22 Августа 2017
$59.14
69.43
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Туризм 27.09.2010

Кто не рискует, тот …уезжает в отпуск

Фотограф: Илья Безручко

Мошенничество в особо крупных размерах появилось и в Твери.

Туристический бизнес в этом году в нашей стране отличился небывалым размахом мошенничества. Ни один месяц не обошелся без громкого скандала, связанного с недобросовестностью турагентств. География повсеместного надувательства широчайшая – от Москвы до Новосибирска. В список таких городов попала и Тверь.

Фирма берет деньги с клиентов, но путевки им не предоставляет – так коротко можно охарактеризовать ситуацию, в которую попали сотни российских путешественников. Но схемы мошенничества во всех случаях разные: иногда фирма оплачивает путевки лишь частично, а иногда и вовсе не имеет договоров с туроператорами; в иных случаях агентство лишь меняет офис и название, а зачастую руководитель совсем исчезает с деньгами, и т.д.

К пирамидам и лететь не надо

В Твери фантазия одной предпринимательницы привела ее к сооружению «финансовой пирамиды». Удачно претворенный в жизнь опыт Сергея Мавроди взяла на вооружение бывшая учительница одной из тверских школ: брала деньги за одни путевки, чтобы оплатить предыдущие. Несколько лет назад она уволилась из школы и занялась турбизнесом. Бывшие коллеги, с которыми нам удалось поговорить, вспоминают, что учительница по мировой художественной культуре всегда была неравнодушна к чужим деньгам. То соберет деньги с родителей на учебники, но не купит их, то возьмется организовать для детей поездку в Анапу и за два дня до отъезда куда-то пропадает и с деньгами, и с путевками. Скандалы с родителями в школе на этой почве возникали постоянно.
В турбизнесе у предприимчивой дамы вначале все шло гладко, и многие тверитяне даже удачно съездили на отдых, воспользовавшись услугами ее фирмы. Но в первой половине этого года пирамида развалилась. Под ее останками оказался погребен не один неудавшийся отпуск.
Александр (он просил не называть свою фамилию) и его коллега решили «сделать свою мечту реальностью» через туристическое агентство «Лайн-экспресс-тур», чей офис располагался в …одном из супермаркетов на проспекте 50 лет Октября. Польстились на то, что агентство предлагало туры по очень низким ценам. Путевки заказали заранее, и августовский вояж оплатили еще перед Новым годом. За три дня до отъезда решили напомнить о себе. Оказалось, что офис закрылся еще в начале года. Объявление гласило: «По всем вопросам обращаться в РОВД». С превеликим трудом им удалось дозвониться до экс-директора. И выяснилось: путевок нет. Турфирме нечем за них заплатить московскому туроператору. Директриса жаловалась, что у нее, мол, украли большие деньги и теперь ей даже придется продавать квартиру, чтобы расплатиться со всеми клиентами.

А клиентов за год накопилось много, и все выслушивали именно такие объяснения.
В их числе была также и Наталья Баранова. Компанией из 12 человек они собирались ехать в Египет. Также оплатили путевку в «Лайн-экспресс- туре» с 10-процентной скидкой. Но о том, что в отеле «Синдбад» им отдыхать не придется, они узнали за 2 часа до отъезда из Твери. Директор лично приехала к клиентам домой и сообщила, что отель туристов из Твери не принимает. Звонок московскому тур-оператору все прояснил: путевки аннулированы в связи с неоплатой.
В таком же положении оказались еще 24 человека из Твери. Общая сумма, заплаченная 36 туристами за путевки, составила более 600 тысяч рублей. Никто им эти деньги не вернул.
Больше всего Наталью поразило то, как прокомментировала ситуацию сама директриса: «Я не ожидала, что эта пирамида так быстро развалится».

А где же дверь?

Жалобы от пострадавших направлены и в прокуратуру, и в отдел по защите прав потребителей Роспотребнадзора. В этом году там рассмотрено всего 7 «туристических» жалоб (видимо, остальные борются в одиночку), и они касаются деятельности не только этого агентства.

Но больше всего возмущены такими обстоятельствами добропорядочные тверские турагентства – это дискредитирует их в глазах потенциальных клиентов. На днях Тверское отделение Российского союза туриндустрии организовало видеоконференцию, в которой приняли участие не только наши турбизнесмены, но и их коллеги из других регионов России, а также представители областного комитета по туризму и РСТ. По мнению участников конференции, такая ситуация не случайна и вполне объяснима. Отмена лицензирования турагентских услуг в 2007 году дала широкий простор для махинаций фирм-однодневок. Турагентом теперь может стать каждый, кто захочет, независимо от наличия опыта, знаний и договоров с туроператорами. Достаточно поставить в закутке какого-нибудь мебельного магазина стул и стол с компьютером... Удивительно, что такой антураж не настораживает самих клиентов. Ведь по сути турфирма имеет немалую наличность, документы и другие вещи, которые необходимо хранить за бронированными дверями. А если хранить нечего, значит, это уже выглядит странно.

Некоторые турфирмы, много лет работающие на этом рынке, вдруг обнаружили, что от их имени действуют какие-то частные лица. Например, «Ника» увидела след своих двойников в одной из школ. Звонок по сотовому телефону, оставленному на рекламном буклете с предложениями «Ники», ситуацию не прояснил. «Конкуренты» предпочли отключиться.

В связи со всем этим встает и вопрос безопасности. Ведь сомнительные турагентства, не имеющие даже офиса, по сведениям участников конференции, активно работают со школами. А педагоги, заказывая одно-двухдневные экскурсии, не особенно вдаются в юридические тонкости: главное, поездка обходится дешевле. И редко кто задумывается, откуда агентство за небольшие деньги возьмет, к примеру, хороший автобус.

Бесплатный сыр бывает только в «дискаунтере»

Распознать аферистов нетрудно, утверждают члены РСТ. Чаще всего неблагонадежными являются так называемые «фирмы-дискаунтеры». Они появились во многих городах в огромном количестве. Это те, кто предлагает туристам подобрать тур в одной компании, а купить у них со скидкой или просто дарит скидку всем клиентам подряд. Халява в 10 – 20%, которую предлагает фирма, – уже тревожный знак, считает руководитель РСТ Валерий Иванов. Это фактически та разница между закупкой тура у тур-оператора и продажей ее клиенту, ради которой, собственно, и работает тур-агент. То есть, делая скидку клиенту в таком размере, фирма остается без зар-платы, не имеет средств на развитие, на поездки в рекламные туры, на благотворительность и т. д. Понятно, что серьезное агентство на это не пойдет. Значит, это всего лишь рекламный трюк. В лучшем случае такая покупка влечет за собой недоплату страховки, задержку в аэропорту, номер более низкого класса. В худшем несостоявшийся турист может не получить ничего – ни тура, ни денег.
Конечно, ни один закон не запрещает продавцу делать скидки, отмечают турбизнесмены. Но все это делается в разумных пределах. Даже в Налоговом кодексе содержится запрет продать товар ниже себестоимости.

У любого уважающего себя тур-агентства, конечно, существует программа лояльности, но скидка предлагается не всем подряд. К примеру, студентам, молодоженам, постоянным клиентам и т.п. И размер этой скидки обычно составляет 2 – 3%, в исключительных случаях поднимаясь до 5%.

Против лома нет приема?

Президента Российского союза тур-индустрии Сергея Шпилько, который находился на видеосвязи во время конференции, ситуация на тверском туристическом рынке не удивила (подобные жалобы идут со всех концов страны). И урегулировать ее с точки зрения закона очень сложно. Государственный контроль на турагентском рынке отсутствует полностью. Фирмы открываются «под сезон», достаточно лишь за 10 тысяч рублей (минимальный размер уставного капитала) зарегистрироваться как юридическое лицо. В случае возникновения проблем они столь же легко закрываются, не выплатив иногда и миллионных долгов. Призвать мошенников к ответственности, как правило, не удается. Статья 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) в этих ситуациях практически не применяется. Суд может вынести такой приговор только в случае доказанного умысла. Но поскольку деятельность турагентства относится к коммерческим рискам, экс-директор всегда может сказать – умысла не было, просто бизнес «не пошел».

Сергей Шпилько считает, что ошибкой стала отмена лицензирования: «Существовавшая в то время система была, конечно, недостаточно эффективна, но ее нужно было совершенствовать, а не отменять». Сейчас стоит хотя бы рассмотреть вопрос о введении обязательного минимального размера уставного капитала для турагентств и запретить доступ на рынок предпринимателям, не лучшим образом зарекомендовавшим себя в этом бизнесе.

РСТ предпринимает немалые усилия, чтобы агентский рынок мог саморегулироваться.
Региональные отделения сами стараются противостоять негативным процессам разными методами. Выступить с предложением к правительству о введении лицензирования – не единственное, что намерены предпринять тверские турбизнесмены. Они считают, что необходимо дать достоверную информацию потребителям. Это лучший способ удержать их от неоправданного риска. Совместно с областным комитетом по туризму тверской РСТ принял решение учредить в Твери День потребителя турпродукта, чтобы иметь возможность пообщаться с потенциальными туристами и рассказать им правду.

Автор: Юлия КРУТОВА
124

Возврат к списку

В Тверской области прошел форум сельской молодежи ЦФО
Сегодня население небольшого поселка Мирный под Торжком на один день увеличилось на 151 человека. Именно столько начинающих врачей и учителей, выбравших работу в деревнях и весях, собралось здесь на форум сельской молодежи Центрального федерального округа. 
18.08.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость