14 Декабря 2017
$59.14
69.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Политика 29.09.2010

В России идет судебная реформа

Интервью с федеральным судьей Спировского районного суда Татьяной Бабенко.

Интервью с федеральным судьей Спировского районного суда Татьяной Бабенко:

– Татьяна Владимировна, когда началась судебная реформа? Какие задачи при этом ставились?

– Судебная реформа с самого начала имела строго определенную цель – становление в России самостоятельной судебной власти, чья деятельность должна быть направлена на защиту прав человека, обеспечение социальной устойчивости и режима законности в государстве, осуществляемых посредством мер правового характера.

Началом судебной реформы принято считать появление первого Закона союзного значения «О статусе судей».

В октябре 1991 года была принята Концепция судебной реформы, которая закрепила следующие задачи: защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве; закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки; обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики; создание федеральной судебной системы;  признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом; расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения; организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого; дифференциация форм судопроизводства.

В качестве реализации этих задач были обозначены следующие важнейшие направления:
– создание федеральной судебной системы;
– признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
– расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;
– организацию судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;
– дифференциацию форм судопроизводства;
– совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.

– Каковы этапы этой реформы? 

– Первый этап 1991 – 1996 гг. Принимается Концепция, ряд законов о судебной реформе. Впервые, в 1993 году в Основном законе страны (Конституции Российской Федерации) появилось понятие: «Судебная власть». На этом этапе принимается ряд конституционных законов:
– Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;
– Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Второй этап 1996 – 2002 гг. Начало нового этапа положено принятием Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФК «О судебной системе Российской Федерации». Вслед за указанным конституционным законом принимаются многие законодательные акты о различных звеньях судов в Российской Федерации, финансировании судов и т.д.
Третий этап 2002-2006 гг. Начало новому этапу было положено принятием Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805). 

Четвертый этап 2007-2011 гг. Можно предположить, что это будет завершающий этап реформы, в результате которого должны быть реализованы все задачи Концепции судебной реформы в России, а также новой Программы судебной реформы «Развитие судебной системы России», которая принята 4 августа 2006 г.

Целями Программы являются повышение качества осуществления правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Основными задачами Программы являются:
– обеспечение открытости и прозрачности правосудия (приоритетным направлением модернизации инфраструктуры судов является информатизационное обеспечение деятельности судебной системы путем создания электронных архивов судебных документов, внедрения электронных технологий в работу судов общей юрисдикции путем введения информационной системы ГАС «Правосудие», создание информационно-коммуникационной системы Верховного Суда Российской Федерации, интегрированной в информационную систему судов общей юрисдикции «Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие»; формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия арбитражных судов, судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации).
– повышение доверия к правосудию, в том числе за счет повышения эффективности и качества рассмотрения дел (в целях повышения доверия к правосудию, в том числе путем повышения эффективности и качества рассмотрения дел, предусматривается создание в районных судах общей юрисдикции структурных подразделений по приему заявлений и обращений граждан (приемных)).
– создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности (улучшение условий работы судей и аппаратов судов, строительство новых зданий судов, расширение уже имеющихся площадей, выделение судам отдельных зданий, разработка мер по повышению уровня безопасности судей и работников аппаратов судов, по охране судов от противоправных действий);
– обеспечение независимости судей;
– повышение уровня исполнения судебных актов (предусматривается внедрение единой информационной системы, охватывающей всю систему Федеральной службы судебных приставов и обеспечивающей ее взаимодействие с судебными органами).
Российские эксперты полагают, что в самое ближайшее время президент может внести еще ряд законопроектов, касающихся реформирования судебной системы в целом, а также ее отдельных составных частей.

Особенно долгожданным выглядит исполнение решения Европейского суда по правам человека, предписавшего России до 15 ноября прошлого года разработать правовой механизм компенсаций за судебные ошибки и неисполнение судебных решений. Это было сделано в рамках вступившего 04 мая 2010 года в силу Федерального закона Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

Одна из возможных законодательных инициатив главы государства, по прогнозам экспертов, будет посвящена методам совершенствования процедур конституционного судопроизводства. Предполагается, что в законопроекте будет идти речь о непрерывности рассмотрения дел, правовом статусе определений КС, а также об ответственности должностных лиц и граждан за неисполнение его решений.

– Могут ли быть внесены изменения в институт суда присяжных?

– Да, могут. Сейчас в России действует американская модель такого вида судопроизводства. Есть еще европейская система, где суд присяжных наполовину состоит из народных заседателей, которые исследуют все материалы дела и совместно с судьями решают вопросы виновности или невиновности подсудимого. Инициатором таких перемен является Следственный комитет при прокуратуре РФ, который также предлагает изъять ряд составов из подсудности судов присяжных.
Уместно также ожидать появления инициатив, касающихся оптимизации работы службы судебных приставов. Эксперты говорят о потребности в улучшении образовательного уровня ее сотрудников, повышении их заработной платы, развития материально-технической базы, коррекции действующего законодательства.

Наконец, специалисты ждут от Президента РФ отмены трехлетнего предварительного срока при назначении судей. Его применение многие называют противоречащим Конституции и способствующим нарушению принципа независимости судей. Кроме того, предлагается повысить нижний возрастной порог для судей до 30-35 лет.

– Вообще-то судебная реформа в России довольно растянута по времени. Как вы думаете, когда она завершится?

– В целом судебная реформа в Российской Федерации свершилась. Однако нужно учитывать, что реформирование – не единовременный процесс. На воплощение идей и принципов, новых инструментов уйдет еще долгое время. Затем наступит этап необходимости совершенствования действующих норм.

Говоря о свершении реформы, также необходимо учитывать, что перед законодателем в части дальнейшего совершенствования судебной системы и воплощения идей судебной реформы стоит ряд проблем и дискуссионных вопросов, которые еще предстоит разрешить. Как ответил бывший председатель Высшего арбитражного суда Российской Федерации В.Ф. Яковлев в одном из интервью на вопрос: «Закончилась ли процессуальная реформа? Я думаю, что, в основном, да. Но надо различать реформу и совершенствование. Совершенствование – бесконечный процесс.

Реформа, т.е. крупные, коренные изменения, постоянно проводиться не может. Сплошное реформирование – это безобразие, отсутствие стабильности, что очень плохо для правосудия, для судов. И, следовательно, реформы должны где-то заканчиваться. Так вот, реформа процессуального законодательства в основном завершена, но не полностью. Почему? Я думаю, что не хватает одного очень крупного акта» (Кодекса административного судопроизводства).
Судья Верховного суда Российской Федерации        В. В. Демидов, отвечая на вопрос о том, завершена ли судебная реформа (согласно ФЦП), констатировал: «Федеральная целевая программа сняла остроту многих проблем, связанных, прежде всего, с совершенствованием организационно-правовой и материально-технической базы российского правосудия. И эту работу предстоит продолжать в будущем. Вместе с тем в ходе реализации целевой программы возникли новые задачи, нуждающиеся в неотложном решении». 

Итак, судебная реформа должна продолжаться, пока не будет полностью реализована Концепция судебной реформы 1992 года. По оценке В.Ф. Яковлева «она (судебная реформа) близится к завершению в таких вопросах как судоустройство, судопроизводство, т.е. процессуальные формы. Здесь действительно дело идет к завершению. Но есть еще некоторые направления. По крайней мере, два крупных из них я вижу, которые пока не завершены, и работа должна продолжаться». 
Это, во-первых, правовая помощь населению. Во-вторых, судебная реформа должна продолжаться в плане обеспечения правосудия всем необходимым. 

По оценке В.Ф. Яковлева и других экспертов с воплощением программных положений Федеральной целевой программы развития судебной системы можно было бы говорить о завершении современной судебной реформы в России.
Автор: Е.АЛЕКСЕЕВА, "Спировские известия"
133

Возврат к списку

На решение жилищного вопроса молодых семей Тверской области направят 136 млн рублей
Уже почти два месяца в квартире пятиэтажного дома на улице Коробкова постоянно звучит звонкий детский смех. Иван и Анна Израйлевы и три их прелестные дочки обустраиваются на новом месте. 
13.12.201716:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость