28 Апреля 2017
$56.97
62.17
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура17.08.2010

На реке, называемой Неледина, и на реке, называемой Могоча

В следующем году со дня основания одного из самых древних монастырей тверской земли – Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря – исполнится 550 лет

 На заседании рабочей группы по подготовке к этой дате была высказана мысль о том, что юбилейными событиями должен быть наполнен весь год. Даже несмотря на то, что обитель в настоящее время находится в руинированном состоянии – руины ее можно наблюдать на самом въезде в Красный Холм со стороны Твери. Они напоминают о былом величии монастыря, по¬среди них установлен поклонный крест.

В 1930-е годы обитель постигла печальная участь многих монастырей – он был почти до основания разрушен. Сохранившиеся после взрывов объекты так и не были музеефицированы, а богатая история монастыря, кажется, была никому не интересна, он оказался как будто бы вычеркнутым из людской памяти. Стоят себе руины недалеко от Красного Холма – и пусть себе стоят, уникальные архитектурные сооружения, вернее, то, что от них осталось, исчезают – ну и что с того? Кому нужен, например, Никольский собор, построенный практически одновременно с Успенским собором Московского кремля? Точнее, конечно, будет сказать, три стены, что остались от храма.

Впрочем, не только простые обыватели выказывали свое равнодушие к истории – долгое время он находился за пределами внимания и специалистов. Первое археологическое изучение территории монастыря было проведено лишь в 1991 году! Спустя шесть лет здесь установили поклонный крест, тогда же по инициативе настоятеля Николо-Кладбищенской церкви Красного Холма отца Василия возобновлена традиция совершения крестного хода из города к обители преподобного Антония.
Дело как будто бы сдвинулось с мертвой точки, в прошлом году была проведена научная конференция «Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Прошлое, настоящее, будущее».

По ее итогам направлены письма руководству светской и духовной власти самого высокого уровня с просьбами о помощи в постепенном восстановлении обители, был создан благотворительный фонд восстановления монастыря. А в конце мая нынешнего года приступил к своим обязанностям иеромонах Силуан (Сергей Васильевич Конев), которому архиепископом Тверским и Кашинским Виктором предписаны подготовка к регистрации и ведение дел по ремонтно-восстановительным работам в Антониевом мужском монастыре.

Основным источником по истории обители, появившейся в 1461 году, до сих пор остается «Монастырский летописец», где рассказывается «об основании в Бежецком Верхе Николаевского Антониева монастыря, о построении церквей Божиих и об отдании в эту обитель вотчин от великих князей, и бояр, и прочих благодетелей». Вот что говорится об этом (мы приводим «Летописец» в переводе Владимира Исакова): «И по воле Великого, в Троице славимого Бога, от сотворения мира в 6969 (1461) году, шел некто из страны, называемой человеческими словами Белозерской, священноинок, пустынножитель, старец, именем Антоний, и пришел в пределы города, называемого Городецко, в вотчинный удел славнейшего мужа, вельможи, именем Василия, называемого Мелецким, к сыну его, Афанасию Васильевичу, называемому Нелединским. И по воле Всемогущего, в Троице славимого Бога, и по неизреченным ЕTго праведным судьбам тот названный пустынножитель, священноинок, именем Антоний, сделался болен и через немного дней по воле праведного Бога тот инок Антоний получил от болезни освобождение. И начал тот старец, именем Антоний, с великими просьбами молить того славнейшего преждеупомянутого мужа, именем Афанасия, называемого Нелединским, чтобы позволил ему в своих удельных, деда и отца своего вотчинах построить для молитв часовню и для покойной жизни себе поставить келию. И тот славнейший муж, именем Афанасий, называемый Нелединский, повелел ему в удельных, деда и отца своего, преждеупомянутого Василия Михайловича, и в своих вотчинах поставить для молитвословия часовню и для упокоения келию на реке, называемой Неледина, и на реке, называемой Могоча».

Инок  Антоний, пришедший, как можно судить, из прославленной Кирилло-Белозерской обители, прославился добротой и богоугодной жизнью и стал основателем монастыря. Уже в XV–XVI веках в Антониевом монастыре имелись два каменных строения – главный Никольский храм с пределом и церковь святого великомученика Димитрия Солунского с трапезной, богатые иконы, богослужебная утварь, ценные священнические облачения и богослужебные книги, среди которых 11 напрестольных Евангелией. Не говоря уже о земельных наделах, различных монастырских службах. На протяжении XVI – XVII столетий в обитель вносили пожертвования многие местные землевладельцы, представители богатых боярских родов – князь Андрей Большой Угличский, бояре Нелединские, архимандрит Новгородского Юрьева монастыря Варфоломей, Бутурлины, Шереметевы, Годуновы. Строятся церковь Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной и службами; трехпрестольная надвратная церковь в честь Вознесения Господня, святого великомученика. Димитрия Солунского и святых благоверных князей Бориса и Глеба, переосвященная позднее в честь Алексия человека Божия…


Основные вехи в истории монастыря

1461 г. – на землях боярина Афанасия Васильевича Нелединского монах Антоний, инок Кирилло-Белозерского монастыря, положил начало обители в честь святителя Николая, Мирликийского чудотворца.

1481–1490-е гг. – строительство каменного Никольского собора.

1494 г. – закладка второго каменного здания монастыря – трапезной палаты с церковью в честь влкм. Дмитрия Солунского.

1560–1570-е гг. – пожалование в монастырь икон и денег от царя Иоанна Васильевича Грозного.

Начало XVII в. – разорение монастыря и монастырской вотчины казаками и польскими интервентами.

1648 г. – игумен Иона получил от царя Михаила Федоровича разрешение на сбор таможенных пошлин на воскресных ярмарках в селе Спас-на-Холму (ныне г. Красный Холм).

1647–1654 гг. – монастырем управлял игумен Иосаф, будущий Патриарх всея Руси.

XVII–XVIII вв. – формирование архитектурного ансамбля Антониева монастыря.

1683 г. – «иждивением стольника Якова Васильевича Нелединского» был расписан Никольский собор.

1764 г. – по указу Екатерины II монастырские земли были переданы в государственное ведение коллегии экономии; село Спас-на-Холму перестало быть монастырской вотчиной.

1783 г. – в Николаевском Антониевом монастыре была открыта церковно-приходская школа.

1809 г. – в стенах монастыря разместилось духовное училище.

1917 г. – закрытие обители.

1930-е гг. – разрушение Никольского собора.

Хронология составлена кандидатом исторических наук Светланой Алексеевой, www.tver-antonievmon.narod.ru

В истории монастыря были разные периоды, но он всегда был духовным и просветительским центром, значение которого трудно переоценить. Возможно, что предстоящий юбилей обители хоть как-то поспособствует интересу общественности к нему. Предполагается, что юбилейные мероприятия будут проходить в течение всего будущего года. В конце января в Краснохолмском краеведческом музее будет открыта постоянная экспозиция, посвященная истории города и монастыря. Одновременно с ней запланирована планшетная выставка, которую можно было бы показать не только в Твери, но и в районных центрах области, а также выставка документов и их копий из фондов монастыря, хранящихся в Государственном архиве Тверской области. 30 января, в день памяти преподобного Антония Краснохолмского, в Красном Холме пройдут премьерный показ документального фильма о монастыре, снятого на базе киностудии «Ленфильм», и творческая встреча со съемочной группой. Затем фильм будет показан в Твери, Москве, Санкт-Петербурге. Иеромонах Силуан сказал, что работа над картиной практически завершена.

В течение всего года в школах и других учебных заведениях, библиотеках Краснохолмского и, надо полагать, других районов Тверской области состоятся беседы и встречи, посвященные истории монастыря. Планируется, что к юбилейным мероприятиям удастся создать электронные копии документов из монастырского архива, с которыми можно будет ознакомиться в Интернете, а летом 2011 года – организовать археологические раскопки на территории монастыря, а кроме того, провести проектные работы и работы по консервации строений монастыря. В рамках юбилея осенью пройдет научная конференция с участием исследователей и краеведов, ее итоги будут опубликованы в сборнике материалов и статей о монастыре. Отдельный проект – подготовка и издание цветного буклета, посвященного обители, и столь необходимой научно-популярной книги о ней.

Это лишь часть из тех возможных способов отметить 550-летие со дня основания Антониева монастыря. Со временем, возможно, появятся какие-то новые мысли и идеи, которые с уже имеющимися помогут привлечь широкое внимание к истории монастыря, к его святыням и бедственному состоянию его архитектурных памятников. По крайней мере, члены рабочей группы (а в нее вошли представители администрации Краснохолмского района, Тверского отделения Государственной академии славянской культуры, Государственного архива Тверской области, Тверского объединенного музея, ВООПиК) очень на это надеются. И эти надежды не напрасны.

Контекст

Время и место рождения преподобного Антония Краснохолмского неизвестны. В 1461 г. уже в сане иеромонаха он прибыл на пустынный берег Мологи, где построил деревянную часовню и келью при ней. К старцу вскоре стали приходить за советами, молитвами, а некоторые испросили дозволения и жить при его келье.

Однажды ночью, сообщается в Тверском патерике, прп. Антоний увидел необыкновенный свет. Объятый ужасом, он пошел на то место, где видел чудное видение, нашел икону святителя Николая и решил начатый (деревянный) храм построить в его честь.

Благословенное внимание А.В. Нелединского-Мелецкого, владельца этой местности, и его щедрые пожертвования внушили преподобному построить каменный храм и открыть при нем монастырь. Вскоре было положено основание каменному монастырскому собору во имя святителя Николая. К сожалению, прп. Антоний вскоре, в 1482 г., скончался. День его кончины остался неизвестен, а потому почитание его памяти было положено совершать 17 (30) января, вероятно, по тезоименитству его с прп. Антонием Великим. Сведения о месте погребения прп. Антония также не сохранились; он был погребен то ли у жертвенника Никольского собора, то ли в малом приделе, пристроенном к юго-западной стороне Николаевского храма, посвященном всем святым. От времени прп. Антония сохранилась только чудесно обретенная им местночтимая икона св. Николая Чудотворца. Икона эта находилась в одном киоте с другой иконой – Владимирской Божией Матери.


Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
122

Возврат к списку

Фронтовые дороги ведут в Ржев
25 марта 2017 года. Идет подготовка к Международной военно-исторической экспедиции «Ржев. Калининский фронт» у деревень Есемово и Кокошкино. Отряды приезжают на политую кровью землю – предстоят полевые работы. У деревни Полунино московские поисковики находят останки красноармейца.
26.04.201722:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию