11 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Спорт17.08.2010

Три дня под парусом

Фотограф: Наталия Горская

Яхтенный дневник IX Верхневолжской парусной регаты на приз губернатора Тверской области

Закрываю ли я глаза, нахожусь ли в каком-нибудь маленьком помещении – меня «штормит». Вроде твердо стою на ногах, а в голове качка, будто я до сих пор на палубе. Диагноз: последствия прошедшей в Конакове парусной регаты.

Вечер первый. Удивительный

Я, конечно, слышала, что в лодках живут, и даже предполагала, что так оно и есть. Но вы не представляете, какое удивление у меня вызвало первое знакомство с парусниками. Накануне мандатной комиссии мы с судейской коллегией решили разведать, много ли участников прибыло на соревнования. И вечерком по «пьяному» понтонному мосту (достопримечательность Конакова) добрались до яхтклуба «Фрегат», где побродили на воде по причальным лабиринтам из плотов. Во «Фрегате» стояло уже много лодок. Но вот одна из них знакомая. Главный судья соревнований Андрей Гаркалнс стучит по корпусу. На стук откуда-то снизу вылезает человек. Хорошо, что темнело, и мало кто заметил, как от удивления расширились мои глаза. Подумалось: вот стоят лодки, а ведь в каждой из них – люди, своя жизнь… Тут же на причалившей соседней «Ивице» нас напоили чаем с печеньем. Экипаж яхты рассказал, что по дороге в Конаково на них раза три пытались упасть капли дождя. Но большинство даже не касались лодки, испаряясь на лету. Зато откуда-то с неба несколько раз долетали крупные хлопья пепла. Наверное, отголоски пожаров. Попивая горячий чай, было интересно слушать неторопливые разговоры и прогнозы на завтра на лодке, покачивающейся на волнах от пролетавших мимо моторок.

День первый. Заявочный 

В среду с утра на берегу Иваньковского водохранилища соорудили причал, где достаточно быстро занимались места прибывшими на регату лодками. В мои впечатления добавились дополнительные краски. Яхтсмены приехали сюда семьями, часто брали с собой домашних животных. «Трое в лодке, не считая собаки» – это еще не все, хотя большинство «лодочных» (домашними их не назовешь) животных было именно собаками разных пород. Однако кто-то взял с собой даже кошку, которая во время соревнований терпеливо дожидалась хозяев на берегу около палатки. 

Отдельно надо сказать о детях. Во многих заявленных экипажах были десяти- и семилетние матросы. А в перерывах между гонками я своими глазами видела в лодке младенца. Двухмесячную девочку, отец которой участвовал в соревнованиях, сызмальства приучают к парусам. Малышка в лодке – уже полноправная юнга!

Но главным делом этого дня была регистрация участников регаты. Судейская коллегия расположилась в местном Доме культуры, куда с утра начали подтягиваться яхтсмены. Им предстояло заполнить заявки, декларации яхтенного капитана и владельца яхты. Тогда можно было распределить участников по 13 гоночным группам. Сначала я терялась, слыша вокруг незнакомые слова. Например, тип яхты «минитонник» сначала туманно ассоциировался с маленьким косметическим средством для лица. А когда ко мне подошла женщина и спросила, по гандикапу ли предполагается проведение гонок, я несколько раз хлопнула вытаращенными глазами. Но через мгновение вспомнила, что вчера судья Серега мне объяснил, что гандикап – это балл, по которому по специальной системе уравниваются шансы, например, более тяжелого и более легкого судна. Тогда мое растерянное выражение лица сменилось на уверенное, и я ответила спортсменке: «Конечно, по гандикапу!». И, скажу я вам, на несколько секунд мой мозг возрадовался тому, что вчера в него заронили какие-то понятия о парусных гонках. 

Далее я старалась вникать в систему регистрации. И под конец стала сама, не спрашивая спортсменов, определять их в нужную группу. Кстати, параллельно читала названия яхт. Встречались самые разные, от романтических («Странник», «Мираж») до пиратских («Бес», «Эрик Рыжий», «Тortuga») и просто оригинальных («Шанхай» с буквами в виде иероглифов, «Indigо», «Витамин» – катамаран ярко-рыжего цвета, «Gold Fish», «tung!» – раньше было «Ahtung!»). Всех не перечислить, но тенденция «как ты лодку назовешь, так она и поплывет»  прослеживалась довольно четко. 

Колоритными были и члены экипажей лодок. Некоторые капитаны и матросы выглядели настолько впечатляюще в своих тельняшках и капитанских кепках, что можно было бы писать с них портреты. Большинство яхтсменов отличались надолго прилипшим к телу загаром. И главное, что ни у одного из участников, стоявших в очереди с заявками, не было замечено недовольства, (даже «тысячи чертей» не прозвучало), все были предельно вежливы и обходительны. 

Заявки принимались до вечера. Но после истечения времени работы мандатной комиссии то и дело приходили задержавшиеся спортсмены, а иногда еще не прибывших яхтсменов регистрировали друзья. В итоге оказалось, что на девятую Верхневолжскую парусную регату прибыли экипажи 96 лодок не только из Тверской области, но из Москвы и Московской области, Иванова, Смоленска и других городов России. 

День второй. Азартный

Сразу скажу, что погода благоприятствовала проведению гонок. Буквально за день до приезда участников на Московском море лежал плотный туман – смог от пожаров. Но он рассеялся именно к соревнованиям. Даже спасатель Валера, находившийся с нами на судейском судне, удивлялся: «Надо было раньше вам приезжать, чтобы стало так ясно». Действительно красота: над водой в чистом голубом небе светило солнце, воздух был без примесей гари, ничто не напоминало о торфяных пожарах. 

Еще до старта участники регаты получили гоночные инструкции, в которых обозначались все основные моменты соревнований (правила, регламент, расписание и дистанция гонок, протесты, система зачета и другое). У них было время ознакомиться с ними до начала состязаний. Но вот все прочитано, все нюансы выяснены. Судна спускаются на воду (катамараны) или просто отходят от причала (яхты) и начинают кружить вокруг судейского катера в ожидании старта. Главное, что дует приличный ветер. 

Вот звучит первый звуковой сигнал, значит, до старта осталось пять минут. Еще два предупредительных сигнала… Парусники грациозно скользят по воде, лавируя друг между другом. Но с каждым мгновением чувствуется, как накаляется атмосфера, в воздухе витает дух азарта. И вот звучит последний сигнал – старт открыт. Лодки всем флотом устремились к первому знаку, который нужно будет обогнуть. Сначала судна идут довольно плотно, но затем рассредоточиваются по водной глади, пытаясь поймать свой ветер. Созерцать растянувшийся на километры флот – одно удовольствие. Красочные спинакеры и гинакеры (тип парусов, предназначенных для использования на полных курсах; имеют выпуклую форму и по принципу действия сходны с парашютом. – Н.Г.),  словно сделав глубокий вдох, расправляются и гордо несут экипаж к заветным буям. Яхтам предстоит пройти более длинный путь до знака, катамаранам – более короткий. Я решила посмотреть, как это происходит, и на моторке с Сергеем (судьей на знаке) домчалась до буя. Катамараны довольно шустро добрались до заветной метки, и никаких проблем с огибанием у них не возникло. Чего не скажешь о яхтах, контролировать которые мы поехали уже с Иваном. 

Знаете ли вы, что на воде так же, как на суше, могут возникать пробки? Я не знала. И каково было мое удивление, когда я увидела таковую, образованную парусниками, дожидающимися своей очереди на огибании знака. Кто-то дожидался своего череда терпеливо, а кто-то пытался «подрезать», сунуть нос вперед другого. (Это не запрещено, но правил парусных гонок нужно придерживаться четко.) И здесь возник настоящий конфликт. Уже знакомую нам с первого дня «Ивицу» подрезала другая яхта, по каким-то причинам забывшая правила. Произошло столкновение, своеобразная авария на воде. Виноватые не могли сообразить, что же делать дальше в заваренной ими каше. И тут спокойный экипаж «Ивицы» не выдержал. На повышенных тонах горе-яхте, задерживавшей всех участников, было высказано общественное мнение. Меня поразило, что вчера такой спокойный, не проронивший ни слова старпом «Ивицы», которого все звали по отчеству Гениевич, сегодня преобразился. Он по-мужски объяснил экипажу врезавшейся яхты все, что созрело в душе за несколько аварийных мгновений. Тем не менее разошлись они с миром, никто не стал поднимать красный протестовый флажок, отношения были выяснены без вмешательства судей. 

После этого момента я подумала: «Вот где эмоции, вот где жизнь!» В парусных гонках человек, казавшийся спокойным в обыденности, может найти себе отдушину. Кто-то участвует в них исключительно для своего удовольствия, не претендуя на высокие места. А кто-то ищет того самого накала страстей. Кто-то идет под парусом в гордом одиночестве, а кто-то – веселой компанией. Причем только на первый взгляд кажется, что компания просто отдыхает. На самом деле все члены экипажа выполняют свою работу. Если капитан следит за всем сразу, а рулевой, понятное дело, рулит, то остальные не забавы ради сидят на бортах лодки. Они откренивают судно. Надо видеть, как шустро матросы перепрыгивают с борта на борт, когда парус перебрасывается с одной стороны на другую (меняет галс) посредством того, что травится/оттягивается брас/шкот (парусные веревки).  И все вместе они выполняют одну задачу, идут к одной цели. 

День второй. Пятница тринадцатое

Если в первый день регаты были проведены две гонки, причем ветер не разочаровал участников, то во второй гоночный день после обеда воздушная стихия скисла. Но не надолго, потому этот день стал для участников самым насыщенным – состоялась пять гонок. Три из них для катамаранов и по одной для парусников класса «Луч» и для отдельных групп яхт. Для более скоростных яхт была выбрана самая длинная дистанция – около 30 морских миль (54 км), для менее скоростных – 22 морских мили (40 км), а для катамаранов – 8 морских миль (14 км). 

«Лучи», которые в этот раз вышли на воду, заметно оживили обстановку. Эти парусники более легкие, потому более скоростные. Они даже создают впечатление какой-то суеты на воде. Смотришь: вот-вот столкнутся друг с другом. Но рулевой делает выверенное движение и уходит от столкновения с «братом по парусу». На самом деле, когда «Лучи» скользили по воде сами с собой, было не так тревожно. Страшно стало тогда, когда мимо судейского судна с первого огибания стали возвращаться большие яхты. А с другого борта нашего судна им навстречу стали выскакивать проходящие свою дистанцию «Лучи». Иногда казалось, что сейчас не одна, так вторая или третья яхта задавит сидящего на лодочке парнишку. Но грамотные действия предотвращали столкновение, и все маневры закончились благополучно, без жертв. А меня бы просто затерло меж двух «минитонников»…

Не премину заметить, что второй гоночный день на календаре значился пятницей 13-го. И для двух лодок это число действительно оказалось знаковым. Яхта «Flying» не оправдала своего «летучего» названия и села на мель. В неподвижном состоянии парусник провел около сорока минут, потому экипаж был вынужден сняться с дистанции. В аналогичную ситуацию угодил и «Арчибальд». Это судно сидело на мели около часа. Однако дух соперничества не угас ни в одном из членов экипажа, и «Арчибальд» продолжил гонку. Надо отдать должное капитану яхты, который не опустил руки из-за образовавшегося отрыва от соперников. И за эту решительность и силу характера их ждала награда: они успели уложиться в контрольное время и не потеряли шанса занять место на пьедестале. 

Был забавный момент. Финишировав, яхта «Tortuga» выбросила одного из своих матросов Егора Коновалова за борт. В шутку, конечно, но девушки-пиратки Дарья Мурова и Настя Маслова послали спешащему за судном Егору воздушные поцелуи и начали уходить от «балласта» со словами «надоел уже, первое место нам с тобой не светит».

Отдельной строкой надо сказать о самом опытном экипаже – команде яхты класса «Дракон». Капитану этого судна 76 лет. Вот кто действительно может быть примером для молодых спортсменов. «Деды», как уважительно назвали их участники регаты, проходили все дистанции до конца. Причем во второй день самую длинную дистанцию они закончили в двенадцатом часу ночи. В доказательство того, что обогнули знак, они привезли фотографию буя на мобильном телефоне. А когда «Дракон» причаливал, ужинающие яхтсмены отложили ложки и приветствовали «дедов» бурными аплодисментами. 

День третий. Судный

В этот день провели две гонки. Обе прошли гладко, без чрезвычайных ситуаций. Потому есть время рассказать обо всем понемногу. Начнем с судейской коллегии. Абсолютно все, входившие в нее – Андрей Гаркалнс, Анатолий Брылев, Дмитрий Егоров, Иван Абросов, Сергей Беганский и Анна Сошникова – находили время и терпение, чтобы объяснить мне, непросвещенному человеку, какие-то нюансы парусной жизни. А таковых, уверяю вас, немало. К примеру, процитирую пункт 54 части 4  Международных правил парусных гонок: «Штаги и галсы передних парусов, кроме подспинакерных стакселей не на курсе крутой бейдевинд, должны быть закреплены приблизительно в диаметральной плоскости яхты». Меня сие умозаключение вогнало в ступор. Но я не была оставлена в беде – ни разу никто не отмахнулся от моих вопросов и не сказал «потом, позже». Наоборот, все объяснялось предельно ясно и доступным языком, без намека на свое превосходство. И между собой судьи общались вежливо, часто в лексиконе употреблялось «господа». Особо хочется отметить главного судью Андрея Гаркалнса. Вот уж судья в лучшем смысле этого слова! Всегда сдержанный, очень спокойный. О нем можно сказать «мне сверху видно все, ты так и знай». Ни одной конфликтной ситуации у Андрея Янисовича не возникало, а если что-то и назревало, то сводилось на нет тут же, причем с шутками и без обид. 

Главный судья в перерыве между финишами рассказал мне, что в гонке нельзя отдать пальму первенства определенному участнику. Их прелесть – в непредсказуемости. Здесь аутсайдер может запросто стать лидером. Например, когда уже нет шансов, можно послушать интуицию и уйти от всего флота под берег. И вдруг – о, чудо! – ветер на середине воды стихает, зато начинает дуть у берега. И счастливчик на всех парусах мчит к финишу. Вообще, слишком много факторов влияет на результат. Начиная от состояния судна и качества парусов до того, какая натура у гонщика. А основная работа, как водится, начинается еще на суше. И здесь же она вознаграждается. 

На торжественное закрытие регаты собрались не только участники соревнований и их семьи, но и отдыхающие с пляжа. Победители гонок под аплодисменты получили памятные грамоты, медали и призы (часы, фотоаппараты и dvd-плейеры). А в кубки яхтсмены сразу же наливали шампанское и поздравляли друг друга с победой. 

«Мираж» 

Не в обиду остальным участникам регаты отмечу, что украшением гонок стала яхта «Мираж». Если на воде появлялось это судно, все взгляды автоматически приковывались к нему. «Мираж» – яхта для отдыха. У него есть душа – не аморфное понятие, а реально существующая. Ее можно потрогать. Хранится душа в специальной морской шкатулке и представляет из себя, как ни банально, черную как смоль сушку. Эта сушка попалась в пакетике с обычными хлебобулочными изделиями еще в самом начале строительства «Миража». Ее выложили и забыли. Но вскоре при уборке яхты снова нашли. И так было несколько раз: сколько бы не убирались на яхте, сушка упорно избегала участи быть выброшенной. Тогда экипаж решил, что это судьба, и у «Миража» появилась душа. 

Когда я ступила на палубу, 60-летний капитан яхты Александр Понцев произнес: «Ты на «Мираже», расслабься». И непроизвольно чувствуешь, что здесь становится легче дышать. Сама атмосфера располагает к хорошему проведению времени. Возможно, потому, что буквально все тут сделано своими руками. Старпом Виктор Смолянинов – художник по дереву, в обычной жизни работает пароходным капитаном в родном Серпухове. Именно его руки колдовали над «Миражом». И яхта вышла на славу! Корпус напоминает старинные лодки, зато внутри… Все, я перестаю мечтать о квартире, хочу такую лодку. Помимо комфортного гальюна (туалет) с душем с теплой водой здесь есть камбуз – мечта хозяйки: все компактно, современно и под рукой. Холодильник, шкафчики – гостеприимные хозяева яхты могут попотчевать гостя чем угодно – от абрикосов до пастилы. Дальше – каюта, в которой могут без проблем поселиться минимум шесть человек. Чем не мечта? 


Победители Верхневолжской парусной регаты-2010

Класс «Луч»: Артем Белов (Дубна) 

Группа 1 МКС: яхта «Триумф» (Тверь)

Группа 2 IOR 5,31-5,65: яхта «Квартет» (Москва)

Группа 3 IOR более 5,66: яхта «Водолей» (Москва)
 
Группа 4 УПО менее 6: яхта «Улисс» (Москва)

Группа 5 «минитонники»: яхта «Шанхай» (Тверь)

Группа 6 швертботы УПО: яхта «Исида» (Тверь)

Группа 7 «микро»: яхта «Безо» (Москва)

Группа 8 «Ассоль»: яхта Р18-04мц (Конаково)

Группа 9 МРС до 0,7: тримаран «Три в одном» (Смоленск)

Группа 10 МРС более 0,7: катамаран «Витамин» (Санкт-Петербург)

Группа 11 МРС 10: катамаран «Астер» (Москва)

Группа 12 МРС 13: катамаран «Zazu» (Москва)
Автор: Наталия ГОРСКАЯ
56

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию