04 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование16.07.2010

Конаково: Прошлое, настоящее и будущее Селиховской средней школы.

История средней школы Селиховского сельского поселения насчитывает без малого 115 лет. В далеком 1895 г. в деревне Марьино было открыто трехклассное земское училище.

История средней школы Селиховского сельского поселения насчитывает без малого 115 лет. В далеком 1895 г. в деревне Марьино было открыто трехклассное земское училище. Первоначальное здание школы сгорело в 1910 г., в 1912 было отстроено заново, и это деревянное сооружение верой и правдой служило до 1975 г., когда уже непосредственно в Селихове совхоз построил новое двухэтажное, капитальное здание.

 До этого в каждой деревне была своя начальная школа, но в 1975 г. все они объединились под одной крышей  в недавно отстроенном здании в селе Селихово.  Сначала Селиховская школа работала как восьмилетняя, а с 1976 г. была переименована в среднюю школу. В 1978 г. состоялся первый выпуск десятиклассников.

Ну-с, с преданиями старины глубокой, кажется, разобрались, пора переходить к  новейшей истории Селиховской средней школы, и об этом нам расскажет ее директор Смыслова Любовь Михайловна:

– Наша школа всегда была одной из первых в Конаковском районе, начиная со своей постройки и с первого директора, который ее принял,  – Кучеренко Петра Ивановича. По итогам учебного года 1975-76 гг. школа заняла первое место в районе, была награждена знаменем по итогам соцсоревнования. В 1979 году школа была на втором месте среди школ города и района. 
На базе школы неоднократно проводились областные семинары, где школа представляла свой опыт работы. Когда начался эксперимент по обучению  шестилетних детей, по решению облоно экспериментальное обучение в нашем районе началось именно с нашей школы. Вести эксперимент было поручено Агафоновой (Баевой) Нине Васильевне, тогда  молодому, талантливому, перспективному учителю. По итогам года селиховский эксперимент был признан лучшим в области.

Во времена совхоза «Конаковский» в школе насчитывалось более 400 учеников, и школа работала в две смены. Совхоз тогда быстро развивался, строились жилые дома, приезжающим  давали квартиры, и народ (и, прежде всего, молодежь) сюда активно ехал на работу. Детский садик и школа нашего поселения были переполнены. Но та славная эпоха в жизни нашего села осталась, к сожалению, в прошлом, и сейчас в нашей школе всего 141 ребенок. Всего в школе 12 классов (1 класс коррекционно-развивающего обучения), параллелей нет. В среднем в  классах по  11-12 человек.

По наполняемости  классы очень разные: есть класс, где всего 4 человека (выпускной 9-ый класс этого года), а есть класс, где 25 человек. Причем, наполняемость очень сильно меняется от года к году: как я говорила, в выпускном 9-м классе 4 человека, а в следующем за ним 8-м – 18 учеников; в 7-ом классе –8 человек, а в 6-ом их уже 25. В этом году мы планируем набрать человек 13-14 первоклассников. И, судя по предварительным данным, количество детей будет из года в год только увеличиваться, так как мы уже миновали так называемую «демографическую яму». Сейчас у нас в поселении в среднем рождается 18-20 детей в год.

В этом году у нас замечательные выпуски:  в 9 классе -  четыре человека (все девушки, одна из них – Катя Чиркова - отличница), в  одиннадцатом – три выпускника (две девушки - серебряные медалистки, и один парень). Наши ребята показали высокие результаты на ЕГЭ. Так, Ира Новикова – второй результат по биологии из 53-х сдававших этот предмет в районе и 4-й по русскому языку из более 350 сдававших, у Ани Варламовой  6-й результат. 

– Как вы относитесь к ЕГЭ?
– Положительно, но только в том случае, если ЕГЭ все же будет экзаменом не для всех, а только для тех, кто собирается продолжить свое образование в высших учебных заведениях. У детей должен быть выбор  итоговой аттестации. Вы же понимаете, детки у нас разные и далеко не всем учеба дается одинаково легко.

У нас же, по-моему, по области 645 выпускников не сдали ЕГЭ по математике, и если эти дети не сумеют его пересдать, то они не получат аттестаты. Куда им идти дальше?  На улицу?  Пусть сдают обычный экзамен, получают свою «тройку» и идут в училища, получают рабочие профессии, главное, чтобы были здоровы душой и телом.  У нас же дефицит людей рабочих профессий. На заводах у станков в большинстве своем пенсионеры трудятся, хорошего столяра, плотника не найти.

–  Как прошел выпускной?
– Как всегда! Традиционно хорошо! Педагогом-организатором  Н.Э. Подножкиной была  подготовлена  огромная компьютерная презентация из   истории жизни выпускников   в школе, от первого до последнего звонка. Мы специально собираем фотографии с первого класса для того, чтобы на выпускном напомнить детям их «боевой путь».  Многие  плакали.  Осознание того,  насколько дорого все, что связано со школой, приходит именно в выпускном классе.

Сейчас, может быть, детям выпускные вечера не так интересны, как в те времена, когда в классах было по 18-20 человек и поровну парней и девушек. А в этом году в 11-ом классе две девочки и один юноша, а в 9-ом и вовсе четыре девочки и ни одного представителя сильного пола. То есть той романтики, когда класс идет встречать рассвет, пожалуй, уже и нет.

– Сейчас, я так понимаю, у вас работает летний лагерь.
– Он уже завершает свою работу, так как второй смены у нас не будет – учителя уходят в отпуск, а школа закрывается на ремонт (наконец-то нам обещают починить аварийное крыльцо, которое грозится обрушиться).  А так у нас в оздоровительном лагере – 30 человек, и 20 учащихся работают в летнем трудовом лагере: занимаются уборкой территории, ухаживают за клумбами и помогают рабочему  по комплексному обслуживанию.

Занятые в летнем лагере дети выезжают на районные соревнования, уже несколько грамот привезли. От души хочется поздравить Лукьянову Полину за 2 место в личном первенстве по шашкам. Ни одной партии не проиграла, правда, была ничья в одной из партий, отсюда – второе место.

– Какие планы на будущее?
– С  2011 года, начиная с первого класса,   мы будем переходить на новые образовательные стандарты. А уже с первого сентября переходим на программу «Перспективная начальная школа», соответствующую новым стандартам.  Подготовлен  кабинет для первого класса,   оснащен интерактивной доской,  компьютером, сканером - принтером, мультимедийной установкой. И начнем вот так каждый год (начиная с начальной школы)  комплектовать оборудованием  учебные кабинеты.

Школа наша имеет статус базовой в образовательном округе «Ручьи –Селихово - Дмитрова Гора».  С Дмитровогорской и Ручьевской школами мы тесно дружим и многие дела планируем и проводим совместно.
В школе работает информационный центр. Все компьютеры подключены с сети Интернет через беспроводную сеть.  Есть свой  сайт (www.selichovo.edusite.ru).

– Что же в себя включает этот новый стандарт обучения в средней школе?
– Если в двух словах, то это принципиально новый подход к обучению. Традиционная система образования формировала знаменитые ЗУНы (Знания, умения и навыки),  которые ребенок мог  применять в однозначной или относительно знакомой  ситуации. А если ситуация новая!?   Вот почему заветная цель современного образования – научить детей учиться, научить выбирать и использовать необходимые источники информации, применять в своей деятельности, оценивать  ее результаты, т.е.  сформировать ключевые компетенции, необходимые  ребенку для различных видов деятельности.

     - А что касается воспитательной работы?
     - Одно из основных направлений воспитательной работы школы – патриотическое воспитание. Во дворе школы год назад был установлен памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны выпускникам и преподавателям школы, за которым ухаживают наши ученики. На том памятнике высечены порядка пятисот фамилий наших учителей и выпускников, погибших в годы войны, и поиск имен продолжается. У нас сохранились еще довоенные книги учета выдачи свидетельств об образовании. Естественно, что почти все выпускники тех лет в 41-м были призваны  защищать Родину.

Очень помог нам бывший выпускник нашей школы Иван Андреевич Рулев  (кавалер трех орденов Славы),  которому знакома была каждая фамилия в этих книгах (кстати, его фамилия там тоже есть).  Делали объявления для населения; население шло к нам и приносило сведения о воевавших дедах и отцах.

Есть у нас на втором этаже зал Боевой славы с фотографиями погибших земляков (многие из них существуют в единственном экземпляре!) экспозиция  об истории школы и импровизированный зимний сад.

Детям предлагается достаточная сеть кружковой работы. Школа тесно сотрудничает с КОЦ «Новая Корчева». Наши ребята с удовольствием посещают кружки:  керамики, золотошвейного дела, студию иконописи.
Рядом дом культуры, с которым у школы давняя тесная дружба, музыкальная школа.

Работают спортивные секции  футбола, волейбола и борьбы. Наши борцы весьма успешно выступают на соревнованиях, тоже регулярно приносят в нашу копилку награды и медали. Со следующего учебного года мы планируем ввести в штатное расписание ставку организатора спортивной работы.

– А основы религиозных культур и светской этики у вас преподают?
– Да, у нас дети посещают курс ОПК как кружок. В этом году в 4-м классе в качестве эксперимента был введен 17-часовой курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс интересный, нужный, поддержан великолепным учебно-методическим комплектом, но проблема заключается в том, чтобы выкроить под него место в учебном плане не в ущерб другим предметам и при этом не допустить перегрузки детей.

– Расскажите что-нибудь о своем коллективе.
– Коллектив у нас стабильный, все мы друг друга знаем уже не один десяток лет.  Новых «вливаний» в коллектив практически нет, потому что наша зарплата не прельщает молодежь. За последние три года одна только девушка, наша бывшая выпускница, Мельникова Светлана Николаевна, пришла учителем физкультуры. Бережем, как зеницу ока, чтобы не ушла. 

Выпускники педвузов звонят, спрашивают, предоставляется ли жилье, увы, в поселении служебного жилья  нет. Вот тут круг и замыкается.
А так средний возраст педагогов 49-50 лет. Это такой мой ночной кошмар, что сразу несколько учителей могут подать заявление о выходе на пенсию. И кем мне их заменить? Правда, все нам завидуют. В нашем коллективе работает 5 мужчин, ни одна школа похвастаться этим не может.

Из педагогов- ветеранов особо хотелось отметить учителя русского языка и литературы Лидию Алексеевну Никонорову, которая работает в нашей школе со дня ее открытия. Этот год для нее юбилейный – 40 лет она работает учителем. Она из педагогической династии, ее папа был историком, директором школы, мама – учителем начальных классов. Неоднократно награждалась грамотами управления образования, департамента образования, имеет медаль «За трудовую доблесть». Человек глубоко порядочный, интеллигентный. Дети все ее очень любят.

Из педагогической династии и бывший директор школы Сорокина Любовь Михайловна. Ее педагогический стаж – 42 года. 14 из них – в качестве директора, а это значит:  14 лет без отпуска, полноценного отдыха. 

Помню, первое, что сделала Любовь Михайловна (тогда было время тотального дефицита, ремонтировали школу тем, что давали), перекрасила школу в светлые тона и обставила школу комнатными цветами. Стало сразу как-то по-домашнему.  В школе она жила в прямом и переносном смысле. Именно при ней школа в 2004 году была названа районной администрацией  «Школой года». Любовь Михайловна имеет звание «Почетный работник народного образования».  Сегодня она уходит на заслуженный отдых.

– Говорят, что здание школы зимой промерзает насквозь.
– Действительно, у нас зимой стоит, как говорят,  собачий холод. В угловых кабинетах заниматься невозможно в сильные морозы, мы их закрываем. Да и в остальных кабинетах дети занимаются в куртках, а порой и в варежках. Создается впечатление, что здание нашей школы первоначально задумывалось как летний домик.  Радует только то, что недавно при помощи наших постоянных спонсоров – селиховских депутатов нам на первом этаже установили стеклопакеты,  и стало заметно теплее.

Очень много сейчас мороки со школьным автобусом, который надо, согласно правилам, оборудовать ремнями безопасности, а он с завода к нам пришел без ремней.
А так, как я уже говорила, основная проблема в том, что почти весь коллектив приближается к пенсионному возрасту, и замены нам пока не предвидится.

Еще одна проблема – это низкие зарплаты, и чтобы прожить, учитель вынужден брать не одну ставку (18 часов в неделю), как положено. Отсюда и усталость, работа на  пределе сил, так как одно дело, когда педагог занимается с учениками 18 часов в неделю, а все остальное время готовится к урокам, повышает свой профессиональный уровень, и совсем другое – когда он работает на износ,  на пределе возможностей. Надеюсь, вы поняли, о чем я.

  Да, в общем-то, проблемы, наверное, у всех школ одинаковые. Глазами много бы чего сделать хотелось, средств, увы, не хватает. Так что, когда приходят субвенции, мучительно думаешь, что является первоочередным, а что может еще немного подождать.

– Как относитесь к грядущему переводу школ на самофинансирование? На чем планируете зарабатывать?
– А нам не на чем зарабатывать. Народ на селе живет очень небогато. Много неполных, многодетных семей, есть и неблагополучные семьи.  Так что мало кто из родителей может себе позволить оплачивать дополнительные образовательные услуги.

Автор: Владимир Рокотов, «Конаковская панорама»
264

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию