04 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 13.07.2010

Истинно народный артист

Николай Крюков, тверской родом

Николай Крюков, тверской родом

Эти слова высечены на скромном надгробии актера театра и кино Николая Николаевича Крюкова на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Любимый актер нескольких поколений зрителей, впервые снявшийся в кино еще в 1938 году, получил звание заслуженного артиста России,  только когда ему шел семьдесят шестой год.

Николай Крюков родился 8 июля 1915 года в старинном селе Замытье. Окончив сельскую школу, он уехал из Рамешковского района в Ленинград, был рабочим на заводе «Севкабель».  Начав с самодеятельной студии при родном заводе, он затем поступил в студию знаменитого Ленинградского Большого драматического театра, которую окончил 20-летним, в 1935 году.
Уже на следующий год Николай начал профессиональную актерскую деятельность, поступив в театр-студию талантливого режиссера и драматурга Сергея Радлова, мужа известной поэтессы, переводчицы Шекспира Анны Радловой. Студия превратилась в 1939 году в театр имени Ленсовета. Несколько предвоенных лет принесли молодому актеру огромную популярность и, без преувеличения, любовь взыскательных ленинградских зрителей. Радлов вводил его на многие ведущие роли в своих театральных постановках. Тогда же Крюков впервые прикоснулся к кино, сыграв роль второго плана в фильме Леонида Лукова «Морской пост» — о пограничниках одного из тихоокеанских гарнизонов. В 1941 году он снялся в киноленте «Политрук Колыванов»,  завершить съемки которой помешала война. 

Война резко изменила судьбу и театральную карьеру нашего земляка. С приближением фашистов к Ленинграду театр имени Ленсовета не был эвакуирован, труппа продолжала играть и в условиях блокады. Только в марте 1942 года едва живых от голода артистов вывезли в Пятигорск, и вскоре театр возобновил  деятельность.

Летом немецкие войска подошли к Пятигорску,  театр вновь стали готовить к эвакуации. Но обстоятельства сложились трагически: немецкий авиадесант молниеносно взял город. Артисты ждали у входа в театр, когда придут два обещанных грузовика, а вместо них появились немецкие мотоциклисты. Вспоминают, что Сергей Эрнестович Радлов, оценив ситуацию, произнес: «Всех прошу вернуться в общежитие и по возможности постараться отдохнуть и подкрепиться. Произошло то, что произошло. Это надо принять как неизбежное. Постарайтесь быть сдержанными в своих высказываниях при общении и запомните хорошую пословицу: молчание — золото. Проявите терпение и такт, не забывайте, что вы артисты театра, достойного уважения всеми, где бы он ни оказался по воле рока...»

Эти слова оказались пророческими. Оккупационные власти были осведомлены о том, что к ним в плен попал театр высшей категории. В феврале 1943 года актеров погрузили в товарный вагон и отправили в Запорожье. Режиссер с умом дипломата и талантом большого артиста, происхождением из петербургских немцев, естественно, отлично владевший немецким языком, сумел доказать оккупационным властям,  что расправа над его театром не принесет им лавров,  гораздо лучше, если актерам позволят играть.

В Запорожье состоялась премьера «Гамлета» с Николаем Крюковым в главной роли. В сентябре  1943 года немцы перевезли труппу театра в Берлин, и начались вынужденные гастроли по Европе. Волею судьбы часть театра во главе с Радловым оказалась на юге Франции, где они показывали для русского эмигрантского зрителя спектакль «Без вины виноватые» по пьесе А.Н. Островского.
Когда Франция была освобождена союзниками, актеров перевезли в Париж, а затем, по предложению советской миссии, все они вернулись на родину, где Радлова с женой  ждали арест и обвинение в измене Родине. Приговор — десять лет лагерей.

Николая Крюкова, как и других актеров-радловцев, не брали ни в один московский и ленинградский театр. Так началась его провинциальная жизнь. Крюков сменил немало сцен, играл в театрах Тбилиси, Ростова-на-Дону, Риги. Играл и на родине, в Калининском драматическом театре.
Актером кино он окончательно стал в 1958 году. В хрущевскую «оттепель» ему, наконец, удалось вернуться в Ленинград и поступить на киностудию «Ленфильм». В тот же год на экраны вышел фильм «Последний дюйм» по одноименному рассказу Джеймса Олдриджа, в котором Николай Крюков сыграл роль летчика Бена Энсли. Его актерская работа была отмечена премией Всесоюзного кинофестиваля за лучшую мужскую роль и стала настоящей визитной карточкой актера. Фильм и сейчас производит сильное впечатление, а песня-лейтмотив «Тяжелым басом гудит фугас…» уже более 60 лет живет собственной полнокровной жизнью.

Крюков много и с успехом снимался в кино в 1960-х годах, и почти все роли, даже небольшие, оказались запоминающимися: Тит Бородин в «Поднятой целине», майор Ржанов в «Чистых прудах»,  немецкий шпион Дункель в «По тонкому льду» (фраза «Спокойно, Дункель!» стала крылатой), Виктор Гюго в «Ошибке Оноре де Бальзака»…

И тогда, и позднее Николай Крюков часто снимался в детективах и фильмах на военную тему. Внешние данные, взгляд, манера двигаться и, конечно, высочайшее актерское мастерство позволяли ему неповторимо играть сложные характерные роли. В 1970-х — 1980-х годах не остались незамеченными его работы в фильмах «Пропажа свидетеля», «А вы любили когда-нибудь?», «Земля Санникова», «Смерть под парусом», «В зоне особого внимания», «Бронзовая птица», «Остров сокровищ» и многих других.

Одной из лучших работ Н.Н. Крюкова в кино стала роль рецидивиста Прохора в фильме «Петровка, 38». В сериале Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», конечно, блистали прежде всего Василий Ливанов и Виталий Соломин, но и роль полковника Себастьяна Морана в исполнении Николая Крюкова запомнилась миллионам любителей кино.

В 1990—1992 годах, когда Н.Н. Крюкову исполнилось уже 75 лет, вышло девять фильмов с его участием! На одном из петербургских сайтов есть строки, с которыми нельзя не согласиться: «Он мог сыграть немецкого генерала и советского полковника, бельгийского барона и кубинского коммуниста, шведского адмирала и ганноверского короля, председателя рыболовецкого совхоза и командира партизанского отряда, следователя и бандита-рецидивиста. И отрицательных, и положительных героев он всегда играл на самом высшем уровне».

Среди наших земляков немало блистательных актеров: Вера Васильева и Нина Сазонова, Владимир Зельдин и Михаил Царев, Георгий Жженов и Олег Видов… Николай Крюков — в этом ряду избранных.

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ, доктор культурологии, профессор Государственной академии славянской культуры
2

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию