25 Апреля 2017
$56.08
60.85
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура05.10.2010

С эталонной программой

Фотограф: Архив Евгения Ефимова

Второго октября Тверской народный театр драмы открыл 90-й сезон двумя одноактными пьесами – «Юбилей» и «Предложение» Антона Чехова. Юбилейные торжества пройдут четвертого декабря, к ним уже вовсю готовятся.

Кто возьмет театр под крыло?

Второго октября Тверской народный театр драмы открыл 90-й сезон двумя одноактными пьесами – «Юбилей» и «Предложение» Антона Чехова. Юбилейные торжества пройдут четвертого декабря, к ним уже вовсю готовятся. Продолжая тему предстоящих событий сезона, следует сказать о планируемых постановках. Уже в работе французская комедия положений, пьеса Марка Камолетти начала 60-х годов XX века. Главный режиссер театра Владимир Павленко предполагает затем приступить к пьесе «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи. Возможно, зрители увидят Мрожека в постановке Евгения Ефимова. Об этом актере и режиссере следует рассказать отдельно. Когда он на сцене, глаз не оторвать – смотришь только на него. Он составил бы славу многим профессиональным театрам. Евгению Ефимову 73 года, 58 из них он занимается театром, если вести отсчет от Ставропольского Дома пионеров. Поступлению в театральный институт категорически воспротивился отец. «Только клоуна у нас в семье не хватало!» – сказал он и отправил все необходимые для поступления документы к родственникам в Ташкент. Ехать в Москву, чтобы поступать в театральный, Евгений не решился, смирился, пошел учиться в Ташкентский сельскохозяйственный институт. И одновременно заниматься в театре художественного слова и оперном театре. В 1964-м поступил в студию киноактера при «Узбекфильме», но окончить не успел – страшное ташкентское землетрясение 1966 года разрушило дом семьи Ефимовых. Из предложенных на выбор городов для переселения он выбрал Тверь, что объяснялось просто: рядом Москва и Петербург – театры и театры. Едва приехав в наш город, тут же стал узнавать, где находится народный театр. За первую роль, которую он получил в театре, – Федора в «Нашествии» Леонова – Ефимов был удостоен звания лауреата Всесоюзного смотра.

Место работы

Время с девяти до шести он отдавал основному месту работы (надо же где-то зарабатывать деньги!), все остальное – театру. У артистов народного театра есть поговорка: если работа мешает театру, надо менять работу. Начальник отдела Всесоюзного института Гипросельстройиндустрия Евгений Ефимов любил свое дело, много ездил по стране, и работа эта не была в ущерб театру. Он и в институте привлекал сослуживцев к сценической игре, был неизменным руководителем культурно-массового сектора. С основной работы ушел на пенсию, но театр остается и занимает теперь уже почти все время. А тут еще добавилось кино – Евгений Борисович снялся в одиннадцати сериалах, из последних – «Небо в огне», «Северный ветер».

Ефимов никогда не был обделен ролями. Причиной, по которой стал заниматься режиссурой, называет актерскую жадность. Едва придя в народный театр, стал воспитывать молодых актеров. Совершенно естественно организовалась студия и вместе с ней – в период постановки выпускного спектакля – появился первый режиссерский опыт. И всякий раз, когда для Ефимова не было роли в новом спектакле, он ставит свой собственный. Обычно репетиции проходят в понедельник, среду и пятницу, все остальное время ему разрешалось работать с актерами, не занятыми в основном спектакле. Главный режиссер народного театра Владимир Павленко считает, что театр становится более стабильным, когда спектакли ставят разные режиссеры. И артистам несомненная польза – они обогащаются новым опытом, многообразием режиссерского видения. Именно Владимир и предложил поставить спектакль по произведениям Чехова. Получился симпатичный, очень милый спектакль. А свои занятия с молодежью Евгений Борисович продолжил: осенью приходят люди, которым нравится сцена. Все новички занимаются у Евгения Борисовича, на этом этапе происходит отсев – не потому, что в труппу берут тех, кто нравится, а потому, что бурный поначалу энтузиазм нередко спадает, и через несколько занятий некоторые уходят. Распределение ролей делается не по стажу, а по данным актера. Бывает, человек в театре только год, а уже получает главную роль.
В труппе есть и актеры с дипломом театральных училищ, и делающая первые шаги молодежь, и опытные актеры, проработавшие в театре 20–30 лет, которых уже никак нельзя назвать непрофессиональными. Евгений Борисович рассказывает о режиссерах, с которыми работал в театре, – Александре Вокаче, Петре Колбасине, Татьяне и Виталии Синицких, Валерии Персикове, об интересных постановках. Он вспоминает поездки в Германию со спектаклями «Мещанская свадьба» Брехта и «Лебединая песня» Чехова, о том, как со сцены читали «Путь к роли» Станиславского и какой хохот стоял в зале, когда он по-немецки читал про раков Жванецкого (которые по пять рублей, но вчера).

Евгений Борисович до сих пор ужасно волнуется перед выходом на сцену, что является признаком хорошего артиста (так они считают), когда перестал волноваться, можно уходить из театра.
– В Доме пионеров режиссер мне говорил: «Ни в коем случае не ходи в профессиональный театр – там тебя съедят (я был робким мальчиком), иди в самодеятельный – всегда будешь на высоте».
Нет, он не жалеет о том, что не работал в профессиональном театре, как мечтал в детстве. Мечта-то сбылась – он всю жизнь служит театру, сыграл более ста ролей (и каких ролей!) в пьесах Горького и Чехова, Островского и Мольера, Брехта и Достоевского, Шварца и Вампилова. Были, впрочем, мечты, которые не осуществились.

– В молодости хотел сыграть Гамлета, но не смел и признаться в этом. Какой из меня датчанин с такой физиономией? Я всегда был смуглым. Когда узнал, что в одном американском театре Гамлета играет чернокожий артист, так себя корил... Сейчас хотелось бы сыграть короля Лира. Я готов. Рогатка уже натянута, сейчас выстрелит.

Три даты

– Что важно, о чем обязательно надо сказать, – продолжает Евгений Борисович, – в жизни Тверского народного театра драмы можно выделить три основные даты: 1920 год – в школе №5 появился драмкружок, 1926 год – переезд в Дом учителя, 1960 год – присвоение звания народного. Хотелось бы, чтобы при моей жизни произошло еще одно событие: театр перешел в статус муниципального, возможно, при департаменте образования или культуры. В таком случае мы смогли бы установить связь со школами, ведь мы ставим школьную классику. Театр имеет свой репертуар, своего зрителя, у него есть все, что имеет любой театр, кроме финансирования. Оформление спектаклей делается из подбора, то есть из старых, отслуживших свой срок в предыдущих постановках декорациях, бутафории, реквизите. Иногда у нас появляются спонсоры, но только на какие-то конкретные нужды, а так все за свой счет. В советские времена были ставки художников, заведующих постановочной частью, костюмерным цехом. Сейчас осталась только ставка режиссера. Когда-то Дом культуры существовал при профсоюзе учителей, потом о нем забыли, он перешел на самоокупаемость. «Как, вы еще существуете?» – спрашивали, узнав, что театр работает. Да, мы работаем и выпускаем спектакли. И театру нужны новые кресла, одежда сцены, хорошие свет и звук. При аншлаге за спектакль мы зарабатываем 10 тысяч рублей (входной билет стоит 50 рублей), но даже эти деньги нельзя взять на постановку спектаклей – все уходит на оплату коммунальных услуг.

Автор: Мария СПИРИДОНОВА
51

Возврат к списку

Цвета нашей Победы
Мальчишек друг от друга отличить не так просто. Близнецы-погодки Ваня и Кирилл Петровы одеты в одинаковые куртки. У каждого в руке зажата двухцветная георгиевская ленточка – символ мужества и стойкости советских солдат. «Сейчас, минуту постойте, я вам их прикреплю», – говорит внукам бабушка Мария Петровна, дочь пропавшего без вести красноармейца.
24.04.201722:48
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию