26 Марта 2017
$57.42
61.86
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование06.08.2010

Все школы будут финансироваться исключительно по нормативно-подушевому принципу

Малокомплектные школы расформировывают как в сельской местности, так и в крупных городах страны. Причина известна: до конца 2012 года российские школы должны перейти на нормативно-подушевое финансирование.

Лишить своего ребенка возможности получить хорошее образование или смириться с неудобствами, связанными с его поездками в соседнее село? Согласиться с реорганизацией малокомплектных школ или наблюдать за тем, как они, а вместе с ними и наши дети, все больше отстают от требований времени и оказываются за бортом современного мира? Выбор очень непростой, но делать его необходимо. 

    «Помогите! У нас закрывают школу!» — вот одна из самых больных тем на повестке дня реформы российского образования. Оптимизация сети образовательных учреждений происходит повсюду: от Москвы до самых отдаленных регионов страны. Малокомплектные школы расформировывают как в сельской местности, так и в крупных городах страны. Причина известна: до конца 2012 года российские школы должны перейти на нормативно-подушевое финансирование.

Проще говоря, с этого момента количество денег, выделяемых образовательному учреждению, будет напрямую зависеть от числа учеников. Чтобы школа получила финансирование, которого ей хватит и на качественное образование учеников, и на достойную оплату труда педагогов, наполняемость классов должна строго соответствовать нормам: в городских общеобразовательных школах — 25 человек; в дошкольных группах городских общеобразовательных школ — 20; в сельских школах и школах-интернатах — 12. Однако не секрет, что из-за демографической ситуации во многих школах, особенно сельских, такой наполняемости давно уже нет. Если в 2006 году в России было 1,3 миллиона выпускников, то к 2012-му их останется всего 700 тысяч. 

   В нашем Торопецком районе также отмечается снижение численности учащихся. За последние 3 года их количество сократилось на 839 человек. На данный момент в городских школах учится 2200 детей, в сельских — 740. Средняя наполняемость классов не соответствует положенным нормативам: в городских школах она составляет 23 человека, в сельских — 5,6.
Но если в городе, по прогнозам, к 2012 году количество учеников, возможно, несколько вырастет, то на селе их с каждым годом будет оставаться все меньше. 

   Выход один: для достижения установленных норм по наполняемости классов необходима дальнейшая реструктуризация сети образовательных учреждений.
В Торопецком районе в отличие от многих других муниципальных образований ни одна малокомплектная школа полностью закрыта не будет. Речь идет только об их реорганизации (т. е. о переводе в филиал базовой школы, из средней школы в основную, из основной в начальную). Но и это, безусловно, создает определенные трудности, как для самих учеников, так и для их родителей и педагогов.

В частности, у родителей вызывает тревогу тот факт, что детям придется ездить на учебу в другие села, что они, особенно старшеклассники, не смогут быстро адаптироваться в новой школе, и это отрицательно скажется на сдаче ЕГЭ и других экзаменов. Многие жители населенных пунктов, где проходит реорганизация образовательных учреждений, с горечью говорят о том, что вслед за закрытием школ перестанут существовать их деревни и села.

   Обеспокоенные и возмущенные родители пишут письма в районную администрацию, считая во всем виноватой местную власть. Есть в селе школа, и могла бы быть еще сто лет. Но, мол, пришли бездушные чиновники, которые сначала хотят ее реорганизовать, а потом и вовсе закрыть. Но разве работники администрации или депутаты районного Собрания, утвердившие план оптимизации образовательных учреждений на 2010-2012 год (решение по этому вопросу было опубликовано в спецвыпуске газеты «Мой край» от 10 июня 2010 года, а также размещено на официальном сайте администрации) не болеют душой за свою малую родину и ее будущее?

Разве они не здесь учились и выросли? Им, как и всем жителям района, также больно смотреть, как школы, где когда-то было шумно от звонких детских голосов и ребячьей беготни, с каждым годом наполняются мертвой тишиной. Порой даже на перемене идешь мимо школьного здания и кажется, что там никого нет.
Но если бы власти могли, они сделали все возможное, чтобы сохранить на селе каждую, даже самую малочисленную школу. Но сегодня, к сожалению, это невозможно. Судите сами: на 1 сентября 2010 года из-за сокращения учеников Василевская школа получит субсидию на 120 тысяч рублей меньше, чем в 2009 году, Воронцовская школа недополучит более 320 тысяч рублей, Пестряковская — почти 200 тысяч и т. д.

Местный бюджет выделяет и готов дальше выделять средства на содержание школьных зданий, включая коммунальные платежи и оплату труда технического персонала. Но взять на себя зарплату педагогических работников район не может, так как эти деньги поступают из областного бюджета.

   Уже сегодня малочисленность большинства школ и существующий норматив их финансирования приводят к тому, что расходы на оплату труда работников сельских школ пришлось увеличить почти в 2 раза. Это стало возможным за счет поправочного коэффициента, который установлен на время переходного (адаптационного) периода.

Однако в 2012 году для учреждений образования Торопецкого района, как и для всех российских школ, этот переходный период закончится. И с этого момента никаких адаптационных надбавок и поправочных коэффициентов больше никто не даст — все школы будут финансироваться исключительно по нормативно-подушевому принципу. Тем не менее, даже при наличии коэффициента адаптации фонда оплаты труда в отдельных сельских школах может не хватить даже до конца 2010 года. А без зарплаты никто работать не будет.

В сельских школах и без того один и тот же учитель зачастую ведет сразу несколько предметов, абсолютно разных по профилю, к примеру, математику, химию и историю. Не говоря уже о музыке, физкультуре или изобразительном искусстве, которые вообще почти везде преподают не специалисты, а ведь эти предметы также имеют огромное значение для физического и духовного развития личности.

   Понятно, что из-за многопредметности качество обучения в малокомплектных школах сильно страдает. И это не просто слова. Это статистика. По результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников неудовлетворительные результаты есть как в школах города, так и на селе. Но если в городской средней школе № 1 «двойки» на экзамене по математике в новой форме получили 7% выпускников 9-х классов, то, к примеру, в Василевской и Пятницкой школах — 25%, а в Поженской — вообще 33%.

Общероссийская практика также показывает, что самые низкие результаты на экзаменах демонстрируют малокомплектные учреждения образования. А, между тем, ученик сельской школы «стоит» почти столько, сколько студент престижного вуза. В нашем районе обучение на селе тоже обходится в разы дороже, чем в городе. К примеру, на третьей ступени обучения (10-11 классы) норматив на 1 учащегося городской школы составляет — 17933,13 рубля, сельской — 35183,1 рубля. Так не слишком ли расточительно тратить такие деньги на образование, которое оставляет желать лучшего?

   Реформа в России и области идет не первый год, и многие учителя и родители уже поняли, что оптимизация сети образовательных учреждений — это вовсе не «экономия» средств, а единственный путь к повышению качества образования и воспитания детей. Видны положительные результаты и в нашем районе: базовые школы получают больше средств, оснащаются необходимым современным оборудованием — интерактивными досками, мультимедиапроекторами, компьютерами и т. д.

В базовых школах (городских СОШ № 1 и СОШ № 2, Плоскошской СОШ) имеются хорошо оснащенные информационные центры, без которых сегодня качественное обучение вообще невозможно. Кроме того, в базовой школе ученик попадает в нормальный коллектив, где много его сверстников, есть возможность общаться, дружить, проявлять свои способности, соревноваться в спорте и творчестве. А без этого разве воспитаешь полноценную личность?

 Преподаватели базовых школ — специалисты высокого уровня. Многие из них пришли из тех же самых сельских школ, поэтому они, безусловно, помогут своим ученикам пройти период адаптации в новом коллективе как можно быстрее. С подвозом детей к месту учебы никаких проблем нет.
В феврале 2010 года все школьные автобусы района переоборудованы в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160-98. На эти цели районной администрацией было выделено более 1 миллиона рублей. В 2010 году на условиях софинансирования с областным бюджетом администрация района приобретет еще 1 автобус для Плоскошской СОШ. На данный момент проведены все необходимые организационные мероприятия для открытия ежедневного специального маршрута Торопец — Озерец с заходом в Ватолиху. Теперь дети из деревни Добшо, которые ходили пешком в Скворцово, смогут купить льготный проездной стоимостью 100 рублей и ездить на занятия на автобусе.

Так что на перевозках детей и их безопасности никто не экономит.
   Конечно, определенные проблемы с трудоустройством педагогов есть. Сокращения идут уже сейчас, когда реорганизация школ еще не началась. Причина — все тот же пресловутый норматив, из-за которого приходится приводить штатные расписания в соответствие с тем объемом денежных средств, которые выделяются школам согласно количеству учеников. Но без внимания проблема трудоустройства педагогов, безусловно, не останется. Часть учителей, попавших под сокращение, уже нашла работу в других образовательных учреждениях района. Остальные работники с педагогическим образованием также будут трудоустроены по специальности.

Ситуация на районном рынке труда сейчас стабильная. В центре занятости населения Торопецкого района на 01.07.2010 года состоит на учете 296 безработных граждан, тогда как банк вакансий насчитывает 308 единиц. Таким образом, коэффициент напряженности количества безработных на одну вакансию составляет 0,96, поэтому трудоустройство работников, не имеющих специального педагогического образования, потенциально возможно, в том числе через участие в программах подготовки и переподготовки безработных граждан, которые активно реализует служба занятости.

   Любая реформа всегда ставит людей перед непростым выбором, и реформа образования — не исключение. И как бы нам не было больно за судьбу малокомплектных школ, и какие бы трудности не стояли за их реорганизацией, делать выбор нужно в пользу качественного образования для наших детей, без которого сегодня нет и не может быть их счастливого будущего.

Автор: Николай Авакумов, глава Торопецкого района, «Мой край»
35

Возврат к списку

Вода идет | Тверской регион готов к прохождению весеннего паводка
Лед на реках Верхневолжья вот-вот тронется. Паводок – дело серьезное, встречать его надо во всеоружии. И, как сообщают в оперативном штабе Главного управления МЧС России по Тверской области, к нему уже готовы и люди, и техника.
24.03.201722:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию