23 Июня 2017
$60.15
67.15
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Архив09.12.2009

Широкие горизонты малой авиации

Сегодня в Твери начнет работу конференция общероссийского масштаба, посвященная развитию малой авиации в России. Авиаторы со всей страны приехали именно в  Тверь не случайно – руководство области ставит амбициозную задачу создать в Центральном федеральном округе главную площадку для малой авиации. О перспективах ее развития накануне конференции мы беседуем с начальником департамента транспорта и связи Тверской области Цереном ЦЕРЕНОВЫМ.

Сегодня в Твери начнет работу конференция общероссийского масштаба, посвященная развитию малой авиации в России. Авиаторы со всей страны приехали именно в  Тверь не случайно – руководство области ставит амбициозную задачу создать в Центральном федеральном округе главную площадку для малой авиации. О перспективах ее развития накануне конференции мы беседуем с начальником департамента транспорта и связи Тверской области Цереном ЦЕРЕНОВЫМ.
– Это не первая встреча авиаторов России в Твери. Нынешней весной в мотеле «Тверь» прошла первая техническая конференция эксплуатантов российских вертолетов. Можно без преувеличения сказать, что тогда в нашем городе решалась судьба дальнейшего развития отечественного вертолетостроения. Проведение столь масштабного мероприятия, как отметили сами организаторы конференции – ОАО «Вертолеты России», стало возможно благодаря содействию губернатора Дмитрия Зеленина. За одним столом собрались главные конструкторы двух вертолетных КБ – Миля и Камова, представители авиационных заводов, летчики. Разговор шел о наработках, проблемах, пожеланиях. В 2004 году решением тогдашнего Президента России Владимира Путина был создан вертолетный холдинг, который объединил предприятия, разбросанные по всей стране и обеспечивающие весь цикл – от разработки до создания  вертолетов. Тогда же перед холдингом была поставлена цель – завоевание передовых позиций на международном рынке. Точнее, не менее 15 процентов мирового вертолетного производства должны принадлежать России.  
Если в СССР производилось 1500 вертолетов в год, то теперь ставится задача к 2015 году производить 500 машин. Вертолетостроение – одна из немногих отраслей, которая в нынешних сложных экономических условиях стабильно развивается. Сейчас заказы принимаются на 2011 год.
В Тверской области есть объективная потребность в развитии малой авиации – только вертолеты или самолеты могут обеспечить оперативное транспортное сообщение на такой огромной территории. В советские времена до отдаленных райцентров – Весьегонска, Осташкова – можно было долететь на трудяге- «кукурузнике». Были развиты сельхозавиация, спортивная авиация, аэроклуб им. Михаила Громова вел подготовку парашютистов для армейской службы и молодых пилотов, которые в дальнейшем связывали свою профессиональную судьбу с «большой» авиацией. Малая авиация щедро дотировалась из государственной казны. В годы перестройки дотации иссякли, и самолеты местных авиалиний встали на прикол. Понадобились годы, пока бизнес не подкопил финансового «жирку», чтобы заняться малой авиацией. Она хоть и называется малой, вложений требует очень серьезных. Тем не менее, если в 2007 году в Тверской области количество обслуживаемых взлетов-посадок составило 490, то в 2008-м – уже 750.
– Но очевидно, что без участия государства частный бизнес не сможет поднять на крыло всю малую авиацию.
– Да, конечно. Поэтому в области принята программа по ее развитию. В первую очередь это восстановление необходимой инфраструктуры. За годы перестройки она была потеряна. Многие аэропорты и вертолетные площадки в райцентрах области пришли в негодность. Но очень скоро они будут востребованы. Сейчас частная малая авиация концентрируется в Московской области. Но земля в Подмосковье очень дорогая, следовательно, дорого стоят и услуги по обслуживанию, хранению, ремонту авиационной техники. Наша задача – создать привлекательные условия для всех пилотов-любителей в нашей области, и для этого у нас есть серьезные предпосылки.
– Что конкретно для этого нужно?
– Хорошая инфраструктура, развитая система радиопокрытия региона. Это один из главных факторов безопасности полетов. Благодаря закупленному за счет бюджета радиотехническому оборудованию по радиопокрытию мы являемся одной из лучших областей.
Упрощенный порядок разрешения на полеты – это очень важное преимущество: сегодня заявку на полет надо подавать за сутки. К услугам авиации прибегают те, кто нуждается в мобильности и ждать целые сутки не может. Час с момента начала согласований до вылета – вот наша цель. Тогда местная авиация станет по-настоящему востребованным видом транспорта. Определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются. Мы готовы сотрудничать на условиях государственно-частного партнерства. Самое затратное направление – обустройство взлетно-посадочных полос. В области необходимо построить 3–4 аэропорта в удаленных районах. Возможно строительство гидроаэродромов. Это перспектива, и работать над ней нужно уже сейчас. Также на решение этих проблем будет работать и некоммерческое партнерство авиаперевозчиков «Тверской Авиационный Союз».
Еще одно направление развития малой авиации – пассажирские перевозки. Но это скорее долгосрочные планы. Эти услуги должны быть доступны для всех, чтобы житель, скажем, Весьегонска или Осташкова мог быстро добраться до областной столицы. Чтобы компании-перевозчики не несли при этом убытки, они получат поддержку через систему госзаказа, но по конкурсу. То есть на бюджетное финансирование смогут рассчитывать те из них, которые будут оказывать услуги с высоким качеством и по минимальным ценам. Такой опыт у нас уже наработан на автотранспорте и на пригородных электричках. Там сейчас действует около 350 социальных маршрутов. Так же будем работать и с малой авиацией.
– Стоимость авиаперелета не может быть низкой, а значит, и доступной для всех.
– Разумеется, самолет не будет работать в режиме такси. Но по мере развития рынка, усиления конкуренции цены будут снижаться. Регион же на условиях госзаказа будет развивать патрульную, санитарную авиацию, воздушную охрану лесов, спасательную авиацию МЧС. Нам нужны вертолетные площадки рядом с больницами. Особенно вдоль крупных трасс, где возможны аварии, ДТП. Последнее ЧП с «Невским экспрессом» показало востребованность малой авиации в критических ситуациях.
– Кроме техники и наземного обеспечения новым владельцам малой авиации потребуются и знания. Иначе самолет останется для них просто дорогой игрушкой.
– Подготовка кадров, популяризация малой авиации – еще одно направление нашей деятельности. У нас есть несколько центров подготовки пилотов. Один из них – клуб РОСТО в Змееве. Здесь каждый желающий может получить навыки управления самолетом или вертолетом и соответствующее удостоверение летчика-любителя. Конечно, одного клуба на всю область недостаточно, поэтому в администрации области рассматривается вопрос о предоставлении грантов на популяризацию малой авиации.
– А каким образом будет обеспечиваться безопасность полетов?
– На сегодняшний день показатель безопасности полетов в Тверской области один из самых высоких по ЦФО. Тем не менее этот вопрос заботит и нас. В регионе порядка 40 вертолетных площадок, 30 частных и корпоративных клиентов. Сейчас авиационные компании – около 15 эксплуатантов – объединяются в саморегулируемую организацию. Это будет мощный инструмент для внутреннего контроля. Уведомительный порядок, о котором я говорил выше, будет только для тех, кто наработал имидж добросовестных эксплуатантов. Но надо понимать, что мы  пионеры в деле организации малой авиации в рыночных условиях. Надо понимать, что кризис пройдет и лучшие стартовые позиции будут у того,  кто лучше подготовится. Наглядный пример – Калужская область, которая несколько лет назад сделала ставку на развитие машиностроения. По сути, сейчас она становится русским Детройтом.
Автор: Андрей ВОРОБЬЕВ
20

Возврат к списку

У Обелиска Победы в Твери прошла акция «Памяти павших будьте достойны»
22 июня. Еще ночь, рассвет лишь угадывается. В 1941 году – это время, когда выпускники школ пока не дошли до своих домов, не в силах расстаться с бывшими одноклассниками, без конца вспоминая школьные годы, в которых поставлена точка, и немного волнуясь: что ждет впереди?
22.06.201715:39
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость