22 Ноября 2017
$59.46
69.82
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 05.10.2010

За классическим мотивом

Фотограф: Илья Безручко

Десять дней в Удомельском районе провели одиннадцать художников, участвовавших во Всероссийском художественном пленэре Союза художников России.

Десять дней в Удомельском районе провели одиннадцать художников, участвовавших во Всероссийском художественном пленэре Союза художников России. Тверь, Ржев, Весьегонск, Санкт-Петербург, Подольск, Ногинск, Рязань – вот далеко не полный перечень городов, представляющих географию участников удомельского пленэра. Они работали в тех местах, в которых в позапрошлом веке создавали свои картины Венецианов и Левитан, Жуковский и Моравов, Бялыницкий-Бируля и Сорока. Часть работ, написанных за это время, останется в Удомле – художники подарили их городу и району.

Пленэр был приурочен к 230-летию со дня рождения Алексея Венецианова, поэтому вполне естественно, что участники художественной экспедиции побывали прежде всего в венециановских местах – бывшей усадьбе художника Сафонкове, давно уже опустевшем сельце, где еще можно увидеть фундамент дома, в котором жил Алексей Гаврилович, в Венецианове, бывшем селе Дубровское, где он похоронен, Молдине, изображенном на картине Григория Сороки «Вид на озера Молдино», а также в Островно – там художники вдохновлялись левитановскими мотивами, и на даче «Чайка», принадлежавшей живописцу Витольду Бялыницкому-Бируле. Сейчас там располагается филиал Тверской областной картинной галереи Центр культуры и искусства «Дача «Чайка».
– Всероссийский пленэр – это очень удачное завершение года Венецианова, проходившего в Тверской области, – говорит заместитель председателя регионального департамента культуры Наталья Петухова. – Департамент культуры, при поддержке которого проходил пленэр, администрации Удомли и Удомельского района, КАЭС, Тверское отделение Союза художников России постарались сделать все возможное для того, чтобы современным живописцам и графикам комфортно работалось на удомельской земле.

О том, что писать художникам на самом деле было комфортно, говорила выставка едва высохших работ, некоторые из них дорабатывались накануне вернисажа. Они заняли две стены выставочного зала в Центре общественной информации КАЭС, причем в экспозицию вошли не все работы, созданные художниками за десять дней. «А у меня еще две картины есть, они не висят на выставке, – сказал корреспонденту «ТЖ» член Союза художников тверитян Вячеслав Столяров, показывая на свои работы, – у многих так». За десять дней художники успели создать в среднем по двенадцать этюдов и законченных картин. Вячеслав Столяров писал молдинскую осень: сюжет одного из его полотен – озеро с мирно раскачивающейся на волнах лодкой и меланхоличным рыбаком – сразу же отсылает к Григорию Сороке. По прошествии стольких лет в тех местах, судя по всему, почти ничего не изменилось. Такой же раньше, наверное, была и речка Ворожба, которая на картине Виктора Орлова из Ногинска переливается своими лазурными водами. И здесь также нельзя обойтись без ассоциаций – по крайней мере эта выставочная работа вызвала в памяти «Купальню» Станислава Жуковского. А Марина Орлова в своих пастелях по-новому интерпретировала исключительно венециановский сюжет, связанный с гумном. Ее пастель «Гумно» стала парафразом, ремейком программного полотна Венецианова, продажа которого, как известно, как раз и позволила художнику открыть свою школу.

В разговоре с корреспондентом «ТЖ» почетный председатель Союза художников России Валентин Сидоров признался: «Замечательная выставка! Считаю, что ребятам просто повезло, подфартило. Это надо же – в бабье лето, в такие красивые осенние дни, поработать здесь! И на каких святых местах – Венецианова, Левитана! За короткое время, конечно, мало что можно успеть, но они прикоснулись, они подышали воздухом, ароматом этого пейзажа, ставшего символом России. Когда американцы делали выставку «Россия!», то не нашли никакой другой картины на обложку каталога, кроме картины Венецианова «Жатва». Почему? Потому что это символ России!»

Каждого из художников на пленэре волновало свое. Для заслуженного художника России Виктора Корсакова всегда был близок ученик Венецианова Григорий Сорока – как художник, на которого гость из Рязани, по его собственным словам, до сих пор молится. «Здесь меняется все, – делится впечатлениями Виктор Корсаков, – здесь понимаешь, насколько все суетно в этом мире, особенно если сравнивать наше отношение к этому миру и отношение к нему Сороки, человека, так тонко чувствовавшего пейзаж...».

Почти все участники пленэра писали дачу «Чайка» – и сам дом, который открылся на полотнах, кажется, неизвестными до того нюансами, и его хозяина Бялыницкого-Бирулю, и даже его гостей. Так, картина народного художника России Виталия Миронова, который приехал в Удомлю из Подмосковья, называется «Константин Коровин у Витольда Бялыницкого-Бирули в «Чайке». Только в ней одной, по сути, читается тот богатейший художественный контекст, без которого невозможен разговор об этих местах.

– Я всегда рвался сюда, – признался Виталий Миронов, – но приехать удалось только сейчас. Пленэр получился очень качественный, замечательные художники участвовали в нем. Результаты вы видите на выставке, на мой взгляд, очень содержательной, профессиональной. Для меня, как художника, как гражданина, эта поездка имеет большущий смысл. Мы были в Сафонкове, в Венецианове, где захоронен Венецианов, в местах, где работал Григорий Сорока, на даче «Чайка», связанной с очень интересным художником, творчество которого представляет собой значительную веху в русском искусстве. Приятно и почетно писать и осознавать, что великий художник стоял где-то в этих самых местах, видел те же самые мотивы, что и ты.

Заслуженный художник России Виктор Орлов, напротив, уже бывал в краю вдохновения, как часто называют вышневолоцкие и удомельские земли, работал на Академической даче, но его просто покорила «Чайка»:

– То, что нас провезли во время пленэра по венециановским местам, наверное, наиболее ценно. Понимаете, появляется момент сопричастности, потому как знакомишься с работами Венецианова, Сороки, Левитана, на которых все мы выросли, не по музейным собраниям, и о жизни их читаешь не в книгах. Когда ты оказываешься в усадьбе, где написан «Март», когда ты видишь место, где Моравов писал «Обитателей», а здесь стояла усадьба, в которой работал Жуковский, иначе начинаешь ощущать художника, он перестает восприниматься как музейный экспонат и предстает живой личностью. Ведь они, художники, совсем недавно ушли. Жизнь изменилась – да, но природа – вечная ценность – осталась. И они были в этой природе. Деревня, в которой родился, жил, творил и умер Сорока, признаться, очень серьезное впечатление производит. Это очень трудно объяснить… эту сопричастность к истории… Но мы здесь были, мы здесь рисовали, пытаясь понять, что видели в окружающей природе наши великие предшественники.

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
354

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость