14 Декабря 2017
$59.14
69.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Транспорт 27.07.2010

Непаханое правовое поле

Автострахование – нужен грамотный подход

Об этом шла речь на круглом столе, посвященном проблемам мошенничества в сфере автострахования. Мероприятие проводилось по инициативе депутата Госдумы Владимира Васильева.  В нем приняли участие начальник УВД по Тверской области Александр Куликов, начальник ГИБДД УВД по Тверской области Валерий Кучерявых, начальник управления по налоговым преступлениям областного УВД Денис Гонтарев, президент областной Ассоциации страховщиков Сергей Кочергин, а также представители страховых компаний, автовладельцы  и журналисты.

Владимир Васильев подчеркнул: сфера автомобильного страхования очень криминализирована. Люди полагают, что платят не просто за безопасность своего автомобиля, но и, возможно, за сохранность своей или чужой жизни. Они рассчитывают, что страховка обеспечит им возможность в случае чего качественно отремонтировать автомобиль, а значит, сделать его более безопасным для всех участников дорожного движения. Но от 10 до 30 процентов их средств идет в карман мошенников. Что далеко ходить за примерами: не так давно правоохранительные органы выявили группу аферистов, в которую входили 11 сотрудников ГИБДД плюс целый коллектив автосервиса. Этих людей подозревают в том, что они ухитрялись из одного фактического ДТП сделать десятки фиктивных (меняли детали, выписывали липовые справки). Но пока что  уголовное дело застопорилось.

Как отмечают милиционеры, в арсенале мошенников сейчас насчитывается 13 типичных схем афер. Причем страховщики и автовладельцы обманывают друг друга с равным успехом. Злоумышленники инсценируют ДТП, оформляют страховые полисы задним числом, симулируют повреждения автомобиля и идут за страховкой. Иногда якобы «потерпевшая сторона» приносит в страховую компанию липовую медицинскую справку о полученных травмах. Другие аферисты провоцируют ДТП, а их сообщники, переодетые в милицейскую форму, «обрабатывают» ни в чем не повинного водителя, доказывая ему, что это он нарушил все возможные правила.  Недобросовестные страховщики в свою очередь пользуются правовой неграмотностью автомобилистов, чтобы отказать в выплате (о конкретных примерах  мы расскажем в одном из ближайших номеров).   И эти схемы постоянно совершенствуются, чего не скажешь о законодательной базе автострахования.
Из множества проблем, обсуждавшихся на круглом столе, можно выделить четыре основные.

Аварийные комиссары

Их функции недостаточно четко определены. Да и работают аварийные комиссары далеко не в каждой страховой компании. Фактически сейчас их задачи выполняют сотрудники ГИБДД. Как отметил Валерий Кучерявых, это, во-первых,  дополнительная нагрузка на милиционеров. А во-вторых, это позволяет недобросовестным страховым компаниям уклониться от выплаты страховки. Ведь не каждое ДТП заканчивается вызовом сотрудника милиции. Если ущерб незначителен – до 25 тысяч рублей, можно обойтись и без этого. Участники аварии просто обмениваются страховыми полисами и разъезжаются. А потом они нередко приходят в ГИБДД с вопросом, как оформить справку о ДТП задним числом. Ответ прост – никак, это незаконно. А автовладельцы в растерянности: «Но что же нам делать, если страховщик не верит, что ДТП все-таки было?» Так что наличие аварийных комиссаров, которые прямо на месте происшествия разберутся, кто прав, кто виноват,  в любой страховой компании необходимо.

Сергей Кочергин согласился с этим и уточнил, что статус аварийного комиссара следует закрепить законодательно. Ну а пока имеет смысл подумать о создании фонда, из которого страховые компании могли бы выплачивать официальное вознаграждение сотрудникам ГИБДД, помогавшим разобраться в страховом случае.

Взаимодействие с автодилерами

Оно налажено у немногих страховых компаний. Из-за этого возникает ряд проблем. Так,  нередко страховые компании обязывают автовладельца ремонтировать машину именно в том сервисе, с которым у страховщика заключен договор. Цены там могут быть значительно завышены, а автозапчасти – неизвестно, какого качества.  Кроме того, если машина куплена недавно и находится на гарантии, владельцы предпочитают ремонтировать ее в сервисе автодилера. И порой из-за этого лишаются права на страховую выплату. Но что мешает страховщикам заключить договоры именно с продавцами машин? У них – фиксированные цены на «родные» запчасти, гарантийный ремонт и все условия для спокойствия автовладельца. Так что организация сотрудничества автодилеров и страховых компаний – очень актуальный момент.

Обмен информацией

Он фактически не производится. Нет единой информационной базы по ДТП, признанным страховыми случаями.  Выплаты, произведенные страховой компанией, – коммерческая тайна. И это дает излишне предприимчивым гражданам прекрасную возможность обратиться одновременно в разные компании и в каждой получить страховку за одни и те же повреждения. Потому понятия коммерческой тайны и безопасности придется как-то примирить. Возможно, это удастся сделать, если сведения о выплатах, произведенных тому или иному лицу, будут стекаться в структуру, которой страховщики могут доверять. Например, в милицию.

Фирмы-однодневки

Сейчас участились случаи, когда  автовладельцы, соблазнившись дешевизной, покупают полисы компании, стоящей на грани банкротства. Или заключают договоры страхования со страховщиком, лишенным лицензии (об этом нюансе брокеры их, как правило, не предупреждают). Как думаете, получат ли они страховку? Конечно же, да – после долгих месяцев беготни по судам и обращения в ассоциацию страховщиков. Стоит ли небольшая экономия такой нервотрепки? Так что следует помнить: небольшой страховой взнос – повод насторожиться.

Автовладельцы со своей стороны внесли ряд предложений. Так, многие люди предпочитают пользоваться общественным транспортом, а не стоять в пробках. И машину заводят два раза в неделю – в пятницу, выезжая на дачу, и в понедельник, возвращаясь оттуда. А платят страховой взнос наравне с теми, кто на машине только что мусорное ведро выносить не ездит. Возможно, имеет смысл сделать гибкие страховые взносы, в зависимости от частоты эксплуатации автомобиля?

Участники пришли к выводу, что все это можно решить на местном уровне. Теперь нужно разработать нормативные акты (в этом может помочь и областной департамент транспорта и связи). Предложения, позвучавшие на круглом столе, рабочая группа намерена довести до губернатора и Законодательного собрания  Тверской области.

Автор: Маргарита ВАСИЛЬЕВА
25

Возврат к списку

На решение жилищного вопроса молодых семей Тверской области направят 136 млн рублей
Уже почти два месяца в квартире пятиэтажного дома на улице Коробкова постоянно звучит звонкий детский смех. Иван и Анна Израйлевы и три их прелестные дочки обустраиваются на новом месте. 
13.12.201716:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость