03 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура27.09.2010

Вышневолоцкий след игумена Никона

Информация об игумене подворья Киево-Печерского монастыря в Ленинграде Никоне (Белокобыльском) скудна и противоречива, что объясняется зачастую не только скромностью самого монаха, но и малым количеством источников зачастую противоречащих друг другу.

Годы гонений на Русскую Православную Церковь оставили заметный след в истории Вышневолоцкого района. Закрытие храмов и их разрушение несут яркий отпечаток в памяти старшего поколения. В эти годы мы обрели и своих мучеников за веру: священника Пятницкой церкви г. Вышнего Волочка Владимира Мощанского и настоятеля Успенского храма с. Афимьино игумена Феодосия (Болдырева). В один ряд с этими молитвенниками за наш Вышневолоцкий край можно поставить и человека известного в истории Русской Православной Церкви – игумена подворья Киево-Печерского монастыря в Ленинграде Никона (Белокобыльского).

     Информация о нём скудна и противоречива, что объясняется зачастую не только скромностью самого монаха, но и малым количеством источников зачастую противоречащих друг другу.

     Изданий, посвящённых жизни игумена, всего шесть. Два из них вышли на севере, в Коми, где отбывал ссылку о. Никон, три в Санкт-Петербурге и одно в Москве. Картина жизни игумена из них складывается следующая. Игумен Никон, в миру Никита (по другим источникам Дмитрий) Леонтьевич Белокобыльский родился 18 мая 1878 г. в селе Демино Воронежской губернии. Окончил церковно-приходскую школу.  Пострижен в мантию с именем Никон, рукоположен во иеромонаха, затем возведён в сан архимандрита. В период с 1928 по 1930 г. являлся игуменом подворья Киево-Печерской лавры в Санкт-Петербурге (Ленинграде). В ночь с 22 на 23 августа 1930 г. арестован. Проходил по делу «иосифлян», по другим источникам по делу ленин-градского отделения Истинно Православной Церкви.
 
      «Регистрационное дело прихода архангела Михаила в с. Федово Вышневолоцкого района», хранящееся в фонде Уполномоченного по делам Русской Православной Церкви в Тверском областном архиве, вносит ясность и существенно дополняет эту информацию. К делу приложен интереснейший документ, по которому можно проследить весь монашеский путь игумена Никона – это «Анкета служителя культа». Приведём её полностью: «Белокобыльский Никон Леонтьевич, игумен, 1878 год 28 мая.

Родился в Воронежской области Валуйского уезда Вайделевской (? - неразборчиво) волости село Яропольцы. С 1897 г. в Валуй-ском монастыре Воронежской области. С 1901 г. в Киево-Печерской лавре. 1909 год – рясофор, 1911 год – монашество, 1913 – иеродиаконство, с 1914 года иподиаон при киевских митрополитах Флавиане, Владимире, Антонии до 1920 г. В 1920 году –иеромонах, 1921 год – набедренник, 1922 – наперсный крест, с 1923 года – духовником при Великой церкви. С 1925 года возведён в сан игумена с награждением палицей. На оккупированной территории не находился».

     Интересно упоминание в анкете имени митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), впоследствии принявшего мученический венец от рук безбожников. В 1915 г. Санкт-Петербургский митрополит, из-за разногласий с Императрицей Александрой Фёдоровной – он не одобрял близость к царской семье «старца» Григория Распутина –  был назначен на Киевскую кафедру. Так с судьбой Киевского митрополита оказалась тесно связана судьба иеродиакона Никона.

     Этот же период жизни игумена он сам довольно подробно описал в потрясающем и не имеющем аналогов документе, который коротко и ясно назван «Моя исповедь». Документ интересен не только тем, что проливает свет на судьбу игумена, но и тем, что является свидетельством из первых рук о жизненном и мученическом пути о. Никона.

      «Я сын Николаевского солдата, защитника Севастополя в 1855 г.», – пишет о. Никон в своей «Исповеди». – Призван на 15 лет, а служил 7 лет, ему защитали (здесь и далее текст дан с орфографией источника – Д.И.) за год, он был в осаде. Нас было три сына, 2 женаты, я пожелал уйти в монастырь, не захотел работать помещикам и зажиточным крестьянам. Мать меня отвезла в монастырь в 30 верстах от села, я прожил там 4 года. Во мне оказался хороший тенор. Монастырь был заштатный, а я уже взрослый, денег давали 40 рублей в год на своём иждивении кроме квартиры-стола. И я в 1901 году поехал в Киев, где принят был в певчие при Великой церкви, где получал круглый год 25 рублей в месяц, питание отличное, квартира с отоплением и освящением. Хлеб, квас в неограниченном количестве. С 1901 г. по 14 жил безвыездно, с 1914 выезжал с митрополитом в Санкт-Петербург на зимнюю сессию, а весной к 14 мая приезжал ко дню коронации Николая 2-го и лето жил в Киеве. Митрополит Флавиан в 1915 г. в ноябре месяце умирает. Назначен митрополит Владимир. Меня вызывает в Петроград на подворье митрополит Владимир. Я там с ним живу по 1917 год, по революцию. Она меня застала в Петрограде и которая Октябрьская. Меня вызывает в Киев митрополит Владимир в 1917 г. 23 декабря, живу в Лавре по 23 год».

     После вступления на Киевскую кафедру митрополит Владимир, как первенствующий в Святейшем Синоде, находится в Петрограде. Вместе с ним, как мы видим из свидетельства о. Никона, находится и сам будущий игумен. В 1917 г., после октябрьского переворота в церкви на Украине начинается раскол, часть духовенства, ведомая архиепископом Алексием (Дородницыным), образуют т.н. «всеукраинскую церковную раду» и призывают не пускать митрополита на вручённую ему кафедру.

     Остаётся открытым вопрос, присутствовал ли тогда ещё иеродиакон Никон вместе со своим митрополитом на Всероссийском церковном Соборе в Москве и выборах Патриарха Тихона. Игумен Никон пишет, что Октябрьская революция настигла его в Петрограде, а 23 декабря 1917 г. митрополит Владимир вызвал его в Киевскую лавру, где он стал свидетелем и последующих кровавых событий.

     В январе 1918 г. в Киев пришла Гражданская война, с 15 января большевики начали обстреливать лавру, сильно пострадала Великая лаврская церковь. 23 января большевики овладели лаврой, начались насилия  и варварства в захваченной обители. Так красные матросы надругались над мощами преподобных, покоящихся в лаврских пещерах. Они выбрасывали мощи из гробниц, резали их кинжалами, прокалывали штыками, а затем ставили их на голову…

     В ночь с 25 на 26 января 1918 г. осатаневшие большевики расстреляли владыку Владимира, перед расстрелом его пытали. На его теле были обнаружены многочисленные колотые и резаные раны. Так, священномученик Владимир митрополит Киевский стал одним из первых мучеников церкви Христовой.

     Свидетелем кровавых событий, связанных со смертью митрополита Владимира, стал и его иеродиакон Никон, в своих воспоминаниях он не описывает этот факт. Но в анкете он прописывает своё служение именно при законном митрополите Владимире, а не при самовольно занявшем кафедру Алексие (Доброницыне), тем самым, относя себя к числу сторонников митрополита - мученика. 

     В Киеве рукоположенный в 1920 г. во иеромонаха о. Никон жил до 1923 г. Затем он переезжает в Лениград, где и начинается его мученическая голгофа: «Меня церковный совет города Ленина Киевского подворья приглашают в качестве иеромонаха и живу там по 30 год. 23 августа нас всех живущих на подворье лишают свободы, кроме 3-х и судит нас тройка, меня в концлагерь на 3 года и ещё 7 человек в Соловецкие лагеря, а остальных на вольную ссылку», – пишет игумен Никон в своей исповеди.

     Теперь давайте вернёмся к источникам, касающимся дальнейшей судьбы игумена. 11 декабря того же года приговорён к 3 годам исправительно-трудовых лагерей, по другим источникам – к 3 или 4 годам ссылки на Север. С 1930 по 1933 гг. находился в ссылке в с. Визинга Коми-автономного округа. По одним источникам 11 июня 1932 г. освобождён с ограничением проживания на оставшийся срок.

По другим – в январе (или весной) 1933 г. был арестован в ссылке. 14 октября 1933 г. приговорён к 3 годам лишения свободы по обвинению в «свержении советской власти путём вооружённого восстания». Отбывал наказание в 1933 г. в тюрьме г. Сыктывкара. Согласно третьим источникам проходил по делу «Союза возрождения крестьянства», за что был приговорён к высшей мере наказания – расстрелу. Дальнейшая судьба неизвестна.

     А вот что пишет об этом сам о. Никон: «Я потерял ногу и меня как инвалида выслали на вольную ссылку в Коми-Зыря, где дали ещё срок 3 года, сидел в Устьивольской тюрьме год и 15 дней. Я был болен, выпустили меня из заключения, я попал на комиссию и меня освободили условно-досрочно по инвалидности. Получил также паспорт на 3 месяца в 1934 г. Я вернулся, 2 месяца жил в Новгороде, заслуживал себе годовой паспорт, работал печником при милиции, с сентября уехал в Ленинград. 10 месяцев жил без прописки почти».
     Итак, шесть различных источников, указывают самую противоречивую информацию, и все как один, останавливаются на 1933 г. Больше никакой информации они не приводят. Но в другом солидным издании по истории церкви – книге игумена Дамаскина (Орловского) «Новомученики и исповедники Российские XX столетия» также отыскивается след о. Никона. В жизнеописании священномученика игумена Феодосия (Болдырева), служившего с 1935 по 1937 гг. в с. Афимьино Вышневолоцкого района, содержится информация, способная пролить свет на его дальнейшую судьбу.

     22 декабря 1937 г. помощник уполномоченного Вышневолоцкого управления госбезопасности допрашивал арестованного накануне отца Феодосия. Приведём цитату из протокла допроса: «Когда вы прибыли в Вышневолоцкий район в деревню Афимьино? В деревню Афимьино я прибыл из села Елань-Колено Воронежской области; причиной приезда послужило письмо моего товарища Белокобыльского Никона Леонтьевича, который в то время служил в Пятницкой церкви; последний мне написал о том, чтобы я приезжал, обещая устроить певчим. Где проживает Белокобыльский мне неизвестно».

     Эти сведения дают основание сделать вывод, что следы игумена Никона нужно искать в Вышнем Волочке. О. Феодосий прямо указывает на храм, где служил игумен, – Пятницкая церковь. На весь Вышневолоцкий район такой храм лишь один – храм Преображения Господня на старом кладбище в Вышнем Волочке, иначе называемый Пятницким. Информация же о селе Елань-Колено даёт нам основание думать, что священномученик и игумен Никон были знакомы с детства, т.к. и тот и другой родились в Воронежской губернии, только в соседних уездах Новохорпенском и Валуйском.

(Окончание следует)

Автор: «Земля Вышневолоцкая»
18

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию