29 Марта 2017
$56.94
61.81
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика13.10.2010

Осень меняет краски в промышленности

Фотограф: Архив "ТЖ"

Интервью с заместителем губернатора Анатолием Боченковым.

– Анатолий Алексеевич, год назад мы говорили с вами о состоянии промышленных предприятий региона, и практически ни одна фраза не обходилась без ссылок на кризис. Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию? Есть ли отличия этой осени от предыдущих? Например, экскаваторный стал выпускать больше экскаваторов. А «Ржевбашкран» – больше кранов?

– В Ржеве ситуация пока не изменилась: «Ржевбашкран», к сожалению, по-прежнему не работает.

– Уже два года…

– А это крупнейшее предприятие, раньше даже союзного значения, теперь – российского, но оно стоит. И пока оно не заработает, говорить, что в Ржеве появились большие перемены, неверно.

– Несмотря на то, что ржевская «Электромеханика» в хорошей форме?

– Она работает, но по численности персонала значительно уступает «Ржевбашкрану», где было 1600 работающих. У «Электромеханики» несколько другой уклон стратегического развития. Она была раньше и сейчас продолжает быть оборонным предприятием, там хорошая инженерно-научная школа. Предприятие специализируется на выпуске уникальных машин для различных отраслей, в том числе для обороны, химической промышленности, металлургии.

– Далеко не все сумели сохранить, тем более нарастить потенциал своих опытно-конструкторских бюро, которым продолжает славиться «Электромеханика».
– То, что сделал Виктор Вениаминович Константинов, нужно только приветствовать. И другое преимущество: это предприятие не работает на один продукт, как тот же «Ржевбашкран». Как только их краны перестали быть востребованными, это стало крахом для завода. Для «Электромеханики» затор на рынке с одной продукцией не мешает прорыву с другим видом.
Аналогично эту ситуацию можно проецировать на другие предприятия. Например, Тверской вагонзавод выпускает только вагоны. Кризис всего на полгода, а его ощутил сразу весь коллектив. Вот какой расклад, хотя раскладывать-то, получается, нечего: узкоспециализированное направление в большей степени чревато неприятностями как для экономики предприятия, так и для экономики региона – в кризис оно подкашивает, убивает и мамонтов.

– Тверской экскаваторный завод имел широкую линейку продукции, различных модификаций – не счесть. Тем не менее это не спасло. Как теперь налаживают процесс движения вперед?
– Сейчас вышли на уровень 85–95 экскаваторов в месяц, а в прошлом году цифра колебалась от 24 до 36. У них буквально месяца два назад поменялся директор. Пришел совершенно новый человек – Скобов Александр Владимирович, приехал из Брянска. На днях в администрации области мы вместе обсуждали, как будет развиваться предприятие дальше, какая помощь нужна от региональной власти – по существу, определяли контуры совместной работы.

– На какие направления они решили делать ставку?
– Будут продолжать выпускать экскаваторы, расширять их линейку, намерены войти в эшелон для МЧС, делать погрузчики, машины для пожаротушения. Они хотят проводить диверсификацию, уходить от монопольного продукта, и это обоснованно. У них проблема с площадями: их слишком много, поэтому думают, как и чем их загрузить. Ведь раньше завод выпускал 4 тысячи экскаваторов, а сегодня – максимум две, стране больше не надо, на рынок в Россию пришли сильные конкуренты, прежде всего из Японии. Поэтому на встрече мы говорили не столько о том, как выжить, а как стать высококонкурентным предприятием, гордостью региона. Как это было при Павле Борисовиче Панкратове.

– А как дела на Центросваре, Кимрском СМЗ?
– Сегодня эти предприятия еще не нашли своего нового продукта. До сих пор находятся в поиске. Работают, но на 35–40 процентах своих мощностей, СМЗ даже меньше. Я считаю, что процесс поиска затянулся. Администрация области, федеральные структуры в программах по снижению напряженности на рынке труда в первую очередь предусматривали дать и дали возможность менеджерам предприятий через службу занятости, которая помогает предоставлением общественных работ, стажировок, переобучением, справиться с социальными проблемами и в это время думать, искать выходы.

– Давайте о выходах из кризиса поговорим на примере стекольной промышленности. В период спада собирались совещания, заседала антикризисная комиссия, анализируя ситуацию в отрасли. Серьезные опасения вызывал фировский «Востек»: в феврале 2010 года остановили одну печь, дышала на ладан другая. Реконструкция, благодаря которой можно было бы производить стекло нового поколения, замораживалась. Руководство завода обращалось к областной администрации за помощью в получении кредита, не безвозмездно, чтобы не остановить производство, не допустить коллапса не только в поселке, но и во всем районе.
– Областная администрация много делала для этого предприятия, но она не вправе давать кредит ни одному юридическому лицу. Это делают банки. Мы работали с ними, но, исходя из финансового, да и технического состояния завода, банки не нашли возможности прокредитовать «Востек». Нет достаточного ликвидного залога. Собственники допустили много ошибок. Слишком много. Областной бюджет в такой ситуации не может дать гарантии возврата кредитных средств. Вы помните печальный опыт прошлой администрации со всеми вытекающими последствиями?
На каждом предприятии есть собственники, они обязаны вести дела успешно. Мы готовы помогать, но на «Востеке» среди собственников нет согласия и единого подхода к решению проблем.

– Тем временем завод, считай, рухнул. Проблема моногородов предстала в классическом виде.
– К сожалению, жители поселка Великооктябрьский пострадали в первую очередь. Мы сделали для них все возможное. Подключили департамент занятости, открыли «зеленый свет» переобучению, общественным работам. Составили список многодетных матерей, чтобы оказывать адресную под-
держку, а также список людей, которые имеют кредиты в банках, взяли эту ситуацию на особый контроль. Отвезли в поселок муку по 8 рублей за килограмм, сахар, рис – по цене в разы меньше. Собираемся организовать там цех Торжокской обувной фабрики. Осташковский кожевенный завод высказал намерение открывать там свой филиал. Вот что делает власть. Раз мы это знаем, значит, предметно занимаемся вопросом. Продолжаем вести переговоры с инвесторами. И вот что делать с собственниками? Вот вы, пресса, подскажите.

– Надо открыто говорить о результатах их «деятельности».
– Пожалуйста, говорите. Но пресса по непонятной причине этого не делает, а полощет власть. Да, она допустила немало ошибок. Но нельзя забывать другое: власть по закону не имеет права вмешиваться в деятельность собственников, подменять их. Мы можем только помогать! Не надо вводить людей в заблуждение подобными вопросами. Слишком хорошая у нас память о прошлом, когда райком партии, главк могли заменить любого директора в случае необходимости, за тысячи километров привезти нового руководителя. Поэтому до развала предприятий, особенно в промышленности, дело не доходило – их собственником было государство, оно за них отвечало. Сегодня другая ситуация. Поэтому роль собственников в развале экономики, социальной сферы возрастает. Да она никогда и не снижалась. Кризис это ярко показал. В его основе не столько мировые причины, сколько наши собственные. Это и непонимание тенденций развития промышленности вообще, отсутствие стратегии развития собственного предприятия, низкая инженерная подготовка производства, квалификация исполнителей всех уровней, неконкурентоспособность продукции, непроизводительный труд (минимум в 5–6 раз ниже, чем на Западе).

– Учитывая все это, как наша промышленность сумела сработать за 9 месяцев? Чем нынешние итоги отличаются от осени прошлого года?
– Результаты лучше, но еще не дошли до уровня 2008 года. До них дотянемся, думаю, только в 2012-м.

– Насколько не дошли?
– Примерно наполовину. Если падение в прошлом году наблюдалось на уровне 26–28%, то сейчас подтянули только 15%. Проблема не только в мировом кризисе, но и в том, что большая часть директорского корпуса и собственников в кризис растерялась, да и сейчас не знает рынка, не знает, на какую продукцию ориентироваться. В то же время сейчас остро нужна дорожная техника: катки, бульдозеры, асфальтоукладчики. Мы этого не делаем, ниша свободная.

– А их кто-нибудь выпускал?
– Да, завод в Вышнем Волочке, но он развалился еще лет семь назад.

– А Ржевскому краностроительному заводу профильно бы было взяться за изготовление этой техники? Мог бы он?
– Мог бы. Но это опять пример того, что у директора много станков, но он не знает, что на них делать. Какой смысл их модернизировать? Вот проблема в чем. Они остановились на своей старой продукции и тормозят развитие экономики нашей области. По поручению губернатора я ездил в Германию, изучал опыт фирмы «Сименс», которая идет сюда для производства высокоскоростных дорог и Дойчебана (аналог наших РЖД). Подписал с ними соглашение. Это попытка затащить сюда «Сименс», чтобы эта немецкая фирма вошла в кооперацию с нашим вагонзаводом и теми, кто с ним работает. Тверской вагонзавод – единственное предприятие на территории области, которое провело такое громадное перевооружение, вложив в него более 6 млрд. рублей. Это суперзавод! Он должен выпускать 1100–1200 вагонов в год, а в 2009 году выпустил только 648, в этом – 520. Есть прогноз, что госзаказ до 2020 года не будет превышать 500–600 вагонов в год, то есть 50% от мощностей. Вопрос: чем еще будет заниматься суперзавод? А если к этим 500 тверским вагонам прибавим хотя бы 100–150 сименсовских высокоскоростных, то это будет совсем другая цифра и другой расклад. Вот чем, я думаю, надо заниматься.

– На каком этапе сейчас послекризисные заботы?
– Их много: идем на создание совместных предприятий, привлекаем в область иностранных партнеров, пытаемся объединить их с нашими предприятиями. Думаю, что подвижки должны быть обязательно. Намерены серьезно заниматься сельхозтехникой, торфом, войдем по нему в пилотный проект Минтопэнерго. Мы движемся в правильном направлении, но медленно – этот темп нас не устраивает.

– Вы сказали, что уровень производства 2008 года мы сможем достигнуть в 2012 году. Не слишком ли надолго растягиваем удовольствие ожидания жить хорошо?
– Это вопрос к кому? Если ко мне как к обывателю, жителю города, то скажу, что у нас нет времени на ожидание. Если к заместителю губернатора, то со страхом думаю: а что я могу сделать? Что мне надо предпринять, чтобы предприятия искали продукцию? Я считаю, что мы сделали стратегическую ошибку, слишком рано отпустив экономику в рыночные условия. Не созрела она для них, не прошла переходный период. Ее надо было регулировать, и элементы регулирования должны были остаться и на сегодняшний день. Обязаны были остаться. Если примитивно, то должно быть так: говорим, например, экскаваторостроителям: «Вот, мужики, Хитачи. Если за 5 лет не сделаете лучше, то лишим вообще заказов. Вымрете, как мамонты». Или покупаем и ставим во дворе «Ржевбашкрана» лучший кран в мире, говорим: «Через 2 года у тебя должен быть совершеннее. Понял? Работайте!» Должно было быть так. Нужно было дать возможность директорам заводов, собственникам время – лаг, чтобы они успели сделать все необходимое, чтобы стать лучшими. А так сказали: «Ребята, плывите в рынок сами». Вот они и поплыли. А государство самоустранилось, не стало вырабатывать промышленную стратегию. В общем и целом получилось, что профукали промышленность, экономику.

– Нужна ли реформа, регулирующая отношения государства и собственников?
– Я думаю – да. Хотя задним числом тяжело переиначивать. Но если сегодня у нас есть политическая воля, то мы должны сказать всем, нации, людям: нужно найти в себе силы и эти отношения перестроить. Владимир Владимирович Путин об этом тоже говорил, делая акценты на взаимоотношении власти и бизнеса. Нас всех не может волновать вопрос: почему мы так бездарно работаем? Непростительно бездарно. И кто за это ответит? Всем надо отвечать. Целому поколению. У нас есть единственный путь, который проложил Петр I: притащить сюда Запад. Немедленно.

Автор: Маргарита СИВАКОВА
5

Возврат к списку

В университет с частушками | В Тверском педагогическом колледже проходит досрочная сдача ЕГЭ
35-летний Николай Соловьев 18 лет работает в одной из школ Максатихинского района. Преподаватель истории, краевед, финалист конкурса «Учитель года-2012», призер областного фестиваля гармонистов и частушечников, сегодня он пришел в пункт досрочной сдачи ЕГЭ, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
27.03.201721:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию