10 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 13.09.2010

Полетная душа

Фотограф: АРХИВ ЕЛЕНЫ ЛЕБЕДЕВОЙ

В Твери никогда не было профессионального театра оперы и балета. И тем не менее именно здесь родились многие выдающиеся артисты балета, хореографы и педагоги. Среди них Евгения Карапетовна Фарманянц – заслуженная артистка РСФСР, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, заведующая кафедрой народно-сценического и бытового танца Московской Государственной академии хореографии

Она родилась в  городе Бежецке, где жила семья ее бабушки Елены Михайловны. Семья была состоятельной. 

В доме было хорошее пианино, и  дочь Екатерину  обучали музыке. Уроки игры на инструменте ей давал Василий Васильевич Андреев – будущий создатель Великорусского оркестра русских народных инструментов.

Сама Катя хотела заниматься балетом, и Андреев возил ее в Санкт-Петербург, показывал педагогам. Но семья была против такой карьеры. И тогда Катя поступила на фортепианное отделение Московской консерватории. Комнату она снимала на Арбате. В том же доме, что и она, жил  ее будущий муж – тоже студент, Карапет  Фарманянц. По окончании учебы молодая семья возвратилась в Бежецк.  В сентябре 1920 года у них родилась дочь Евгения, а через год  – сын Георгий.

В 1924 году на спичечной фабрике Бежецка случился страшный пожар. В городе сгорело много домов, в том числе и тот, где жила молодая семья. Пытались спасти от огня самое дорогое – пианино, которое спускали на веревках со второго этажа горящего дома.

После пожара они покинули Бежецк и обосновались в Москве. Мечта Екатерины Васильевны о балете начала воплощаться в судьбе ее детей. В 1928 году родители привели маленькую Женю в хореографическую школу при Большом театре. Сразу туда не принимали – нужно было некоторое время заниматься на подготовительных курсах, где педагоги внимательно изучали способности детей, их физические возможности.

Жизнь учащихся хореографической школы была очень насыщенной. Кроме специальных предметов изучались все общеобразовательные, а также музыка, живопись и многие другие. В старших классах их включали в спектакли Большого театра, как балетные, так и оперные. Но Женя вышла на прославленную сцену совсем маленькой девочкой – в том же 1928 году. В балете Глиэра «Красный мак» она исполняла эпизодическую роль Маленького кули – держала и подавала Екатерине Васильевне Гельцер, танцевавшей Тао Хоа, красный цветок.

С огромной теплотой вспоминает Евгения Карапетовна своих учителей: «Когда нас взяла на свой курс Елизавета Павловна Герд, мы словно попали в атмосферу Версаля. Герд была великолепным, высоко эрудированным педагогом, владела несколькими языками, блестяще знала музыку и живопись. Помимо профессиональных знаний, она привила нам любовь к музыке. Герд придавала большое значение рукам, у нее была своя методика «воспитания» рук танцовщиц.

Среди педагогов-мужчин мне хотелось бы особенно выделить Виктора Александровича Семенова и Петра Андреевича Гусева, которые ворвались в нашу школу как сильный, свежий ветер».  Окончив училище и танцуя в театре Евгения начинает сама преподавать.

Первый выпуск Евгении Карапетовны состоялся накануне начала Великой Отечественной войны. Среди тех ее выпускников были будущие солисты Большого театра, Ленинград-ского театра оперы и балета им. Кирова, Ансамбля народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева.

Война застала учеников школы в подмосковном пионерском лагере «Поленово». Детей решили вывезти в Васильсурск, небольшой городок, расположенный на слиянии Волги и Суры. Большой театр эвакуировался в Куйбышев. Вместе с основной труппой  туда уехала и Евгения Карапетовна. Но она пробыла там недолго, вскоре заболела. Пришлось возвращаться в Москву. Через некоторое время после восстановления она вновь выходит на сцену. Михаил Маркович Габович создал коллектив из артистов, оставшихся в Москве. Так как в здание Большого театра попала бомба, спектакли ставили на сцене филиала (ныне это театр оперетты). В 1943 году в Москву возвратился основной состав артистов, и труппы слились. Спектакли шли теперь на двух сценах.

В 1942 году был объявлен прием в хореографическое училище. Занятия начались по полной программе. Евгения Карапетовна возвращается к педагогической работе.

На сцене Большого театра Фарманянц была до 1959 года. Она танцевала Лизу в «Тщетной предосторожности», Коломбину в «Медном всаднике», Жуаниту в «Дон Кихоте» и Китайскую куклу в «Щелкунчике», Чагу в «Половецких плясках». Ее танцевальную манеру отличал сценический темперамент, полное погружение в сам процесс танца. В одном из интервью Евгения Карапетовна очень образно говорит об этом: «Я словно ныряла в море танца и купалась в атмосфере сцены и спектакля».

Она вспоминает: «Мне довелось работать почти со всеми выдающимися хореографами того времени. Каждый из них – это своеобразная эпоха в постановках Большого театра. Ростислав Владимирович Захаров руководствовался принципом «танцев в образе». Основным средством выразительности он считал пантомиму и танец, пронизанные актерской игрой. Очень интересной для меня была работа с Касьяном Ярославовичем Голейзовским. Это был хореограф-экспериментатор, который привнес в балет искания драматической режиссуры.

В постановке Василия Ивановича Вайонена я танцевала Овернский танец в балете «Пламя Парижа», Тарантеллу в «Мирандолине», Курдский танец в «Гаяне». Причем в постановке этого балета я участвовала еще и как балетмейстер. Работа была трудной и долгой (почти 4 года). Вспоминаются обсуждения сценария, музыки, художественного оформления спектакля вместе с Василием Ивановичем, Арамом Ильичем Хачатуряном и художником Вадимом Федоровичем Рындиным.

Еще один балетмейстер, с которым мне довелось работать, – Леонид Михайлович Лавровский. В его постановке я исполняла характерные танцы в балете «Раймонда», в «Ромео и Джульетте».

Творческая дружба связывала нас и с художниками, и с дирижерами оркестра: Юрием Федоровичем Файером, Александром Шамильевичем Мелик-Пашаевым, Кириллом Петровичем Кондрашиным. Я хорошо знала и Евгения Светланова, работала с выдающимися театральными режиссерами Юрием Завадским, Евгением Симоновым, Борисом Равенских.

Еще в 1938 году я была принята в Союз театральных деятелей. При Доме актера ВТО существовала «Секция молодежи». Это был своеобразный клуб.  На наши заседания собирались не только артисты московских театров. Приезжали гости из Ленинграда и из других городов. На заседаниях клуба выступали молодые исполнители со своими новыми работами. Например, Евгений Светланов исполнял там «Испанскую сюиту», Олег Ефремов представлял экспозиции новых постановок. Кроме серьезных показов мы устраивали различные театрализованные праздники с сюрпризами. Порою наши заседания затягивались до глубокой ночи.

Вообще вся моя жизнь была чрезвычайно наполненной не только профессиональной работой, но и общественной деятельностью. Я много работала в комсомольских организациях, курировала хореографическую самодеятельность Москвы. Кроме того, приходилось часто выезжать на гастроли. Я объездила весь Советский Союз, много выезжала за рубеж.

После того, как закончила танцевать в театре, педагогическая работа стала для меня основной. Методическая и практическая помощь оказывалась хореографическим училищам Тбилиси, Еревана, Кишинева. А в Москве я ставила танцы для больших концертов и спектаклей в Большом театре и его филиале, в концертном зале им. П.И. Чайковского. В Канаде вела семинары в хореографическом училище, преподавала в Германии, в Китае, Монголии, Корее. Но больше всего мне пришлось работать в Японии, в Токио, где был открыт филиал Московской академии танца».

В 1991 году Евгении Карапетовне было присвоено звание доцента, а в 1995-м – профессора. В 2001 году она стала лауреатом премии «Душа танца» в номинации «Учитель», которую присуждает журнал «Балет».

Через ее классы прошли многие знаменитые балерины и танцовщики – более 150 человек. Среди них классические – Михаил Лавровский, Маргарита Дроздова, Нина Ананиашвили, Илзе и Андрис Лиепа, Николай и Анатолий Симачевы, Александр Петухов. Солистка Большого театра, ученица Евгении Карапетовны Юлиана Малхасянц в одном из своих интервью сказала: «Я благодарна судьбе за то, что она подарила мне встречу с этим блистательным педагогом. Евгения Карапетовна – профессионал высочайшей пробы».  Под этими словами готовы подписаться все ее ученики.
Педагогический стаж Евгении Карапетовны – более 70 лет. И она по-прежнему продолжает  работать.

Автор: Елена ЛЕБЕДЕВА, преподаватель училища культуры им. Н. Львова
146

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию