30 Марта 2017
$57.02
61.53
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Политика03.09.2010

Дмитрий Зеленин: Школа – это очень личное

Фотограф: Константин Бежецкий

Быть личностью – значит постоянно учиться.

– Дмитрий Вадимович! Во вторник вы приняли участие в заседании Госсовета, которое было посвящено проблемам профессионального образования. Каков итог заседания? И как прозвучавшие на нем предложения скажутся на состоянии профобразования в нашей области?
– Речь шла о перекосах в организации профессионального образования – начального и высшего. Слишком мало внимания уделяется обучению  рабочим профессиям, в то же время до 50 процентов выпускников высших учебных заведений не могут устроиться по специальности. Президент Дмитрий Медведев привел пример, как во время своего посещения одного из профтехучилищ встретил человека, получившего диплом о высшем образовании и теперь осваивающего профессию, которая позволит ему содержать семью: ведь сейчас квалифицированный рабочий зачастую зарабатывает в разы больше выпускника вуза. 
Профессиональные училища нашего региона участвуют в федеральных программах и  конкурсах, уже четыре из них  – два тверских и два в области – выиграли гранты, которые позволили модернизировать эти учебные заведения, вывести их на современный уровень во всех смыслах – от учебной и производственной базы до качества подготовки по профильным специальностям. Естественно, с нашей помощью, ведь гранты выделяются только на условии паритетного софинансирования из областного бюджета.  После заседания Госсовета внимание к проблеме обязательно усилится. У наших училищ появится больше  возможностей для модернизации. И мы в бюджет региона будем тоже закладывать больше средств на эти цели.
Шла речь и о стандартах профессионального образования, о том, чтобы сбалансировать выпуск специалистов с потребностями экономики. Здесь не обойтись без помощи бизнеса. Становится все больше примеров, когда подготовка будущих специалистов ведется под заказ конкретных предприятий. Но окончательное решение о том, по каким профессиям  следует  готовить в училищах и в каком количестве, должно оставаться за региональной властью, потому что она имеет  полную картину потребностей территории в профессиональных кадрах, видит и во многом формирует  тенденции развития экономики.

– Главное событие недели, конечно, – Первое сентября, День знаний. Ваши впечатления об этом событии?
– Личное впечатление: я успел проводить в школу обеих дочек и сына и побывать  на линейках – к счастью, они были в разное время. Второй сын пока что только собирается в подготовительный класс.  А потом еще и порадовался вместе с  учениками, родителями и учителями тверской 11-й школы, которая открылась после капитального ремонта. Школа действительно пережила второе рождение. Теперь она отвечает всем современным требованиям. Прекрасный стадион, игровая площадка, столовая, замечательно оборудованные классы – все, вплоть до туалетов, выполнено на самом современном уровне и качественно. Строители достойны похвалы.  

– Понимаю ваше удовлетворение, ведь это было ваше обещание – сдать школу именно в этом году. И приятно, что обещание выполнено. А как прошел летний сезон подготовки школ к учебному году в целом по области?
– На мой взгляд, вполне удовлетворительно. В этом заслуга  муниципальных властей – они теперь несут все расходы по обеспечению нормального учебного процесса в школах и напрямую заинтересованы в оптимальном расходовании бюджетных средств. Ведь понятно: если плохо подготовишь школьное здание, зимой это аукнется дополнительными расходами за обеспечение теплом, электричеством, на проведение сантехнических работ и тому подобное. Последние лет пять эта заинтересованность видна очень хорошо. Поэтому школы были подготовлены к  Первому сентября вовремя. 
Конечно, до 50 процентов расходов на подготовку школ к работе принял по традиции областной бюджет. Администрация области постоянно контролирует состояние школ, фактически приняла на себя заботы по обеспечению противопожарных мероприятий, закупку оборудования и другие расходы. Кстати, пожарной безопасности школьных зданий, оборудованию их системой сигнализации сейчас уделяется особо пристальное внимание. 
В этом году активно идет также установление оград вокруг школ. Надо бы этим было заняться раньше, но хорошо, что сейчас эта работа ведется повсеместно.  

– Тем не менее, я прочел в нашей газете, что в реконструированной 11-й школе набран всего один первый класс. Неужели  родители не хотят, чтобы их дети занимались в современном, можно сказать, комфортабельном учебном заведении? 
– Конечно, хотят. Но сработало недоверие: вдруг не успеют сдать к началу учебного года? Успели. Поэтому уверен: на будущий год желающих, чтобы их дети учились в этой школе, будет много.

– Да, тем более сейчас ученик городской школы,  в отличие от сельского сверстника не «привязан» к ближайшей школе и есть право выбора. Вот только как выбрать? Поможет в этом родителям тот электронный рейтинг, который планируется создать у нас в области?
– Не люблю слова «рейтинг». Речь идет об информации: сколько в школе мест, как она оборудована, какие имеет достижения, награды. Именно такие сведения и будут размещены на специальном сайте. Для школ информация на сайте, конечно, будет делом престижа, возможностью показать себя, свои достижения и возможности. А решать родителям. И мой совет, как любого родителя: пользуйтесь мнением других людей. Слухом земля полнится. И потом, на мой взгляд, выбирать лучше не столько школу, сколько учителя.  Школа – это очень личное. Должна установиться личная связь, контакт между учителем и учеником. Это не всегда просто. Для этого личностью должен быть сам учитель. Мне в этом плане повезло с первых шагов в школе. Даже до знакомства с учителями. А начиная с того, кто меня за руку привел в мой первый класс.     

– И кто это был?
– Это был мой прадедушка, Марк Степанович Манин. Я его помню, конечно, детской «внешней» памятью. Но рассказы о нем были для меня всегда как путеводная звезда. Крестьянский сын из-под Вятки, тяжким трудом сумел получить инженерное образование в Санкт-Петербурге, участвовал в Первой мировой войне, попал в плен, трижды бежал, в последний раз успешно. Участвовал в революции. Был главным инженером на строительстве легендарной Магнитки. До самых преклонных лет продолжал работать в проектном институте. Это был суровый, строгий человек. Человек дела и ясно поставленных целей, которых всегда умел добиваться.    
Вообще для меня главные авторитеты всегда находились в нашей большой семье – мои дедушки и бабушки происходили из многодетных семей, и  в этих семьях были и есть люди, достойные подражания. И еще для меня удивительный пример того, как нужно относиться к детям, внукам, вообще к людям, – моя бабушка, которой в этом году исполнилось девяносто лет. Она удивительно умеет хвалить, подбадривать. Даже тогда, когда сам считаешь, что ничего особого не совершил. Но она знает, что каждому обязательно нужна поддержка того хорошего, что в нем есть. Тогда человек получает заряд уверенности, без которой в жизни трудно чего-то добиться.

– А ваши учителя? Были среди них те, кто повлиял на вас, кого вы считаете личностью?
– Безусловно. Для меня примером педагога остается наша классная руководительница Нелли Никифоровна Караулова. Она преподавала историю. И так, что у меня, человека с врожденным интересом к математике и физике, возник интерес к этой науке. История стала для меня, да и для всего нашего класса, любимым предметом. Мы до сих пор поддерживаем связь с нашей классной, почти в полном составе собираемся на ее дни рождения – сейчас ей уже за восемьдесят. Ну и, конечно, наш физик, Ян Коцек – он умел заинтересовать, увлечь, нацелить на самостоятельную работу. 
Школьная память возвращается порой самым неожиданным образом. Как-то, уже в 90-е годы, мы сдавали школу-новостройку (а мне довелось заниматься и строительным менеджментом),  и я узнал в директоре мою одноклассницу, дочку нашей первой учительницы, Светлану Короткову. Конечно, с удовольствием вспомнили уроки ее мамы, наши первые школьные годы. Кстати, я учился в школе под номером 69, а пошел в первый класс в 69-м году. И это как-то символично связано с нашим 69-м регионом… 

– А вам не кажется, что сегодня учителям стало сложнее работать? Усложнились программы, пришли новые методики… 
– Так нужно постоянно учиться, совершенствоваться в профессии. А мы всегда готовы помочь. 
В этом году завершено большое дело – в школах области создано 170 информационных центров, обеспеченных  доступом  в  Интернет. Селекторное совещание по подготовке к новому учебному году впервые проводили с использованием этой системы в режиме видеоконференцсвязи. Значит, все педагоги области должны уверенно пользоваться компьютерами, учиться информатике, пока их не перегнали ученики. Иначе о каком авторитете можно будет говорить?
Мы серьезно занялись сейчас вопросами роста квалификации молодых учителей. Для них был проведен летний лагерь на Селигере. Ищем новые формы для постоянной переподготовки педагогов, повышения их профессионального мастерства. На это нацелены и конкурсы  лучших учителей, и выделение грантов педагогам-новаторам. 
Я считаю, что школа заинтересована в приходе не просто молодых учителей, но и в том числе обязательно учителей-мужчин. Нельзя, чтобы нарушался гендерный баланс, чтобы из школы  ушло мужское начало. 
Еще одно новшество – в школах в этом году созданы кабинеты здоровья. В них дети должны усваивать, что главной ценностью является человек, то есть они сами, их  здоровье, о котором  нужно заботиться, укреплять, избегать вредных соблазнов. Но, чтобы создание кабинетов принесло ожидаемые плоды, учителя должны освоить комплекс методик эффективной работы в этом направлении.  
Быть личностью в наше время – значит постоянно учиться. В том числе чтобы учить других. 

– Мне кажется, что учиться нужно не только педагогам, но и родителям. Современная школа слишком не похожа на ту, которая помнится по 70– 80-м годам. Сейчас все труднее контролировать учебу детей. Кстати, как в вашей семье решается эта проблема?
– Очень просто. Если за неделю все отметки отличные – дневник подписываю я, если четверки или, не дай Бог, тройки – подписывает мама. Дети сразу видят: мамина подпись – надо подтянуться, папина – все хорошо, это поощрение. 
Если говорить серьезно, то сейчас уже разработаны методики ведения электронных дневников. По ним родители могут получать полную объективную картину успехов и неудач своего ребенка. Образцы дневников представлялись  на Тверском экономическом форуме. Это не завтрашний день, это уже почти сегодня.

– Дмитрий Вадимович, занятия в школах только начались. Еще не забылись праздничное ожидание Первого сентября и торжество начала занятий. Что вы пожелаете всем участникам учебного процесса – и тем, кто учит, и тем, кто учится?

–  Сошлюсь опять же на опыт нашей семьи. Моя дочь Галя учится в пятом классе. И классный руководитель сумела создать такую атмосферу дружбы, доброжелательности, творчества, что ребята просто не хотят расставаться. С увлечением учатся, репетируют спектакли всем классом, вместе проводят хотя бы несколько дней в каникулы. Я надеюсь, что эта дружба, коллективизм останутся на всю жизнь. И я желаю, чтобы в каждой школе нашей области учеба была не только трудом, заботой, но еще и обязательно интересным, сближающим учеников и учителей делом. Чтобы она и тем и другим приносила радость. 

Автор: Беседовал Валерий СМИРНОВ
22

Возврат к списку

В армию на три дня | В Твери прошли учебные сборы юнармейцев
В Твери на территории военной части 31056 прошли учебные сборы. Кажется, обычное дело – строевая, физическая, огневая подготовка, ориентирование на местности. И все же они были особенными.
29.03.201720:59
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию