23 Мая 2017
$56.5
63.17
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия


День Победы-2017 в Тверской области | Видеотрансляции

Торжества, посвященные празднованию 72-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, в прямом эфире.

Подробнее

Новости дня
Экономика18.08.2010

Слово предоставляется бюджету

О чем свидетельствуют итоги первого полугодия

Одним из беспристрастных свидетелей того, как развивается регион, является его бюджет. Он живой, дышит, реагирует на наше благосостояние, аппетиты, умение эффективно тратить деньги и желание заботиться о ближнем. И вовремя услышать эти свидетельства, сделать правильные выводы, отреагировать на них должным образом – это гарантия того, чтобы наш финансовый компас не забарахлил, и в результате мы вышли туда, куда хотели, а не в противоположном направлении.

Мы начали штурмовать (насколько это возможно на такой жаре) второе полугодие 2010-го, а итоги первой половины подсказывают нам, где подстелить соломки, куда направить ударные силы, как произвести рокировку средств. Итак, слово предоставляется бюджету Тверского региона, а озвучивает его заместитель губернатора, и.о. начальника областного департамента финансов Алексей Каспржак.

Как видно из таблицы, тенденции прошлого года в плане роста доходов продолжены. Мы исполнили доход первого полугодия с опережением – 58,4%, что составило 17 миллиардов 724 миллиона рублей. При этом израсходовали меньше, чем планировали. Последнее неудивительно: 3-й, а особенно 4-й квартал, когда мы принимаем работы по инвестиционным проектам, стройкам, обычно опережают по объему расходов первые два. Хотя, по большому счету, 41,5% исполнения – неплохой показатель.

Структура доходов прогнозируема. Устойчивую динамику обеспечивают налоги на прибыль организаций, на доходы физических лиц, на имущество.

Остаются проблемными платежи за пользование природными ресурсами. Провал по данным доходным источникам в связи с изменениями лесного законодательства наблюдался в прошлом году. Лесные участки практически не продавались и не сдавались в аренду. В этом году ситуация пока не выправилась, но департамент лесного комплекса уверяет, что мы выйдем на плановые показатели примерно в четверть миллиарда рублей, и дает достаточно амбициозные цифры по доходным источникам в 2011 году.

В целом вроде бы картина вырисовывается благостная, но…

Но если наложить наши темпы роста на привычные до 2008 года, то динамика будет отрицательная. Скорость увеличения доходов стала меньше, чем до кризиса. Несмотря на то что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года мы собрали доходов на 19,7% больше, это не значит, что мы преодолели кризис в полном смысле этого слова. Темпов роста доходов, какие были до 2008 года, мы еще не достигли. А если учесть, что за прошедшее десятилетие мы к такому росту привыкли и не глядя индексируем все расходы на инфляцию, которая по инерции продолжает расти активнее доходов, то наши сегодняшние достижения становятся еще более скромными. В прошлом году инфляция официально составила 8,8%.

Вдобавок надо понимать, что таких больших поступлений финансовой помощи из федерального бюджета, какие были в прошлом году, уже не будет. Сегодня объемы безвозмездных поступлений ниже, привлекать конкурсные субсидии труднее. Департамент финансов выполняет поручение губернатора по внимательному мониторингу и максимальному привлечению федеральных средств. По нескольким направлениям мы даже превысили положенные нам лимиты. Это связано с тем, что многие регионы в условиях снижения темпов роста доходов не вкладывали деньги в инвестпроекты. А тверской плюс был в том, что мы целенаправленно продолжали осуществлять расходы на инвестиции: закупку техники, развитие ипотеки, субсидии на модернизацию сельхозпроизводителей.

На этот год безвозмездные поступления зафиксированы на уровне 8,5 миллиарда рублей (уже поступило в область более 67%) по сравнению с прошлогодними 15 миллиардами. Надеемся дойти до уровня 2008-го с объемом 9,15 миллиарда рублей. Однако больше стоит надеяться и рассчитывать на собственные силы.

Так что расслабляться рано. Надо придержать собственные желания. Если мы сохраним те же расходные настроения, которые существовали до 2008 года, это будет нас толкать нас на увеличение заимствований, что нецелесообразно, а в перспективе может оказаться опасным.

Мы превысили долговой порог в 50% от уровня налоговых и неналоговых доходов: приблизительно 60% от ННД заимствуем ежегодно. Это знаковый и тревожный момент, потому что дальше кривая заимствований станет неуправляемой. Мы вынуждены будем все время заимствовать большое количество средств, причем основная их масса будет уходить на обслуживание ранее привлеченных денег, а на удовлетворение наших потребностей будет оставаться 20–25%. Условно: привлекаем 11 миллиардов, из них 8 тратим на покрытие кредитов прошлого года, рефинансируем и лишь 3 миллиарда сможем вложить в дело. И доля эффективного использования долгов ежегодно будет уменьшаться.

Мы определили стратегию сокращения дефицита, объемов заимствований на 2011 год. И уже в 2010-м пытаемся использовать темпы роста доходов, чтобы в конце года максимально обеспечить возврат взятых кредитных обязательств, уйти в 2011-й с меньшим дефицитом и удержать объем заимствований на уровне 2010 года. В начале этого года мы вернули примерно 3,3 миллиарда наших коротких кредитов, тем самым сократили объем расходов на обслуживание долга и реинвестировали эти средства в стройки, дороги. Расходы на дороги с начала года у нас выросли в два раза.

Хорошо, что финансовый рынок сейчас комфортен для заимствований. Банки обладают большой ликвидностью, они готовы вкладывать огромное количество свободных средств. И вначале мы даже хотели размещать облигации областных займов на 7–10 лет, но потом решили этого не делать. Как считают консультанты финансового рынка,  более чем на 5 лет сейчас брать в долг не следует. 

Для примера: совсем недавно мы взяли в кредит миллиард сто миллионов на полгода под 6% и миллиард на год – под 7,17%. Примечательно, что обе позиции ниже ставки рефинансирования Центробанка. Раньше мы привлекали деньги под 12% (при том что бюджетные кредиты выдавали муниципалитетам под 2–3%). Сегодня у нас есть возможность привлечь более дешевые деньги на срок в пределах одного года.

А вот уже на 3 года ставка составляет 8–8,5%, на 5 лет – 9–9,5%, а на 7–10 лет ставка уезжает за 7–10% и становится опасно высокой.

И все-таки размещать облигации, развивать вторичный рынок наших ценных бумаг необходимо. Это инструмент инвестиционной привлекательности региона. Если частники приобретают облигации области, есть вероятность того, что, купив обязательства региона, они придут сюда с инвестиционными проектами для снижения собственных кредитных рисков. В связи с этим недавно мы проводили переговоры со Сбербанком об ужесточении наших требований к организациям, размещающим наши облигации, о расширении объемов торгов на вторичном рынке по нашим облигациям.

Очень важный показатель – доля инвестиционной составляющей в структуре расходов. Эту долю необходимо удерживать на достаточном уровне. Вложенные деньги потом себя оправдают и принесут дополнительный доход. Многие виды расходов растут сегодня с докризисными темпами: содержание сети, коммунальные платежи, публичные нормативные обязательства. При сокращении темпов роста доходов это может стать опасным для бюджета, мы не можем все время заниматься его «проеданием». Необходимо зафиксировать долю инвестиционных расходов в процентном отношении не ниже уровня 2008 года.

*  *  *

Конечно, финансировать социальные гарантии нужно, это наш долг, но подходить к этой теме следует взвешенно, без эмоций. Об этом говорит простой, понятный документ, принятый правительством, – Программа повышения эффективности бюджетных расходов. И президент в своем Бюджетном послании жестко указывает на необходимость пересмотра различных атавизмов, существующих в нашей социальной политике, на основе прозрачной оценки эффективности публичных нормативных обязательств.

Например, субсидии на ЖКУ. Для граждан с уровнем дохода ниже среднего это важная помощь. Но нужно ясно понимать, до кого они сегодня доходят и до кого должны доходить. К примеру, семья из двух пенсионеров, живущих в стандартной двухкомнатной квартире, с пенсиями в 7 и 11 тысяч – не ахти какой доход – воспользоваться субсидией не может, не подходит под категорию нуждающихся. А рядом спокойно получает помощь от государства пенсионер, проживающий в хорошем доме со своими обеспеченными детьми.

Мы должны четко понимать: государство не просто раздает деньги,  а заботится о минимальном уровне благосостояния всех граждан. Давайте будем платить больше, но тем, кто действительно нуждается. Поддержим незащищенный слой населения на достойном уровне, позволяющем вести достойную жизнь.

Подведем итоги

Мы должны четко понимать, что рассчитывать приходится на себя. Растущие доходы – не повод испытывать эйфорию. Нам необходимо вести взвешенную политику заимствований, сдерживать дефицит и поддерживать устойчивую долю расходов бюджета на инвестиционные проекты, чтобы не заниматься «проеданием» казны. А социальная направленность бюджета должна разумно корректироваться в интересах незащищенных групп.


Автор: Татьяна ИВАНЧЕНКО
9

Возврат к списку

«Волжский хоровой собор» принял коллективы из Чехии, Литвы, Венгрии и Белоруссии
В Тверской области завершился IV международный фестиваль «Волжский хоровой собор». Свое мастерство показали лучшие хоровые коллективы из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Кирова, а также из Чехии, Литвы, Венгрии и Белоруссии. 
22.05.201721:43
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию