20 Ноября 2017
$59.63
70.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 15.07.2010

Диалог с Мировым океаном

в книге капитана Николая Литау «Третье кругосветное плавание на яхте «Апостол Андрей»

в книге капитана Николая Литау «Третье кругосветное плавание  на яхте «Апостол Андрей»

Пусть сейчас у нас летний день, но давайте мысленно перенесемся в зимнее сверкание антарктических льдов:

«Антарктида, будучи дамой холодной, но прекрасной и романтичной, почувствовала высокий настрой наших душ. Полог туч был разорван, и открылись бездонные небеса, украшенные великолепным полярным сиянием. Туманная дуга перекинулась через весь свод – от горизонта до горизонта. Со стороны магнитного полюса в зенит ударили яркие расходящиеся лучи. По всему небу, закручиваясь в замысловатые спирали и узоры, потекли ручьи и реки белого огня…»
Это строки из дневника сурового, но прекрасного и романтичного человека, с высоким настроем души, верного поклонника морской стихии – капитана яхты «Апостол Андрей» Николая Литау. Его записи во время трех кругосветных плаваний легли в основу трилогии, посвященной этим путешествиям.

Читатели «Тверской Жизни», надеемся, помнят, что первые строки трилогии увидели свет на страницах нашей газеты. Расшифровка первых позывных, которые пришли в клуб тверских радиолюбителей Виктора Ермакова (порой эти трафики становились единственной ниточкой, связывающей тогда через эфир яхту с Землей), тоже была опубликована у нас. Теперь в автографе своей книги капитан так и записал: «Вот видишь, до чего довела та первая заметка в «ТЖ» много лет назад?!»

Начиная с 1996 года, когда «Апостола Андрея» спустили на воду в волжской гавани в маленьких Перемерках, российский парусник обогнул восточное полушарие Земли, впервые в мире прошел по трассе Северного морского пути. Это плавание было признано Королевским крейсерским клубом самым выдающимся достижением мирового яхтинга на стыке тысячелетий. Британский клуб вручил капитану свою высшую награду – медаль «За искусство мореплавания (Medal for Seamanship). Николай Литау стал первым и единственным в России обладателем этой престижной награды. Новый Свет также признал заслуги россиян в экстремальном плавании и удостоил капитана медали «Голубая вода» (The Blue Water Medal). Причем эту старейшую международную яхтенную награду Крейсерского клуба Америки вкупе с британской Medal for Seamanship имели за всю историю парусного плавания всего шесть капитанов. Среди них – Вили де Роос, первый из яхтсменов, прошедший Северо-Западный морской путь. «Апостолу Андрею» предстояло его покорить во время второго кругосветного плавания.

В 2001–2002 годах ледовый путь вдоль арктического побережья Канады был пройден. Далее яхта обогнула западное полушарие и замкнула полярное кольцо, прочертив знаменитую восьмерку по периметру Северного Ледовитого океана. Этот уникальный маршрут, дважды опоясавший земной шар, стали называть «Восьмеркой Литау». Но не может человек, обошедший Арктику, не мечтать обойти Антарктиду. И в сентябре 2004 года взяла старт третья кругосветная экспедиция. Парусник держал курс на Антарктиду. Рождалась новая «восьмерка»: путь лежал на шестой континент. На борту было всего четыре человека. Скамейка запасных на тот раз оказалась длинной. Дорога – еще длиннее. Впрочем, лучше откроем книгу...

О плавании

9 февраля 2005 года, среда.

Вчера исполнился месяц, как мы пересекли 60-ю параллель.

11 февраля 2005 года, пятница.

Еще одна веха позади: 120-й меридиан, треть антарктической окружности. Примерно столько меридианов пересек к югу от 60-й параллели Джеймс Кук во время своего второго плавания, в которое он был отправлен специально для поисков шестого континента.

Земли Кук не обнаружил и пришел к выводу, что предполагаемый материк недоступен для мореплавателей и не может принести пользы человечеству. 230 лет назад, примерно в эти дни – 6 февраля 1775 года, завершая третью навигацию в Южном океане, Кук писал в дневнике: «Я могу взять на себя достаточную смелость, чтобы сказать, что ни один человек никогда не решится сделать больше, чем я, и что земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы».

Кук погорячился. 45 лет спустя русская экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева достигнет берегов Антарктиды, а в XX веке начнутся регулярные исследования шестого континента. Но белых пятен в этих широтах достаточно и на сегодняшний день.

13 февраля 2005 года, воскресенье.

Компас совсем не работает, до магнитного полюса меньше 300 миль, склонение перевалило за 100w, но все это в теории, нашему компасу не хватает магнитных сил, чтобы реагировать.

19 февраля 2005 года, суббота.

Ночь была ясной и морозной. Высыпали звезды, мужики занялись их определением и изучением звездного неба. Но холод не очень-то способствовал этому занятию. На стыке вахт я все-таки одолел опус о магнитном полюсе… Теперь уже отчетливо виден материк… Подготовили с боцманом свидетельства о пересечении полярного круга. Трое из команды не были за Южным, а двое – ни за каким. Придумали простую процедуру. Здесь за борт не выпихнешь, как на экваторе, и печать не поставишь. Северный круг мы заедали, выпив морской воды, мантаком. Сегодня никакой экзотики, к сожалению, нет. Если только пингвина поймать… А до круга тем временем осталось 6 миль… Палуба за ночь вся обледенела. Леера, блоки, веревки – все во льду. Ночью наш термометр показал 70С. Мне кажется, он немного привирает.

7 марта 2005 года, понедельник.

В России началась Масленица, а у нас пошел последний градус 60-х. В 19.40 «Апостол Андрей» пересек 60-ю параллель и вышел из зоны Договора об Антарктиде. Ровно два месяца мы провели в антарктических водах, пересекли 193 меридиана, прошли 6500 морских миль, из них 360 – без руля».

11 марта 2005 года, пятница. (Яхта уже без руля, под него приспособили дверь. – М.С.).

Пошел я после четырех ночи отдохнуть. Сделал попытку постричь бороду, но машинка оказалась разряженной, успел только одну сторону состричь. Поставил на заряд, пользуясь работой дизеля, и, раздевшись, нырнул в спальник. Но только вытянулся в блаженном тепле, как яхта легла на борт. В снастях завыл и засвистел ветер, корпус стал содрогаться от порывов. Я лежал и думал: «Почему Саня (старпом Киреев) не остановит дизель?» – нужды в нем явно не было. С очередным шквалом в мою каюту что-то влетело. Оказалось: сапоги боцмана, перелетевшие с противоположного борта. Вслед за сапогами прилетел мольберт художника вместе с какими-то мешками и пакетами. Начал выползать из логова, но сделать это оказалось не просто. Ни палуба, ни борт не были горизонтальными. Одеваться пришлось, карабкаясь по переборкам…

Когда я выглянул, там дуло так, что стало проблемой вылезти из люка. Потравил стаксель-шкот и, цепляясь за леера и релинги, пробрался к грот-мачте. Пройти на бак оказалось почти невозможно: сила ветра была такова, что, шагая ему навстречу, испытывал ощущение, будто упираюсь в стену. Вода вокруг кипела, яхта шла, лежа на боку. Подоспел Саня (старпом Киреев), мы с трудом успокоили и увязали стаксель. Пока убирали парус, каждого волной пару раз протащило по палубе во всю длину страховки.

Оставшись с одним триселем, «Апостол» с облегчением выровнялся. Больше мы ему ничем помочь не могли… Прибор показывал скорость ветра 31 м/с – 12 баллов».

23 октября 2005 года «Апостол» снялся с якоря в гавани владивостокского яхт-клуба «Семь футов», чтобы продолжить прерванную антарктическую кругосветку. На борту, как и год назад, места заняли четыре человека. Кроме самого капитана со дня старта шел на яхте Анатолий Семенов (как раз его рисунками проиллюстрирована, скорее украшена книга). Решил тряхнуть стариной и первый боцман яхты Володя Киреев из Твери. (М.С.)

21 февраля 2006 года, вторник. Яхта шла вдоль берега Антарктического полуострова проходами Пенола, Лемер и Батлер. Жалок мой язык, чтобы описать красоту и величие этих мест. Белоснежные вершины, обрывистые мысы, высоченные утесы, голубые ледники, спускающиеся с заоблачных вершин к самой воде. И все это не где-нибудь в отдалении, а в десятке метров от борта яхты. При желании можно подойти вплотную и коснуться рукой.
Особенно впечатляющ Лемер: утесы высотой с полтысячи метров подходят друг к другу вплотную, оставляя узкий глубоководный проход для судов. Гомер мог сочинить свою историю со Сциллой и Харибдой, сидя на одном из утесов Лемера.

4 марта 2006 года, суббота. Три «великих» мыса – Доброй Надежды, Луин и Горн – должен обогнуть каждый моряк, чтобы считаться совсем уж крутым морским волком и иметь право, вдев серьгу в ухо, сидеть в припортовом кабаке, положив ноги на стол. Так гласит одно из преданий эпохи флибустьеров и чайных клиперов.

Забавно, что ни один из этих мысов в географическом плане не является самым выдающимся… Мыс Горн больше своих «коллег» соответствует знаковому имиджу… и находится в таком месте, где шторма – это норма, волны могут достигать гигантских размеров, а айсберги – частые гости.
«Апостол Андрей» обогнул все три мыса по два раза, причем мыс Горн в обоих направлениях. Помимо них на нашем счету есть мысы не такие популярные, но гораздо менее доступные. Это мыс Зенит – северная оконечность Америки, и самый высокоширотный материковый мыс на Земле – мыс Челюскина, северная оконечность Евразии… До вчерашнего дня не было в нашей коллекции только одного мыса – северной оконечности Антарктиды, которая в отличие от других континентов имеет только одно, северное, побережье и соответственно один крайний мыс. Им является Прайм Хед, расположенный на кончике Антарктического полуострова. Его меридиан «Апостол Андрей» пересек сегодня в полночь и этим закрыл для себя тему мысов. Интересно, случись это пару сотен лет назад, что мы могли бы класть в кабаке на стол?

6 марта 2006 года, понедельник. Теперь, через три дня после выхода с Беллинсгаузена, мы были в 50 милях от Южных Оркнейских островов… Вокруг было на редкость хорошо. Стоял ясный день, термометр, ошалев от прямых солнечных лучей, показал температуру +90С. Но к вечеру давление стало падать, и погода испортилась… Вскоре локатор обнаружил лежащие на нашем курсе айсберги. Они охраняли подступы к Южным Оркнеям. До трех десятков ледяных гор одновременно засветились на экране локатора… Волны отражались от айсбергов, создавая толчею, ветер, путаясь в их частоколе, то затихал совсем, то набрасывался на паруса с удвоенной силой. В этом лабиринте, при нулевой видимости, мы проблуждали всю ночь… Ветер стал северным, и нам, чтобы попасть на острова, нужно было бы лавировать в этом неуютном месте 50 миль. Точку в размышлении «заходить – не заходить» поставил гик. При очередном неожиданном заходе ветра он перебросился на другой борт, заехал капитану по черепу и выбил оттуда последние сомнения.

Делу партии верны

(из новозеландских записей)

Третья неделя нашей стоянки в Веллингтоне завершалась днем рождения основателя единственно верного учения и, наверное, поэтому стала ударной… В середине недели нам отдали отремонтированные паруса, а в пятницу, ровно в 135-ю годовщину, завершили изготовление руля. Новый и красивый, его теперь предстояло воссоединить с яхтой… Все это побудило капитана к непопулярным действиям: он вспомнил, что 14 лет назад был партийцем с 15-летним стажем, и объявил коммунистический субботник. Команда, чертыхаясь, поминая вслух вождя пролетариата и защитника всех угнетенных, а про себя – эксплуататора и кровопийцу капитана, нестройными рядами, в колонну по два, потянулась к рабочим местам. Тут надо уточнить, что за прошедшую неделю мы изменились не только качественно, но и количественно: нас осталось только трое… экипаж покинули старпом, боцман и доктор. Оставшиеся – художник Семенов и матрос Балымов – больше чем две колонны образовать не могут, ну если только сразу пятую.

Как бы то ни было, но энтузиазм охватил массы, и к середине дня паруса были на месте, а двигатель довольно урчал, имея возможность выдыхать отработанные газы. «Апостол Андрей» вновь обрел все свои способности к движению, не хватало только руля – направляющей и организующей силы, чтобы вести яхту и экипаж правильным курсом…Субботник был объявлен закрытым, деньги, заработанные на нем, традиционно и по молчаливому одобрению экипажа выплачены не были. После предварительного подведения итогов… экипаж направил свои стопы в неподалеку расположенный бар «PRAVDA». Там нас ожидало разочарование: заведение было закрыто на «спецобслуживание»…

На 26-й день пребывания в Новой Зеландии мы вновь обрели способность управлять яхтой… Из порта в марину мы возвращались уже с рулем. Непередаваемое удовольствие! Понять его может только тот, кто месяц изо всех сил тянул веревки на манер ямщика, воображая, что рулит, яхта же при этом шла своим курсом. У штурвала выстроилась очередь, и только короткий переход спас рулевую колонку от поломок, иначе ее выкорчевали бы из палубы от избытка чувств и энтузиазма…

О китах и пингвинах

3 февраля 2005 года, четверг. За два первых февральских дня сделали хорошие переходы – по 150 миль, пересекая по пять меридианов. Вчера пересекли 90-й – четверть глобуса уже позади. В начале сегодняшних суток прошли меридиан обсерватории Мирный, первой советской станции в Антарктиде… После обеда пришли горбатые киты. Вначале парочка, потом еще. И собралось их не меньше семи. Поначалу они просто сопровождали нас, потом начали развлекаться: подныривать, переворачиваться, демонстрируя то свои длинные грудные плавники, то хвост. Один кит перевернулся на спину и так плыл рядом с яхтой, показывая голубоватое брюхо. Вообще-то снизу они белые, но сквозь воду кажутся голубыми… Горбач – кит не самый большой: 11–15 метров длиной (яхта – 16 метров) и весом 25–30 тонн, но достаточно общительный и наиболее энергичный среди больших китов. Отличить его от собратьев легко по очень длинным боковым плавникам, которые достигают трети длины тела и напоминают крылья…

Все высыпали на палубу, извели не по одной пленке и посадили батареи цифровых аппаратов, снимая китов. Киты разрезвились, стали подныривать под яхту, пересекать ей курс перед штевнем. Я забрался на релинг у грот-мачты, чтобы снять китов сверху. В этот момент один из них начал пересекать нам путь, нырнув под штевень, перевернулся и шлепнул яхту хвостом по скуле. Шлепок был мягкий. Но меня по пояс обдало водой. Киты еще с четверть часа поныряли и покинули нас.

22 февраля 2005 года, вторник. Наш термометр показал –110С. После обеда наблюдаем забавную картину «охоты» на пингвинов Адели. Биологи гонялись за ними и ловили для каких-то своих целей. Пингвины бегали довольно шустро, забавно оттопырив назад крылья и возмущенно вереща. Ученые догоняли их, чертыхаясь и подскальзываясь… Потом один из аделек пришел к нам в гости, гордо демонстрируя цифру «8» на груди. Как он догадался, что мы специалисты по «восьмеркам»?

Автор: Подготовила Маргарита СИВАКОВА
13

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость