26 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура16.09.2010

Об истоках народного творчества в Молоковском районе

Как важно сохранить то, что осталось в нашей современной жизни, расширяя наши представления о мире, обогащая сердце и душу. Хотелось бы привлечь внимание к этой благодатной теме и рассказать об истоках народного творчества в Молоковском районе и о тех людях, которые бережно сохраняют эти традиции.

Верность традициям! Она проявляется во многих сторонах нашей жизни. Как важно сохранить то, что осталось в нашей современной жизни, расширяя наши представления о мире, обогащая сердце и душу. Хотелось бы привлечь внимание к этой благодатной теме и рассказать об истоках народного творчества в Молоковском районе и о тех людях, которые бережно сохраняют эти традиции.
 
О НАРОДНОМ КОСТЮМЕ МОЛОКОВСКОГО РАЙОНА

Сразу хотелось бы отметить, что характерной особенностью народного искусства Молоковского района является многообразие архаических форм и отсутствие единого художественного типа. Замкнутость и территориальная обособленность многих селений с укоренившимся здесь патриархальным укладом жизни, с исконными обрядами и поверьями, связанными с древнеславянскими верованиями, обусловили исключительную устойчивость наиболее архаических черт, восходящих к глубокой старине.

В старинном народном костюме Молоковского края причудливо соединились узорное ткачество, вышивка и ручное кружево. По данным этнографистов-исследователей, в Молоковском районе носили косоклинные и распашные сарафаны. Свадебными и праздничными считались «разливные ферязи», «Кумаки» из красного ситца. В повседневной жизни носились так называемые «Кубовые» сарафаны из синей крашенины и специальные «Кручинные», которые не украшались вообще.

БЕЗ ПОЯСА – НИКУДА

Пояса в старину считались обязательным атрибутом не только мужской, но и женской одежды. Сарафан должен был быть обязательно подпоясанным, если не сверху, то поясок надевался на нижнюю рубаху. Пояса плели из цветных шерстяных или шёлковых ниток и называли «Косичка». Они имели обрядовое значение, считались оберегами от сглаза и порчи. К свадьбе их готовили от 20 до 60 штук. Особый, сплетённый собственными руками пояс невеста дарила жениху при помолвке, накануне свадьбы жениху посылался особый длинный пояс с кисточками.

Поясами украшались дуги свадебного «поезда», их подвешивали на кнутовище и дарили по дороге к венцу, когда «сани не шли». В церкви ими связывались две иконки, а при выходе сваха дарила их дружкам и во время свадьбы родственникам жениха.

Немаловажным элементом женской одежды являлись передники. Они особенно искусно и празднично украшались вышивкой, тесьмой, кружевом и одевались поверх сарафана. Назывались они «занавесками», делались в основном из холста, вышивались так называемой строчкой.

Обязательным элементом был и головной убор, ходить простоволосыми могли только дети и молодые девушки, да и то девичьими головными убором считалась повязка, расшитая разноцветными нитками, бисером, жемчугом – смотря по желанию и благосостоянию её владелицы.

Женским головным убором считался кокошник. Праздничный делался из выбойки, шёлка с позументами, расшивался золотом и блестками, встречались даже с вызолоченными рогами, что символизировало благоденствие и расцвет женщины.

Повседневным головным убором была так называемая сорока-убор из ткани на подкладке с волосником из холстины, но и такой убор мог быть красиво и празднично украшен – всё зависело от вкуса и умения мастерицы.
Многие женщины согласятся со мной, что в старину каждая могла быть индивидуальной и неповторимой, ведь двух одинаковых костюмов быть не могло. Глядя на женский наряд, раньше судили об умении хозяйки в навыках шитья и рукоделия, а значит и о трудовых и умственных способностях.

СЛОВО О ПЛАТКАХ

Ведя разговор о русском народном костюме, нельзя не затронуть такой любимый и необходимый элемент, как платок. Платки были популярны во все времена, пользуются большим спросом они и в наше время. В гардеробе каждой женщины всегда найдется два-три платка или шарфа на все случаи жизни, а уж в старые времена одних разновидностей названий и применений было около двадцати. Одни предназначались для дома, другие для праздника, третьи надевались только на сенокос - всего не перечесть. Этой теме можно посвятить отдельный рассказ, в рамках же нашего повествования ограничимся тем, что в Молоковском районе были популярны платки из тонкого кашемира «Шленские» и из цветного переливчатого шёлка «Разливные».

С платком было связано множество примет и своих правил. Во время сватовства не покрывались полосатыми платками, «чтобы не было много дорог» и канители. При согласии на брак невеста давала жениху в залог платок. Накануне свадьбы она шла в баню, покрытая платком, чтобы никто не видел её лица. Перед отъездом к венцу сватья брала платок, смоченный слезами невесты, и кидала его через голову на первом перекрёстке. Во время венчания для жениха и невесты перед аналоем расстилали платок. На свадьбе платки в числе других подарков преподносились родне жениха. Вышитый платочек могла дарить девушка парню, в знак своей любви и доверия. Особыми обережными узорами расшивался платок своим близким в дальнюю дорогу для защиты и памяти о доме.

О ТКАЧЕСТВЕ И ВЫШИВКЕ

Нельзя обойти вниманием и такой вид народного искусства, как ткачество. В Молокове особо популярной была так называемая бранная техника тканья, которая называлась «бранина» или «бранцы». Большой материал по видам местного ткачества и вышивки собран в школьном музее п. Молоково под руководством Егоренковой Л. А. В музее мы можем увидеть старинную карельскую сороку, всю расшитую блестками, удивительной красоты узоры, связанные крючком, старинные элементы ткачества, характерные для Молоковского края и многое другое. Именно там были собраны и сохранены такие древние сюжеты вышивок, которыми заинтересовались специалисты из Тверского краеведческого объединённого музея.

Особое внимание хотелось бы уделить вышивке, ведь не случайно на протяжении многих веков именно она служит органичной составной частью одежды, является надежным связующим звеном между традиционными мотивами и сложившимися сюжетами в орнаменте и новыми веяниями времени, помогает нам проследить любимые узоры той или иной местности, демонстрирует вкусовые пристрастия каждой мастерицы. Одна любит вышивать яркие цветы и травы, добавляя в вышивки местный колорит, другая увлекается старинными обрядовыми мотивами, третьей по душе вышивание огненных петухов и других многоцветных птиц, четвёртая плетёт свои узоры крючком и они напоминают необыкновенно тонкие и замысловатые морозные разводы на окнах. Безграничны вариации на тему «Красота в нашей жизни» в творчестве молоковских мастериц. Нам остается только восхищаться их умению создавать прекрасные образцы творчества своими руками, учиться их тонкому виденью прекрасного во всем, любви к своей природе и умению подмечать красоту в незаметных на первый взгляд вещах.

В вышивках мастериц Молоковского района нашли отражение сюжеты и приемы, характерные для Бежецкого и Весьегонского районов – это древние традиционные узоры новгородского края, включающие некоторые черты, свойственные искусству карел, давно обитавших в этих краях. Это и различные геометрические и растительные мотивы, всевозможные сюжетные вышивки-фигуры коней по сторонам ладьи, двуглавая пава рядом с деревом жизни и женские фигуры со всадниками или с ветками в поднятых руках.

Автор: Г. КАЛИНА
13

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Без грусти и печали встречает Великий пост православная Тверь
О Прощеном воскресении наслышаны и те, кто никогда не ходит в церковь. Уж очень красив обычай в этот день не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и прощать всех обидевших нас, даже если они об этом не просят, и молиться за них.
26.02.201717:28
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию