26 Июля 2017
$59.82
69.7
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура25.08.2010

Художественно обработанная перестройка

Фотограф: Илья Безручко

Тверской городской музейно-выставочный центр представил персональную выставку итальянского художника Эмануэле Скарамацца. Его экспозиция, объединенная темой «От революции до глобализации», открыта в малом зале МВЦ.

Тверской городской музейно-выставочный центр представил персональную выставку итальянского художника Эмануэле Скарамацца. Его экспозиция, объединенная темой «От революции до глобализации», открыта в малом зале МВЦ. Картины политического развития вроде бы абстрактных, но узнаваемых стран и художественные интерпретации этого развития рассмотрел корреспондент «ТЖ».

Как можно было понять в ходе вернисажа, выставка Эмануэле Скарамацца планировалась давно. Мысль о ней впервые возникла года полтора назад, когда уроженец итальянского города Атри приезжал в Тверь и встречался со студентами художественного училища имени Венецианова и училища культуры имени Львова. Начальные планы были серьезно скорректированы случившимся на родине господина Скарамацца землетрясением, из-за которого выставку не смогли привезти в намеченное время. Трудно сказать, как сильно ждала Тверь этих работ, но дождалась – на открытии экспозиции яблоку негде было упасть. Публика то ли соскучилась по выставкам за лето, хотя это маловероятно, потому как в отличие от прошлых лет на художественные каникулы по крайней мере залы МВЦ не закрывались, то ли просто ей стало интересно посмотреть на художника-итальянца. В Тверь его сразу же настоятельно позвали приехать вновь, а чтобы память о ней была крепче, надарили матрешек-тарелок и прочих сувениров. Художник вроде бы обрадовался и, извиняясь за свой очень плохой русский, которого никто из присутствовавших, наверное, и не ожидал услышать, все больше говорил о своих картинах: мол, то, что не сможет сказать сам художник даже с помощью переводчика, скажут его работы, надо только на них посмотреть.

К тому времени толком посмотреть около сорока выставленных в малом зале работ никто еще не успел. Собственно, знакомство с экспозицией пришлось оставить на потом: сеньор Скарамацца, оказывается, привез в Тверь одну незавершенную картину и обещал ее закончить в процессе открытия выставки. Она уже висела и, признаться, выглядела как вполне законченное произведение, представляющее собой нефигуративную композицию «От Хиросимы до обработанного урана». Но художник решил ее доработать.

Подготовка к аттракциону вызвала, пожалуй, большее оживление, чем сам аттракцион. Художник вошел в зал, держа в руках какие-то бумажки, непродолжительное время ждал клей ПВА – ему его принесли, потом случилась задержка с водой, но вот и пластиковый стаканчик с жидкостью. Дальше сеньор Скарамацца стал проделывать манипуляции, смысл которых оставался понятен, наверное, только ему самому да немногочисленным тверским художникам, наблюдавшим за процессом. Он что-то наносил на холст – у него не особенно это получалось, он повторял действие – оценивал результат, при этом воздух все более и более пропитывался запахом клея. Пришлось даже окно открыть.

Художественные интенции автора раскрылись тогда, когда принесенные с собой бумажки он стал наклеивать на холст. И это были не простые бумажки числом три, а вырезанные заранее человеческие фигуры. После их наклеивания в композиции, в которой угадывалась «шляпа» ядерного гриба, стали просматриваться мотивы центрального фрагмента «Страшного суда» Микеланджело. Так что теперь картина «От Хиросимы до обработанного урана» не требовала дополнительных комментариев, разве что вызывала сожаления о том, что человеческие фигуры на ней могли бы быть исполнены лучше. Хотя в эпоху «обработанного урана» что останется от величественной идеальности героев, созданных в эпоху Ренессанса? Им остается быть не очень хорошо нарисованными.

Да и персонажи, еще не поддавшиеся радиоактивному излучению, на картинах Эмануэле Скарамацца выглядят не лучше, однако это и не реальные люди вовсе. Женщина, например, в работах итальянского художника олицетворяет, с одной стороны, Россию – на картине «Мать-Россия смотрит на море» изображена женщина, сидящая спиной к зрителю. Она действительно смотрит на море, левая рука ее поднята: «мать-Россия» словно бы защищается от неба, на котором «ало заря догорала».

А с другой стороны, разноформатные женщины на картинах сеньора Скарамацца – это перестройка. «Перестройка – рай» (ангелоподобные фигуры с арфой, скрипкой и т.д.), «перестройка – ад» (здесь тоже вроде бы арфа и какие-то спруты), «Перестройка в эмоциях народа Восточной Европы» (две балерины, причем одна из них – в клетке, башенный кран, поднимающий бревно, венчают же все это два ангела, держащих транспарант с надписью «Перестройка»). Женщина – с третьей стороны – это еще и революция, в данном случае Великая Октябрьская социалистическая, которая тоже есть перестройка, что зафиксировано в работе под названием «Октябрьская революция: перестройка как космическая русалка в черной дыре». Здесь тоже не обошлось без женщины – голая длинноволосая деваха повернута к зрителю задницей, но даже в таком виде она абсолютно по-бретоновски является краеугольным камнем всего сущего.

Вообще по степени виртуозности наименования картин Эмануэле Скарамацца, кажется, превосходят сами картины: «Перестройка в поисках круга, у которого центр везде и нигде нет окружности», «Психопатические последствия слияния характеров народов», «От музыки Черного моря до танца волн Средиземного моря» и вновь «Перестройка вызывает разделение, войны и страдания». Уже только по этим названиям можно представить себе картину так, как рисует ее твое воображение, с учетом, конечно, и революции, и глобализации.

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
23

Возврат к списку

День русской деревни в Ржевском районе прошел весело, громко, вкусно и ярко
Дым из трубы над деревянным домом, милые бабушки, коровы в поле, тихая рыбалка на речке, чистый воздух, трудолюбие и усердие – вот лишь некоторые ответы на вопрос, с чем у нас ассоциируется русская деревня. 
22.07.201723:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость