28 Апреля 2017
$56.97
62.17
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура03.09.2010

Общий вид города Парижа

Французская гравюра XVIII века в Тверском императорском дворце

 Выставка, которая посвящена Году Франции в России, развернута в Тверской областной картинной галерее до 19 сентября. Сорок шесть гравюр из французской коллекции музея и иллюстрированные книги, составившие экспозицию, – лишь часть большого собрания западноевропейской гравюры, французская часть в котором занимает особое место.

В фондах картинной галереи хранятся более трехсот оттисков, выполненных мастерами XVII – XIX веков, причем ядро ее составляют листы именно XVIII столетия. Гравюры и книги, представленные на выставке, конечно, дают лишь фрагментарное представление о развитии французской гравюры, но эта «фрагментарность», отмечают авторы экспозиции, компенсируется высоким качеством произведений, которые отлично смотрятся в контексте монографической выставки «Европейский сезон». Экспонируемые графические листы интересны еще и тем, что в них нашли яркое отражение основные направления и искания французского искусства этого времени.

К лучшим памятникам первой половины столетия из представленных в экспозиции несомненно относятся портрет Шарля Гаспара Додена, с 1722 года занимавшего пост генерального контролера финансов Франции, работы одного из самых заметных граверов французской школы Пьера Эмбера Древе (1697–1739). Портрет выполнен в 1726 году в лучших традициях классической резцовой гравюры и отличается точностью и четкостью линий, демонстрирующими мастерство художника, умевшего виртуозно передать не только внешность модели, но и всевозможные детали, фактуру и живописные особенности одежды. В одном ряду с работой Додена стоит созданный в те же годы Жаком Риго (1681–1754) «Общий вид города Парижа», поражающий панорамностью изображения и глубиной перспективы.

Своеобразной «визитной карточкой» искусства середины столетия надо признать работу Пьера-Александра Авелина-второго (1702–1760) «Рождение Вакха», выполненную с оригинала художника, гравера и декоратора, родившегося в семье торговца эстампами, подлинного законодателя всех видов искусства Франции в середине XVIII столетия. К этому изумительному по своему воплощению образцу французского рококо, олицетворением которого стало искусство Буше, добавлены рокайльные эстампы талантливой дилетантки Жанны Антуанетты Пуассон, более известной под именем маркизы де Помпадур (1721–1764). Дальше по хронологии идут произведения, созданные во второй половине XVIII столетия, когда во французском искусстве господствовали два основных направления – академизм и сентиментализм. Особенности развития этих течений можно проследить на материале гравюр таких известных мастеров, как Жан-Жак Буасье (1736–1810), который из-за болезни был вынужден отказаться от занятий живописью, но вошел в историю как тонкий график, чья правдивая манера чем-то напоминает работы Венецианова; Жиль Демарто (1722–1776), использовавший карандашную манеру для воспроизведения рисунков цветным карандашом; Филипп-Луи Паризо (1740–1801), гравер и меценат Ришар (Жан-Батист Клод Ришар) де Сен-Нон (1727–1791) и Жан-Жак Флипар (1719 –1782).

Тема русско-французских культурных связей выглядит на выставке более чем уместной. Француз Жан-Батист Лепрес несколько лет жил в России и создал здесь целую серию ее видов – некоторые из них вошли в экспозицию, равно как и часть сюиты гравюр Юбера Робера (1733–1808), одного из самых популярных в России французских пейзажистов, оказавшего значительное влияние на развитие русского садово-паркового искусства, а также большой лист Жана-Жака Авриля-старшего (1744–1831), запечатлевшего Екатерину II путешествующей по своему государству в 1787 году.

В XVIII столетии по всей Европе, в том числе и в России, большое распространение и популярность получили французские иллюстрированные издания, почти сразу же ставшие предметом коллекционирования. В экспозиции представлены Библия (Новый завет), сочинения Пьера Корнеля, Жана-Батиста Мольера, Шарля-Альбера Демустье, украшенные гравюрами, выполненными известнейшими мастерами Франции XVIII столетия.

 

Автор: Евгений ПАНТЕЛЕЕВ
22

Возврат к списку

Фронтовые дороги ведут в Ржев
25 марта 2017 года. Идет подготовка к Международной военно-исторической экспедиции «Ржев. Калининский фронт» у деревень Есемово и Кокошкино. Отряды приезжают на политую кровью землю – предстоят полевые работы. У деревни Полунино московские поисковики находят останки красноармейца.
26.04.201722:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию