, даже не задумываясь, делим людей на нормальных и ненормальных. Уже с раннего возраста не только врачи, но и общество ставит ребенку социальный диагноз – инвалид. И с этим он проведет детство, школьные годы и войдет во взрослую жизнь... практически один. Сегодня большинство людей, у которых более распространенный диагноз: «здоров», не готовы принять и понять проблемы тех, чьи возможности по каким-либо причинам оказались ограниченными.

Но теперь все чаще и чаще поднимаются вопросы о необходимости изменения такого подхода. Ведь, как известно, степень цивилизованности общества оценивается отношением к самому слабому. В регионе уже работает долгосрочная целевая программа социальной реабилитации и адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, направленная на создание условий, позволяющих инвалидам жить более комфортно. В рамках этой программы приобретается специальный автотранспорт, начинают работать центры социальной помощи. Особое внимание уделяется детям. Ведь, как верно отметила руководитель област¬ной отрасли образования Наталья Сенникова, обращаясь к участникам круглого стола: «Сейчас мы обязаны решать одну задачу – жизнь всех детей должна быть наполнена смыслом. И нам необходимо для этого создать условия».
Сегодня в Тверской области создана гибкая система помощи, которая охватывает детей с ограниченными возможностями здоровья всеми видами специального образования с учетом их физических и психических особенностей. Двадцать две школы осуществляют коррекционную деятельность. В них учатся более двух тысяч детей, треть из которых, по оценкам департамента образования, нуждается в постоянном сопровождении специалистов.

Для обучения детей используются новейшие технологии и современное реабилитационное оборудование. Например, верботональный метод реабилитации детей с нарушением слуха.
В Бежецкой школе-интернате IV вида планируется открыть классы для слепых детей. Для этого уже подготовлены тифлопедагоги, разработаны методические пособия, приобретена сенсорная комната.

В прошлом году начал работу центр диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Сегодня он организует обучение детей с серьезными нарушениями слуха.

Только в этом году в девятнадцати коррекционных учреждениях установлены универсальные спортивные городки, площадки по ориентированию слепых и слабовидящих детей. В пятнадцати учреждениях обновили швейное оборудование в школьных мастерских, приобрели кабинеты социально-бытовой ориентации.

К проблеме детей с ограниченными возможностями стали обращаться и общеобразовательные учреждения области. Это отметили все участники круглого стола. В некоторых муниципальных образованиях, например в Нелидове, коррекционные интернаты постепенно приобретают статус обычных детских домов, воспитанники которых учатся в обычных школах. Многие дети, имеющие проблемы со слухом, после операций садятся за парты вместе со здоровыми школьниками. Меняется подход и к дистанционному обучению, когда компьютер с подключенным к нему Интернетом становится дополнением к привычному образованию. Кстати, сейчас создан реестр детей-инвалидов, рекомендованных для участия в проекте по дистанционному обучению. Он насчитывает 387 детей. Уже подготовлена необходимая нормативная правовая база для реализации данного направления.

Но тем не менее картина сегодняшнего дня в этой сфере еще не в полной мере соответствует желаемой. И причина, возможно, в структуре самих образовательных учреждений. Как отметила Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области Елена Бадьина, сегодня сеть специализированных коррекционных учреждений не выполняет главную функцию образования – функцию социального перемешивания и адаптации человека в обществе. И перед областным департаментом образования стоит серьезная задача – создать систему образовательных институтов, где могли бы учиться, встречаться и общаться все дети вне зависимости от их специальных потребностей и проблем. В идеале каждое учреждение области должно стать таким. А столь амбициозные планы подразумевают огромную совместную работу всего сообщества.
По мнению Александра Трегуба, необходимо совместно с центрами занятости населения заниматься профориентацией школьников. Кроме того, важно сформировать подразделение, сотрудники которого будут работать с дошкольным образованием и на ранних стадиях выявлять у детей какие-либо нарушения и помогать построить систему реабилитационных мероприятий. В свою очередь мама ребенка-инвалида Татьяна Сазанская отметила необходимость создания школы для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, а также выпуска буклета, где будет содержаться полезная для таких семей информация.

«Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей, – отметила Елена Бадьина. – Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни». А потому все сошлись в одном – региону нужен собственный закон об образовании детей с особыми потребностями, в основу которого будут положены принципы инклюзивного образования.

Однако, чтобы школы, где одновременно учатся физически здоровые и, например, слабослышащие дети, повсеместно появились в Тверской области, предстоит решить еще немало вопросов. Но хочется верить, что они решатся в короткие сроки. Возможно, тогда в коридорах наших школ зазвучит смех детей, понимающих друг друга без слов.

Автор: Елена ПОТЕХИНА
27

Возврат к списку

Сегодня в Ржеве прошел областной день призывника
В воинской части 40963, где базируется соединение ПВО имени первого в стране трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, побывали более 300 молодых людей – учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей из разных городов и районов Верхневолжья.
28.04.201719:04
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию