27 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура02.08.2010

Добрый человек из Ржева

Фотограф: www.kinopoisk.ru

У него не было ни наград, ни почетных званий, но его знала вся страна

В годы моего детства Ржев, только поднявшийся из пепла большой войны, дорожил любым жильем. Рядом с деревянным домом с мезонином, где когда-то проживала одна купеческая семья, а  в советские времена умещалось в шесть раз больше, стояло  кирпичное приземистое здание – то ли флигель, то ли  бывшая конюшня. В нем тоже теснились несколько семей – наши соседи.

Окна нашей кухни и моей с братом комнаты смотрели прямо на двери квартиры тети Нины и ее матери. Впрочем, сейчас-то я понимаю, что тете Нине едва ли исполнилось тридцать. Она была высокого роста, поэтому, наверное, ей с трудом подбирали костыли. У Нины не было ноги выше колена – последствие военной бомбежки, не пощадившей ее детство.  И вот однажды летом к ней в гости приехал  брат. Двоюродный.

Не простой – а артист, известный всей стране. Кто не видел тогда «Карнавальную ночь», «Весну на Заречной улице», «Неподдающихся»? Фильмы были сверхпопулярны. И Юрий Белов – простецкого вида парень с невероятно обаятельной улыбкой – наряду с Рыбниковым и Баталовым стал одним из символов кинематографической «оттепели». Собственно, «Карнавальная ночь», сделавшая его знаменитым вместе с юной Люсей Гурченко, и была первой оттепельной кинокартиной. Ее  очаровательные молодые герои противостояли железобетонной цензуре узколобого директора ДК, потому что отстаивали свое человеческое достоинство, свое право быть свободными в выборе жизненного пути, работы, любви и развлечений.

Киноактер примчался из Москвы по только что проложенной до его родного города автотрассе, которая через несколько лет дойдет до Риги. Его шикарную темно-красную «Яву» немедля окружили пацаны и знатоки техники постарше. Артист улыбался – точь-в-точь как на экране – и охотно рассказывал о своем мотоцикле, интересовался, есть ли приличная дорога от Ржева на Селигер. И тут же потряс мальчишек упоминанием о своем увлечении подводным плаванием.

На следующий день в городе появились наскоро сделанные вручную афиши: только один день! Творческий вечер киноартиста Юрия Белова!

Я одним из первых примчался к кассе кинотеатра «Победа». А потом схватил только что подаренный на день рождения фотоаппарат «Смена» и сел во дворе.

Караулить пришлось недолго. Белов появился в воротах в белой летней рубашке в крупную синюю клетку и светлых легких брюках. Завидев сидящего на лавочке пацана с фотоаппаратом наизготовку, он направился прямо ко мне. И не дожидаясь просьб, все с той же неотразимой улыбкой спросил:
– Что, хочешь сфотографировать? Тогда давай командуй – как мне лучше встать, как повернуться. Ты сейчас главный.

Юрий добросовестно позировал, пока я возился с фотоаппаратом, который взял в руки во второй раз в жизни. Из четырех или пяти кадров более или менее качественным, с непередержанной выдержкой и правильно выставленной диафрагмой оказался в итоге только один. Его я и отпечатал собственноручно в нескольких экземплярах на фотобумаге «Унибром» 9 на 12, сидя в темной кухне. Но это было позже, когда артист уже уехал.

А в тот вечер Юрий Белов выступал в кинотеатре перед земляками. Почти за полвека, прошедшие с того дня, я слушал множество знаменитых рассказчиков – и вживую, и по телевизору. Но Юрий Андреевич Белов остался в памяти как один из лучших в этом загадочном искусстве. Его актерские байки имели, как понимаю сейчас, одну особенность. Он никогда не показывал других  оказавшимися в нелепой или смешной ситуации. Нет, все упоминавшиеся им люди были как на подбор замечательными личностями, талант¬ливыми, прекрасными людьми. И кинооператор из Одессы Петя Тодоровский, лучше всех в мире играющий на гитаре. И на редкость скромная, несмотря на мировую славу и приглашения сниматься за границей, Татьяна Самойлова. И замечательный режиссер Эльдар Рязанов, с которым работать – одно удовольствие. А вот не слишком приятные ситуации почему-то всегда выпадали на долю самого Юрия.

Например, когда его, еще студента, пять раз подряд швыряли в Волгу женщины-работницы (в фильме «Вольница» он играл небольшую роль наглого приказчика на рыбных промыслах). Когда на съемках «Весны на Заречной улице» для эффектного кадра встал поближе к паровозу и машинист весьма чувствительно «подогрел» его паром. Когда его вызвали в актер¬ский отдел «Мосфильма» и сказали: «Будете сниматься в советско-французском фильме. Мы посмотрели копию вашего диплома – у вас пятерка по французскому». И далее следовала комическая история о том, как, едва зная язык на тройку, Белов умудрился получить «отлично», и как на съемках проходило его общение с французом-режиссером.

В этих рассказах проявилось главное, определяющее всю личность Белова качество – неподдельная доброжелательность к людям, идущая от огромной внутренней доброты. Эта доброта распространялась на всех без исключения – от именитых коллег по работе до случайно встреченного мальчугана с дешевеньким фотоаппаратом.

Через год или полтора после того приезда в Ржев его сестра-инвалид с матерью получили квартиру. Весьма возможно, не без помощи Юрия. Впрочем, точно не знаю – больше я свою бывшую соседку не встречал.

А с актером произошла совсем невеселая история. Документальных подтверждений ей нет, поэтому привожу ее так, как мне рассказывал человек, участвовавший в одном фильме с Беловым лет пять спустя и слышавший ее от самого Юрия Андреевича. Во время съемок комедии  Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» то ли на актерской вечеринке, то ли просто в курилке «Мосфильма» добрый человек Юра Белов якобы произнес фразу с несвойственной ему недоброжелательностью. Звучала она примерно так: «А этого дурака скоро с работы снимут – вот увидите».

Никиту Хрущева, которого имел в виду артист, действительно через полгода отправили в отставку. А Юрия Белова через пару дней после злополучного высказывания забрала заботливая «скорая помощь». Психиатрическая.  Несколько месяцев «лечения» сделали артиста другим человеком. Он стал проявлять несвойственные ему странности. Прежде общительный, распахнутый людям, стал уединяться, сторонился компаний. Перерывы в съемках проводил, уткнувшись в книгу, где-нибудь в сторонке. (Белов вообще был человеком очень начитанным и интеллигентным, кстати, принципиально никогда не употреблявшим бранных слов, что для актера его амплуа  не очень характерно.)  

В кино после выхода из больницы приглашали все реже. Его старался поддержать Эльдар Рязанов, давая  хотя бы эпизодические роли в своих  фильмах.

В театре-студии киноактера Белов с блеском играл мошенника – «князя» Милославского в спектакле по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Но партнеры перешептывались за спиной, писали жалобы в дирекцию. Белов – превосходный актер-импровизатор – на сцене то и дело отступал от заданного рисунка роли, вызывая у зрителей приступы смеха, а  у партнеров по сцене зависть и растерянность.

Последние двадцать лет жизни ржевского парня, ставшего на несколько лет всенародным любимцем, прошли практически в безвестности. Крохотные роли в кино, по¬считать которые можно по пальцам, одна большая серьезная роль на телевидении, впрочем, прошедшая без особого резонанса (в пожилом человеке с бородкой трудно было узнать прежних Гришу Кольцова или Толю Грачкина). Подработка частным извозом по ночам. К сожалению, употребление алкоголя, которому раньше актер всегда знал меру.

Юрий Белов после войны подростком оказался с родителями на далеких Курильских островах. Там полюбил морской простор, плавание и… Японию. Всю жизнь мечтал побывать в этой экзотической стране, много читал про нее, изучал ее культуру. Не удалось.

Так же, как не удалось получить за 35-летнюю актерскую карьеру  ни звания заслуженного артиста, ни одной награды или премии.   

Доброе сердце Юрия Белова остановилось на рассвете 31 декабря 1991 года. Перевозка долго не ехала. Когда санитары вошли в квартиру забрать тело, на экране телевизора, как всегда в этот день, Гриша Кольцов пытался объясниться в любви Лене Крыловой. Юрий Андреевич каждый раз пересматривал этот фильм под Новый год…

Сегодня уроженцу города Ржева – прекрасному артисту и доброму человеку Юрию Андреевичу Белову – исполнилось бы 80 лет.

Автор: Валерий Смирнов
42

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Без грусти и печали встречает Великий пост православная Тверь
О Прощеном воскресении наслышаны и те, кто никогда не ходит в церковь. Уж очень красив обычай в этот день не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и прощать всех обидевших нас, даже если они об этом не просят, и молиться за них.
26.02.201717:28
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию