23 Января 2017
$59.67
63.73
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Политика08.09.2010

Андрей КОМЯГИН: Социализма больше не будет

Корни проблемы долгов МУПов по зарплате нередко кроются в консерватизме и инертности местных властей

Пребываем ли мы по сию пору в финансово-экономическом кризисе, либо он уже позади, а сегодняшние трудности реального сектора – это его отдаленное эхо? Задав этот вопрос работникам тех предприятий, где накопились многомесячные и многотысячные, а то и миллионные долги по зарплате персоналу, вы рискуете нарваться на очень выразительный ответ. Ведь для этих людей, что бы ни говорили кабинетные экономисты, кризис – в самом разгаре. Впрочем, только ли кризис виноват в их проблемах? И что надо сделать и уже делается для снятия этих проблем? Спросим у заместителя губернатора области Андрея КОМЯГИНА.

Андрей Анатольевич, как известно, ситуация с задолженностью по заработной плате в области находится на постоянном контроле у региональной власти…

– И не только у региональной. Есть два показателя – уровень безработицы в регионе и уровень задолженности по заработной плате работникам местных предприятий, по которым руководители субъектов Федерации регулярно отчитываются президенту. И во время недавнего визита в нашу область премьер-министра Владимира Путина в ходе его совещания с глазу на глаз с губернатором Дмитрием Зелениным поднимались в том числе и эти вопросы. Если говорить о безработице, то за последние месяцы она у нас, слава богу, ощутимо снижается, соответственно заметно спала напряженность на рынке труда. Что касается долгов по зарплате работникам предприятий области, то здесь за последние полгода мы практически вышли на докризисные показатели, колеблющиеся от 11 миллионов рублей, как, например, было на 1 июня, до 18 миллионов в середине августа. Но даже с этой цифрой мы в соответствующем рейтинге регионов ЦФО оказались на третьей позиции. Меньше нашего работникам своих предприятий задолжали только в Тамбовской и Владимирской областях. В лидерах же – точнее, в антилидерах – Ярославская область, где сумма задолженности составляла 191 миллион рублей.

Да, на этом фоне мы действительно выглядим благополучными. Ну, или почти благополучными. Кстати, как проверяется достоверность этих цифр?

– Мы в них уверены. Да, прежде, когда мы вели мониторинг ситуации с долгами на 1-е число каждого месяца, иные руководители предприятий приспособились: не показывали долги на эту дату, а потом в течение месяца их копили. Кризис заставил нас перейти на подекадный мониторинг задолженности по заработной плате по организациям всех форм собственности. Его результаты представляются губернатору. Одновременно эта информация направляется в отраслевые исполнительные органы государственной власти Тверской области для принятия комплексных мер по погашению задолженности.

И все же, чего больше в нынешних стабилизировавшихся показателях долгов по зарплате – влияния фактора оживления промышленности или эффективности примененного административного ресурса?

– Сказывается и то, и другое. Если еще год назад, как помните, проблемы со своевременной выплатой зарплаты работникам из-за трудностей со сбытом продукции испытывал целый ряд наших крупных машиностроительных компаний, теперь там ситуация нормализовалась. На «Элторе» сейчас – только текущая задолженность, снята проблема у ржев­ских предприятий «Электромеханика» и «Ржевмаш», погасил долги трубный завод в Твери. В должниках по зарплате также числится ряд сельхозпредприятий. Сейчас не за горами уборочная страда, а где-то она уже и началась, и, думается, когда они получат урожай, у них ситуация выправится. Большую же часть перечня должников по зарплате на сегодняшний день составляют не работающие предприятия, а компании-банкроты, прекратившие хозяйственную деятельность. Это, например, ОАО «Оленинский ЛПХ», ООО «Деревообработчик» из Западнодвин­ского района. Они находятся на разных стадиях процесса банкротства, и одна и та же сумма их задолженностей может фигурировать в нашей отчетности из месяца в месяц, поскольку погашение долгов банкрота – процесс затяжной. И на него мы, по большому счету, повлиять не можем.

Ну не скажите! Ведь уже несколько лет как при администрации области действует координационный совет по антикризисному (арбитражному) управлению, который вы возглавляете. А ведь он для того и создавался, чтобы не пускать процессы банкротства местных компаний на самотек.

– Здесь необходимо уточнить: этот совет и в целом структуры исполнительной власти области по закону не могут вмешиваться в хозяйственную деятельность арбитражных управляющих. Но вместе с тем мы, конечно, не должны оставаться в стороне от того, что происходит на нашей территории. Особенно когда возникают ситуации, провоцирующие социальную напряженность, ведущие к проблемам по уплате налогов и выплатам зарплаты. А такие ситуации могут возникнуть при банкротстве достаточно крупных по местным меркам предприятий, особенно градо- или поселкообразующих. Поэтому мы, что называется, и здесь держим руку на пульсе, в ряде случаев заслушиваем на заседаниях совета конкурсных управляющих таких предприятий. Кстати, наш совет на треть состоит из их коллег – представителей СРО арбитражных управляющих, ведущих в нашем регионе специалистов в этой сфере. Они могут дать вполне профессиональную оценку работы конкурсного управляющего на конкретном предприятии, вовремя обнаружить в ней, к примеру, рискованные с точки зрения закона действия, подсказать оптимальные решения в рамках законодательства.

Однако вернемся к тем мерам, что применяются для того, чтобы заставить руководство действующих предприятий добросовестно относиться к обязанности вовремя платить зарплату персоналу. В числе этих мер есть такая жесткая, как дисквалификация директора на несколько лет, в течение которой ему запрещено возглавлять предприятия и организации. И, как известно, в нашей области есть несколько прецедентов ее применения…

– Да, в нескольких случаях пришлось пойти на эту действительно крайнюю меру. Таким образом своих должностей лишились руководители ОАО «Элтор», Тверского трубного завода, западнодвинского ОАО «Деревообработчик». Но в большинстве случаев бывает достаточно других, не столь кардинальных, мер воздействия. На заседаниях комиссии по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, а также координационного совета по антикризисному управлению при администрации области в 2009 году заслушаны руководители и конкурсные управляющие 21-й организации области. В ряде случаев разговор, начатый на комиссии, продолжился на заслушивании у губернатора. К особо злостным принимались меры прокурорского реагирования – заслушивания в прокуратуре, внесение предостережений и представлений, исковые заявления и штрафы. В результате проделанной работы задолженность по заработной плате в области, начиная с июня 2009 года, удалось снизить в 7 раз.

Что же касается дисквалификации руководителя предприятия… Знаете, я не уверен, что эта мера во всех даже самых проблемных случаях является стопроцентно полезной. Ведь если директор – не совладелец компании и даже не обладатель значительного пакета акций, он в заметной степени ограничен в своих действиях и важнейших управленческих решениях, в том числе связанных, например, с привлечением кредитов и инвестиций. В рамках своих полномочий он чаще всего делает все, как надо, но рамки, бывает, слишком узкие. В такой ситуации отстранение умелого менеджера только осложнит дело на предприятии – не находится ему адекватной замены, способной вытащить компанию из кризиса. И в ряде случаев, по-хорошему, спрос должен быть не с наемного управленца, а с владельцев компании. К сожалению, в нашем законодательстве на сей счет имеется явный пробел, не позволяющий привлечь их к ответственности. Сейчас уже на федеральном уровне поднимается вопрос о ликвидации этого нормативного пробела.

– Андрей Анатольевич, а как быть, если владелец предприятия-должника – муниципалитет? Вот сегодняшний список должников по зарплате в области более чем на треть состоит из МУПов.

– Это действительно так. И это нас очень беспокоит. Конечно, это сфера ответственности глав муниципальных образований, но, понятное дело, региональная власть не может оставаться безучастной к тому, что происходит на местах. Мы плотно и системно работаем с главами районов, с федеральными структурами по погашению задолженностей по зарплате. В последний месяц появилась очень тревожная информация о задолженностях государственных предприятий, финансируемых из федерального бюджета.

В Торжокском районе это ОПХ ВНИИЛ Россельхозакадемии с долгами своим сотрудникам в миллион четыреста рублей, это  ФГУП «Торжокская семстанция», где долги по зарплате превышают полмиллиона рублей, ГУП «Центрводхоз», что в Конаковском районе, накопил 770 тысяч рублей долга… Долги по ГУПам в общей сложности подбираются к трем миллионам рублей. Надо выходить на федеральные структуры, добиваться, чтобы они вовремя финансировали свои предприятия.

– Обращает на себя внимание тот факт, что большинство  МУПов-должников представляют сферу ЖКХ. Очень непростую сферу. И в этом контексте долги таких МУПов по зарплате – это в первую очередь следствие болезней отрасли? Или дело в неэффективном муниципальном менеджменте? Насколько, по-вашему, целесообразно удерживать эти компании в форме муниципальных унитарных предприятий? Ведь, с одной стороны, конечно, понятно стремление местных властей не упустить ситуацию в «коммуналке» из-под контроля. Но с другой стороны, МУП как форма собственности вряд ли оптимальна для успешного хозяйствования, не дает свободы маневра…

– Это сложный вопрос. Ведь в одних муниципальных образованиях и МУПы хорошо работают, а в других и коммерческие предприятия неэффективны. Здесь очень много зависит от руководства муниципальным образованием, от главы администрации района. Один из самых проблемных муниципалитетов в этом плане – Осташков. Из года в год он в октябре оказывается на грани чрезвычайной ситуации. Сложности эти обусловлены тем, что там в течение 10 лет предыдущим руководством района не пересматривались тарифы и нормативы потребления тепла. И тогдашняя «игра в политику» до сих пор аукается территории. Сейчас туда пришел газ, половина города газифицирована, наводится порядок в системе ЖКХ. Администрация области каждый год уделяет этому муниципальному образованию повышенное внимание. И в этом году там ожидаем сложную ситуацию, как и еще в ряде районов: Кимрском, Ржевском, Торжокском. Здесь необходимо снижать себестоимость работ предприятий ЖКХ. Именно теплоснабжающие организации сейчас – основные должники по зарплате.

– И это при том что жители области в основном исправно платят за тепло.

– Да, население у нас сравнительно дисциплинированное во всех муниципалитетах. Проблемы в основном создают предприятия-потребители, которые, уходя в банкротство, бросают долги. Вот это бич. В результате теплоснабжающие организации не добирают средств, необходимых для оплаты газопоставок и другого энергосырья. Еще одна составляющая проблемы – руководство ряда муниципалитетов чрезмерно увлекается популизмом, устанавливая нормативы потребления тепла. Ведь область устанавливает только предельный их уровень, а нормативы для конкретных территорий – прерогатива местных властей. И те в ряде случаев их занижают. А в результате действия таких экономически не обоснованных нормативов получается, что нечем платить за потребленные энергоресурсы.

– А если, выведя за скобки политику, вернуться к вопросу о качестве муниципального управления: что же на самом деле мешает местным властям эффективно управлять теми же МУПами? Нехватка знаний? Инертность?

– Здесь тоже несколько уровней проблемы – и в том числе компетентности муниципальных управленцев. К настоящему моменту в большинстве муниципальных образований области изменили уставы таким образом, что кроме главы городов и районов там появились наемные сити-менеджеры, главы администраций. Эта схема управления территорией представляется наиболее эффективной. Ведь управлять городским хозяйством очень непросто: здесь и ЖКХ, и транспорт, и социальная сфера. Нужны опыт, знания, управленческие навыки.

Практика выявила еще одну проблему: в нашей нормативной базе очень слабо прописана процедура передачи дел при смене глав муниципалитетов. Если прежде все сдавалось по актам, с инвентаризацией, то теперь новый глава в ряде случаев заступает на хозяйство, что называется, с чистого листа. И многие главы начинают с организации аудита деятельности предшественника, теряют массу времени и сил на разгребание оставленных там завалов… Задача региональной исполнительной власти в этом смысле – создать алгоритм передачи дел при смене руководства в муниципалитетах.

Что же касается эффективности муниципального менеджмента… Еше раз подчеркну: ситуация с долгами предприятий на местах по зарплате персоналу находится под личным контролем губернатора. В этом смысле спрос с глав муниципальных образований, не справляющихся с задачей обеспечения прав жителей своих территорий, будет самым жестким. Ведь на самом деле в области есть опыт успешного муниципального хозяйствования: во многих районах коммунальные МУПы включили в план приватизации, сдали в аренду. И это реально работает. Только здесь нужно понимать: если уж отдавать МУП в аренду, то только в долговременную, чтобы арендатор почувствовал себя хозяином, заинтересованным вкладываться в развитие предприятия, а не временщиком, за год выжимающим из арендуемых ресурсов все соки, а там – трава не расти. Так что задача муниципальных властей в данном случае – найти таких эффективных хозяйственников, которым можно было бы доверить задачу обеспечения территории теплом и электричеством. И уж никак не самим заниматься этими не свойственными им функциями. Им надо наконец осознать, что социализма больше не будет. И надо учиться соответствующим – рыночным – методам управления. Доверять профессионалам, обеспечивая при этом надлежащий контроль.


Автор: Беседовала Светлана БАКАРДЖИЕВА
37

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери чествовали журналистов, операторов и фотокоров
В киноконцертном зале «Панорама» бизнес-центра «Тверь» прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню российской прессы. Его главными героями стали наши коллеги, сотрудники редакций региональных и районных газет, телерадиокомпаний и сетевых изданий.
20.01.201721:46
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию